Основные особенности культуры XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат

Описание работы

Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.

Содержание работы

Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 92.96 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Основные  особенности культуры XX века. 2

СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9

Основные  направления модернизма. 15

Заключение 25

Список  литературы 26

 

Основные  особенности культуры XX века.

 

Культура XX века - культура переломная, а не просто новый  период ее истории.

Эта культура кризисная  в изначальном смысле слова, неправильно  было бы видеть

в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в

истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном

пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой

проявляются особенности, присущие именно и исключительно  переломному времени.

Они проявляются  не только в том - что и как отражает искусство, не только в

развитии охранительных  тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный

опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности  воплотить новые идеи в

изобразительной форме, - но и в общем потрясенном  состоянии, в которое

приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах  старую и

обретающую новую  почву для своего развития.

Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего

развития, концентрируются  в стилевых, идейно-художественных явлениях и

процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX

в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его

художественные  движения. Так скажем, кубизм не является следствием развития

реализма рубежа ХIХ-XX вв. или же неореализм конца 40-х годов, не проистекает

из абстракционизма  или неоклассика 30-х годов и  т.д. Более того, ни один из

существующих  в культуре XX в. даже самых крупных  рядов стилевой революции не

исчерпывает собой  всего его развития и не охватывает это развитие в целом.

Так, например, привычная  линия движения от постимпрессионизма к

абстракционизму отвечает только одной стороне истории  художественного

процесса XX в.

Можно отметить также разный характер стилевых движений, новых, традиционных,

возрастающих  и угасающих, локальных и общезначимых, глубоких и поверхностных,

строго соответствующих  социальным или национальным условиям, в которых они

развивались, или  формализованных, допускающих наполнение различным социальным

содержанием и  допускающих различную национальную интерпретацию.

Реальная история  искусства XX в. показывает как одни из художественных

движений, возникнув  взрывоподобным образом, быстро исчерпывают  себя, другие

же устойчиво  существуют на протяжении всех десятилетий XX в., лишь

видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных

условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда

возникает то или  иное движение, далеко не всегда определяет его место в

истории и художественных процессах XX в.

В конце XX в. в разных концах Европы почти одновременно возникло желание

освободиться  от смешения стилей, которое в течение  почти полувека царило в

архитектуре и  прикладном искусстве.

Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом в

глубь XX в; оно общеизвестно под названиями "ар нуво" в Бельгии и Франции,

"Югендштиль" в Германии, в русском языке его обозначили как "модерн", что

значит современный.

для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как

украшения, использовались растительные мотивы, однако в столь  преобразованном

виде, что в них трудно узнать реальное растение. Главная роль отводилась

красивым плавным  линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали

поверхность, поникшие лепестки, извивающиеся водоросли, ирис и всевозможные

экзотические  тропические цветы, которые изображались словно бы увядающими.

Иногда среди  растительных мотивов помещались грациозные женские фигуры.

Стиль модерн заключает  в себе вполне отчетливую эстетическую программу,

замысел всеобщих эстетических преобразований. В "чистом" и стало быть

схематизированном виде она может быть представлена как идея сотворения

прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни.

Такая программа  может быть устремлена и в сторону  искусства для искусства,

естества, воспаряющего над скверной жизнью и в сторону  преобразования этой

жизни эстетическими  средствами, на излечение ее болезней красотой. И в том и

в другом случае единственным носителем прекрасного для нее служило само

искусство; только в мире искусства создается (а  не воссоздается, воплощается,

отражается) истинная красота, прикосновение которой  озаряет собой

неэстетическое  бытие.

Однако всеобщего  эстетического преобразования стиль "модерн" не произвел. Не

состоялась и  перестройка всей художественной жизни. Вместе с тем историко-

художественное  его значение остается несомненным. Здесь важно не только то,

что он совершил, но и то, что он провозгласил, но не смог осуществить, -

прежде всего, идею насыщения искусством всей окружающей человеческой среды.

