Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:56, реферат
Выстраивая свою типологию культуры О. Шпенглер, так же как и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.
1.Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное…3
2.Достижения архитектуры Древней Греции………………………………6
Список литературы………………………………………………………..14
СОДЕРЖАНИЕ
1.Типология культуры О.
2.Достижения архитектуры Древней Греции………………………………6
Список литературы…………………………………
ШПЕНГЛЕР, Освальд (Spengler, Oswald),
(29.5.1880 - 8.5.1936) - немецкий философ, историк
и теоретик культуры, представитель
"философии жизни". Родился
в городе Бланкенбург. Окончил университет
Галле, преподавал в школе. Известен
благодаря своему основному произведению
- "Причинность и судьба. Закат
Европы" (1918-1922), в котором он рассматривает
культуры в процессе мировой истории
как организмы с ограниченной,
определяемой им приблизительно в тысячу
лет длительностью жизни. Шпенглер
пытается обосновать кризисные явления
в западноевропейской культуре, сравнивая
ее с греческой культурой. Всего
выделяется восемь культурно-исторических
типов: китайская, вавилонская, египетская,
индийская, античная (греко-римская,
аполлоновская), арабская (магическая),
западноевропейская (фаустовская), майя.
На стадии возникновения, по его мнению,
находится русско-сибирская
Выстраивая свою типологию
культуры О. Шпенглер, так же как
и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный
ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая
культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского,
исходившего в поиске ответа на этот
вопрос из разной функциональной роли,
которую в истории играет каждая
индивидуальная культура, благодаря
доминированию в ней какого-
Жизненный цикл культур, по
мнению Шпенглера, это жизненный
цикл любого живого организма. Смерть
каждой культуры и ее изолированность
от других культур не могут обеспечить
единства культурной и в целом
исторической жизни человечества. В
этом плане О. Шпенглер выделяет 8 типов
культур, достигших своего завершения:
китайская, вавилонская, египетская, индийская,
античная (греко-римская), арабская, западноевропейская,
майя. На стадии возникновения, по его
мнению, находится русско-сибирская
культура. Критерием типологизации
О. Шпенглера выступает внутренний,
психологический строй
Арнольд Тойнби – известный
английский ученый (1889–1957). Свои взгляды
на культуру и человеческую историю
А. Тойнби подробно изложил в работе
«Постижение истории», основной целью
которой является выявление "смысла
человеческой истории. Поскольку мировая
история есть история человечества,
человек выступает главным
История культуры есть история
взаимодействия идей и мнений: нет
никакой единой истории как непрерывного
линейного поступательного
Цивилизации разделяются
на первичные, вторичные и третичные.
Критомикенская цивилизация первична
по отношению к Греции, а христианская
третична по отношению к античности.
Вторичные и первичные
Основная причина зарождения
цивилизаций – энергетический импульс,
позволяющий той или иной общности
ответить на вызов истории. Среди
таких импульсов Тойнби выделяет:
суровые естественные условия, требующие
усилия для создания и поддержания
цивилизации; наличие неизведанных
земель, стимулирующих попытки их
освоения; положение народа либо на
грани, либо в подавленном состоянии
также является вызовом. История
любой цивилизации представляет
собой серию взаимодействий вызовов
и ответов. Исходя из этого, цивилизованное
общество определяется через творческое
меньшинство и пассивное
Без сомнения, самое большое
влияние на последующие поколения
оказало искусство Древней
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
1) архаика, или древний
период, - примерно с 600 до 480 года
до н.э., когда греки отразили
нашествие персов и, освободив
свою землю от угрозы
2) классика, или период
расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э.
- год смерти Александра
3) эллинизм, или поздний
период; он закончился в 30 году
до н.э., когда римляне завоевали
находившийся под греческим
Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.
Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.
В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.
Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.
В эпоху эллинизма, когда
архитектура стала стремиться к
большей пышности, чаще всего стали
использовать коринфские капители. Они
богато украшены растительными мотивами,
среди которых преобладают
Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.
Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.
Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.
В результате завоеваний Александра
Македонского во второй половине 4 века
до н.э. влияние греческой культуры
и искусства распространилось на
обширные территории. Возникали новые
города; крупнейшие центры складывались,
однако, вне пределов Греции. Таковы,
например, Александрия в Египте и
Пергам в Малой Азии, где строительная
деятельность получила наибольший размах.
В этих областях предпочитали ионический
стиль; интересным его образцом было
огромное надгробие малоазийскому
царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам
света. Это была погребальная камера
на высоком прямоугольном