Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:58, контрольная работа
Рубаха была основным элементом всякого комплекса женской одежды - с поневой, с сарафаном, с юбкой-андараком. Часто она являлась и единственной одеждой, главным образом у девушек и старух. Женщины среднего возраста наряжались в специальные архаичного. типа рубахи - "покосные” и "пожнивные", ничего более не надевая, на сенокос и во время жатвы. Рубахи обязательно подпоясывали .
£ Мужские головные уборы XIX в. разнообразны как по фор. ке, так и по материалу. На территории Рязанской губернии §
XIX в. можно было встретить такой реликт, один из древних I головных уборов, как шлык, и каотуз, #.ура:кку, распространившиеся Iо П половине XIX в. и впоследствие вытеснившие другие головные, уборы.
а щлык - летний будничный головной убор, сшитый по основе из полосы белого холста шириной 20 см и сосборенный сверху.
В XIX в. его носили только старики в Касимовском уезде Рязанской губернии.
Термин "клобук", или "колпак" (от тюркск."калабак) в древности обозначал клужские головные уборы и упоминается в летописи в 1153 г. как головной убор князя Ярослава Галицкого. И I последующие века многие мужские головные уборы делали в форме колпаков, суконных или войлочных.
Колпак (валёнаа, магерка). 1 валяный голоеной убор из белой или серой шерсти е виде полусферы или усеченного конуса, с загнутыми вверх плотно прилегающими полями. В XIX в. встречались у потомков слу:;-:илого населения Рязанского края.
I Касимовском уезде бытовал вязаный колпак.т с 47 Гречневик |трешневик) I летний праздничный головной убор из коричневой валяной шерсти цилиндрической фориы с неболыви- ки полями. Появился, вероятно, в ХУЛ в. Изготовленные ремёс- ленникамигречневики продавались на ярмарках и торкках. В I пол.-середине XIX ъгречневики русские крестьяне носили повсеместно, в т.ч. и в рязанской деревне.
шапку с четырехугольным верхом ("на четыре угольника”), высокой тульей и меховым или матерчатым околышем шили из сукна. В XIX- в. не была широко распространена.
В Рязанской губернии
встречалась в Касимовском
, Треух (малахай) - зимняя шапка с длинными наушниками из овчины или из сукна, черного, темно-зеленого плиса, с меховой оторочкой.
В XIX в. у русских получили распространение картуз и фуражка с козырьком, близкие по форме к военной фуракке. В 1 пол.XIX в. их носили в городах рабочие и мещане, а также в ■некоторых связанных с городом сельских ремесленных районах, в частности в Егорьевском уезде. Картузы бытовали самодельные - из войлока или покупные - из драпа, плиса, с лаковым козырьком. К праздничному головному убору, особенно свадебному, прикрепляли ленту с пряжкой, булавкой, цветок на околыш.
С н.ХХ в. этот головной убор стал постепенно Еытеснять- ся кепкой. С 48 Верхняя крестьянская одежда, надеваемая поверх горниц ной, не делилась строго на мужскую и яенскую и, если и pg3. личалась, то длиной, отделкой. Пили из домотканнсго или фаб- 5 I ричного сукна, овчины.
На основную верхнюю Одежду, как правило, двубортную .
|сеитку, кафтан, зипук, сермягу и т.п.), надевали халатообразную 'халат, армяк, чекмень, тулуп), без застежки, распащ. ную, которую, если запахивали, то подпоясывали широким куша- ком. Халатообразную одежда носили в холод и ненастье или надевали в дорогу, на работу.
В XIX в. в верхней одежде изменяется покрой: преобладающим стал не туникообразный, а раскошенный с клиньями, сборами сзади или по бокам, с неотрезной или отрезной спинкой, в талию. .
КайтаН - праздничная одежда из домотканого или фабричного сукна, раскошенного покроя, с мелкими или крупными сборками по талии, а ранее-склиньями по бокам, с неотрезной или отрезной спинкой. Воротник и низ рукавов обшиЕались чернымjgj бархаток или кожей. Застежка - на медные пуговицы. Правая полочка украшалась шнурками-плетешками из шерсти. Рукава длинные. Носили с широки?/ поясом-кушаком.