Он прямо причастен  к чрезвычайно широкому подъему  тиражей, открывавшему на

рубеже ХIХ-ХХ вв. пути массовому распространению искусства в общественном и

личном обиходе. Почти целиком в русле этого стиля произошло становление

искусства плаката, его стремительный взлет к концу ХIХ в. Мастера стиля

"модерн" создают  новый тип книги, который, включая  иллюстрацию, акцидентный

рисунок, шрифт, переплет, образует художественное целое, объединенное

единством стиля.

В неменьшей мере стиль "модерн" в соответствии с выдвинутыми им идеями

создание новой  всеобъемлющей художественной среды  и оказал положительное

воздействие на развитие фундаментально-декоративной росписи, способствовал

сформированию нового типа картины - пакта.

В скульптуре он оказался причастен к зарождению замыслов ансамблей,

содержащих обобщающие идеи и представляющих собой сложные пространственно-

изобразительные композиции, вовлекающие человека в  свой художественный мир.

(Ансамбль в  Осло посвященный жизни человечества - Т. Вигелон).

В архитектуре  стиль "модерн" расцвел особенно бурно и пышно. Он в

значительной  мере окрасил собой целый период в истории архитектуры конца  ХIХ

- начала XX вв. Однако  нигде он не стал государственным  стилем: для зданий не

прижились его  романтические вольности. Его главными центрами стали Вена и

Брюссель.

В XX в. стиль "модерн" развивается главным образом, а  архитектуре городских

особняков и  дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Снаружи

такое здание выглядит как увлекательная асимметрическая пространственная

композиция, сливающая  в единое разные по формам и масштабам объемы. Формы

окон, дверей, лестниц  становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности.

Декоративное  убранство фасада, а особенно интерьеров, достигает невероятной

изощренности, огромное значение придается в нем выразительности  текущих

ритмов, цвета  и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного

гнутого железа, витражей и др.

Футуризм (от латин. futurum - будущее) как и кубизм, относится к тем

художественным  направлениям внутри модернизма, которые  встали на путь

последовательного отказа от реалистических основ искусства. Футуризм не

случайно зародился  в Италии. Группа художников, которым  надоело бесконечное

преклонение в  их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое

искусство, искусство  будущего, как они говорили. Они  изложили свои взгляды в

футуристических манифестах, призывавших отвергнуть достижения прошлого и

возвеличивающих технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали

железные дороги, опутывающие земной шар, стальные мосты, огромные мосты,

огромные города, кишащие автомобилями.

Футуристы хотели в своих произведениях охватить существенную примету нового

времени - возрастающий темп жизни. Они пытались передать его  в своих

картинах, располагая события на одном холсте, рядом  друг с другом наподобие

киноленты. Наиболее эмпирическим среди футуристов является Джино Северине.

Такие его сюжеты, как "Автобус" или "Метро" передают ощущение от езды, а

следовательно, и движение.

Одним из самых  сложных, самых спорных направлений  в модернизме был и остается

до сих пор  абстракционизм. Название это расплывчато  и не выражает

действительной  сущности данного явления. Поэтому  нередко употребляют название

"беспредметное  искусство".

Основным принципом  абстрактного направления является отрицание

изобразительности; в этом смысле современная "абстракция" является особенно

показательной формой модернизма как постепенного разрушения реального

зрительного образа и соответствующей этому образу эстетики, начало которой

было положено, по крайней мере, Аристотелем и  его теорией "мимозиса",

"подражания  природе". Между тем, еще Платон  в своем позднем произведении

"Филеб" говорит о красоте линий, поверхностей и пространственных форм,

независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса.

Такого рода геометрическая красота по мнению философа имеет не относительный,

а безусловный, абсолютный характер.

Происхождение современного абстрактного искусства  связывают с именем Сезанна.

Именно он впервые  после Платона заметил, что видимый  мир не имеет подлинной

Информация о работе Основные особенности культуры XX века