1 Зо Л плл.ХХХ-н.ХХ в. в большинстве уездов Рязанской губернии бытовали каштаны в талию с клиньями или сборами, в М||
Sgnya тили, как правило, из серого иди черного домотканого сукна, в талию, до сер.'ЛХ. в. - 1 боковыми клиньями, и неотрезной спинкой, затем - со сборами по отрезной спинке; с застежкой на пугоБипы или кротки. В некоторых районах назывался "полкайтаны", "полукай-таны".
В Сапожковском уезде зипуном называлась халатообразная верхняя одежда.
Казакин, казачок, поддевка - праздничная оде*ра, преимущественно из фабричной ткани, покроем напоминали кафтан и зипуны, с узким прямоугольным воротником, отделанным черные, бархатом; грудь, правая полочка, листочки прорезных карманов _тоже, как правило, украшались полосами бархата. Застегивались на металлические, кожаные пуговицы или крючки. Длинный из домотканного черного сукна чекмень - одежда молодых кужчин, работающих в городах, крестьян-отходников. шили с густыми сборами по отрезной талии.
В некоторых районах Рязанского края чекмень с длинными р рукавами, доходящими до подола, женщины надевали Енакидку на голову как плащ при похоронах, | ненастье. В Михайловском уезде такую одежвд называли пониток, в Скопинском - халат,- е Ряжском, Сапожковском - тайник,- В развернутом виде эта верхняя одежда представляет полукруг. Таким же образом 1 "на onam", т.е. в накидку, не надевая в рукава, носили туникообразный из черной шерстяной ткани "кс^'.ан” - верхнюю одежду., напоминающую рубаху, но без разреза йд| горловины | нешитыми рукавами Скопинский уезд' . Такое ношение верхней стр 49-50 одежды I древняя традиция, и в XIX в. сохранялось в не.-/л0_ гих местах как пережиток.
Балахон I длинная туникообразная одежда с клиньями по бокам из белого холста или синей крашенины, без подкладки с прямыми рукавами и широкими полами. Носили с кушаком.
I Пониток '.тайник) - верхняя праздничная распашная одежда без подкладки или с.холщовой подкладкой до талии серого ' синего или черного цвета из домотканой шерсти или сукне на протяной основе, в большинстве уездов халатообразного по кроя, в Зарайском уезде, а также в Шацком и Темниковском Там боЕской губернии (ныне Ряэ.обл.) - со сборами в талиюУ В развернутом виде подол понитка представлял почти правильный полукруг. Зорот и края длинных, прямых рукавов обшивали бархатом или кожей. Н.И.Лебедева отмечала, что -е Рязанской губернии мужчины надевали такую одежду с полосатым кушаком на венчание.
) Армяк (свита, чапан, опашень) - праздничная' одежда из домотканого сукна или толстой полушерстяной ткани, чаще серого цвета, длиной ниже колена, без подкладки.i Рукава, ворот карданы обшивали кожей или темным шнуром. Носили с кушаком. Преимущественно халатообразного покроя, но i Рязанском уезде святу шили'как без талии, так и е талию, со сборами.
Сешят.ка - верхняя одежда из домотканой шерстяной или полушерстяной материи, I талию, с клиньями по бока!.:, длинны-i.-.и рукавами, с застежкой на : епные г.угоЕ’лцк у. ко-'авде г.етяи, с глубоким запахом. ЕытоЕала в Михайловском уезде.
Халат | верхняя одежда длиной до пят из домотканого черного, серого или коричневого сукна, без подкладки, с большим стеганым воротником и глубоки;/, запахом, иногда с застежкой у ворота на кожаную или деревянную пуговицу. Шили из тшти- восы.м прямых полотнищ с боковыми клиньями. В восточных районах н.Рязанской области |6ые.Тамбовской губернии) халат иногда называли аркяком. Надевали в дорогу летом поверх рубахи, зимой на овчинную шубу. Подпоясывали кушаком.
Коротайка, поддевочка - токе, что армяк, свита. Женские коротайки были украшены позументом, бархатом, тесьмой по вороту, рукавам и правой полочке.
Прижимка (подживотник) - Еерхняя короткая облегающая, стеганая на вате или на подкладке одежда, без рукавоЕ, с застеж* кой спереди. Праздничные шили из бархата или тонкой яркой шерсти, повседневные - из грубой шерстяной ткани, холста или овчины.
Котзсетка - верхняя девичья праздничная одежда без рука вое, стеганная на вате или на подкладке. Шили е талию, с "фантами" - плотными валиками от пояса к подолу, заложенными вместе с куделью и подкладкой, а с н.ХХ в. - со сборками, , Корсетки шили из бархата, синего или чврного плиса, шелка,ки – стр 51-52тайки, шерстяной ткани. Девушки носили корсетку с capatfatI0 "шубкой". Женщины ходили в них по праздникам е течение щя го года после замужества.
Коротыш (коротик) I старинная женская верхняя одежда из домотканного .белого или коричневого сукна, длиной немного ниже колен, с цельной спинкой и боковыми косыми клиньями, образующими #алды, с .воротником-стойкой. Праздничные украшались плисом и кумачем.
йЦагба, полушубок, тулуп - верхняя зимняя одежда из овчины. Шубу в XIX в. шили прямого покроя, с клиньями под боками, обычно из восьми овчин, дубленых или недубленых. Недубленые - "крытые", т.е. сверху их покрывали темными тканями - крашениной, сукном, малескином. Праздничные шубы делали из овчин белого дубления, с отложным воротником. ЛЗоротник, рукава и подол оторачивали мехом сурка и полосой кумача. Зажиточные носили крытые сукном или китайкой шубы на беличьем или заячьем меху. Застегивались шубы на крючки или кожаные пуговицы. С сер.XIX в. появились шубы с облегающим лифом и со сборами сзади по талии, а к н.ХХ в. они полностью вытеснили ■ щубы прямого покроя.
Полушубок шился из дубленых овчин с длинным рукавом (пять четвертей), длиной до колен. В XIX в. его шили с клиньями по бокам, а с н.ХХ в. - с отрезной спинкой и сборками по талии. Застежка - на медные или костяные пуговицы. По вороту, полочкам и подолу - кеховая оторочка. илпл гпуг'г'. а про 'ЧЯг‘ФРЧ,утг о г- . .. „
doro щ»$роя, OBJ jd-Te-.-c,, с длинны:^ рукава:-.:;! у, больше:
роткико?.:. Иногда покрывали сверху тканья (чаде ыалескинок) надевали в дорогу зимой поверх зубы, подпоясывали кушано::.
ОБУВЬ
3 XIX в.-н.ХХ в. в Рязанской губернии бытовала плетеная, кованая и валеная обувь. «
> Одни:.; из наиболее древних еицое является обуЕь, плетеная из древесной .коры; Это - лапти, привязывае.’.ие к ноге оборами, и ступни, надевавшиеся без привязки.^Их плели .преимущественно из липового или вязового лыка. В.А. Городцов говорил о наличии лаптей уке в неолите. О древности этого вида обуви свидетельствуют и лингвистические данные: термины "липа", "лыко" - общеславяныские, а терлжн "оборы" относится к еще более глубокой древности,т. к. имеет общие корни е славянских и балтийских языках. Слово "лапоть" встречается в источниках с X в.
В старину лапти плели с острой пяткой,.более новый тип - с двойной ("по углау"). Лапти состояли из пятки, головяшки (т.е. головки), дола (подошва), бочков с отверстиями для обор. Головка плелась е одно лыко, подошва и борта - в дга. Лапти косого плетения изготовлялись на колодке.I На большей территории Рязанской губернии были распространены лапти . "./•осковскме" . вятические^. липовые или вязовые,/ с круглой или прякоугольной головкой косого плетения, с толстыми и высокими борта;.:и. Будничные плели из более широких лык, празднич-
лублекых овчин халатсс^аз-
Е стр 53-54 ныв - из узких. В зависимости от количества полос лыка, употреблявшихся при плетении, лапти именовали "пятериками" "шестериками", "семериками". Вязовые лапти, обработанные горячей водой для придания им красного цвета, сплетенные § семь лык |"семерики"), со вторым слоем более мелкого плетения, считались наиболее нарядными. Их называли "писаными".
Вязовые лапти "мордовского" типа бытовали в основном в восточной части Рязанской губернии. Эти лапти отличались от ".московских" более мелким плетением, трапециевидной головкой и "кокурками" ("курками") на головке - лыками, по- I вернутыки уголками, а также более тонкими и низкими бортами В Рязанской губернии бытовал и смешанный тип лаптей, соединивший некоторые элементы "московских" и "молдовских".
Зимние лапти "подковыривали", т.е. проплетали по подошве веревкой для прочности и тепла. В дождливые периоды года в некоторых рязанских селах к лаптям прикрепляли деревянные "скамеечки",, чтобы они не промокали.
Ступни - рабочая.и домашняя обувь из лыка в форме башмаков. В сер.XIX в. они еще бытовали в Сапожковском и Прон- ском уездах.
Чуни I невысокая обувь, плетеная из веревок или полосок ткани, с круглой или квадратной головкой. Носили летом в сухую погоду на полевых работах, но чаще как домашнюю крестьян.
поршни - наиболее- примитивная copva самодельной будничной обуви из одного или двух кусков говяжьей кочк, соС'/.рав- тихся вокруг ноги при помощи решетка или веревки, продетых 1 прорези. Носили, привязав к ноге оборам.
Коты 1 низкие, довольно грубые, твердые венские туйли с широким округлым носом с каблуками ка подкоеэх, с решенными оборами; носили с чулками. 'У праздничных Еерх украшали алым сукном, разноцветными кусочками кони, блестками.
Сапоги граненые - старинная форма с еысокими прямыми голенищами на Твердой подкладке и складками "гармошкой" между голенищами и головками сапог. Шили из черной кожи.
Женские украшали по верхнему краю полосками цветного сафьяна. Каблуки подбивали медными подковками.
Русские сапоги яловые, из юфти, делали с пришивными голенищами или цельные, вытякные ^наиболее дорогие), с набойками, с каблуком на медной подковке. У большинства крестьян кожаная обуЕЬ была праздничной.
Во П пол.XIX в. в деревне стали появляться калоши, которые надевали на сапоги, иногда, из щегольства, носили даже в сухое время года в праздники, а на вечеринках, кояЗЙИ не снимала их лаже во время танцев. Стр 55-56
Bo I пол.Х1Х-н.ХХ е. употреблялось несколько видов женских башмаков с пришивной толстой подошвой и каблуками:
- сапожки ( гетш , - в виде ботинок с высокой шнуров, кой упереди, высокими голенищами, плотно облегающими икры, наборным каблуком. Разновидность этой обуви с более низкими голенищами - "полсапожки", "полгетры";
I щиблеты - высокие ботинки (чуть выше щиколотки), сбоку с резинкой, без застежки, на небольшом широком каблуке;
- ботинки | невысокие, до щиколотки на шнурках или пуговицах с невысоким каблуком.
В XIX-H.XX в. широкое распространение получила валеная обувь с высоким голенищем из овечьей шерсти - валенки катан- I «я (твердые), чосанки (более мягкие, с начесом). Носили для предохранения от сырости и грязи с лыковыми ступнями или калошами.
Низкая валеная обувь - коты, чуни - изготовлялась русскими издавна.
В восточных районах Рязанского края в к.ИХ-н.ХХ в. население многих сел занималось промыслом по изготовлению вале- ной обуви.
1 1ОБЕртки И ЧУЛКИ
’J
С лаптями носили обертки, которыми плотно пеленали но- >и, и привязки I оборы.
Обертки тлеют много названий: онучи, суконки, портянки, поВИЛЫ. (
Онучи § суконки) I полотнища белого цоь.отканого сукна от 60.см до 2 м 50 см каждое, служившие для обертывания ног вместе со ступней. В зимнее Ерекя их носили поверх портянок.
Информация о работе Традиционная русская женская ОДЗДА Рязаюкого края