Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:22, реферат
Рембрандт Харменс Ван Рейн. Биография художника.
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником.
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
Реферат
по мировой художественной культуре
На тему «Творчество Рембрандта»
Серпухов 2012 г.
Рембрандт Харменс Ван Рейн. Биография художника.
Рембрандт Харменс Ван Рейн
родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец
был мельником, видимо, достаточно богатым,
чтобы дать сыну хорошее образование и
устроить его в 1620 году в Лейденский университет.
Но Рембрандт проучился недолго — решил
стать художником. Три года он работает
подмастерьем у одного лейденского художника,
а затем полгода учится живописи у Питера
Ластмана в Амстердаме. Последующие годы
Рембрандт работает в Лейдене, снискав
репутацию мастера библейских и мифологических
сцен. В 1631 или в начале 1632 года переезжает
в Амстердам, где сразу приобретает известность,
написав «Урок анатомии доктора Тюльпа»
(см. приложение, рис. 1). Он живет у торговца
картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который
покровительствует ему, устраивает заказы
на портреты, что создает молодому художнику
репутацию модного преуспевающего мастера.
В 1634 году Рембрандт удачно женился на
племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 году
вместе с женой приобрел в столице великолепный
дом. До начала 1640-х гг. он пользуется большим
успехом у заказчиков, это время его личного
благополучия. В знаменитом шедевре этого
периода - «Автопортрете с Саскией на коленях»
(см. приложение, рис. 2) Рембрандт изобразил
себя с молодой женой за праздничным столом.
Нежные переливы золотистых тонов, потоки
света, пронизывающие картину, передают
радостное настроение молодого и преуспевающего
художника и его жены, полных надежд и
мечтаний.
Трое его детей умерли во младенчестве,
и только сына Титуса, родившегося в 1641
году, не постигла сия участь. Однако в
следующем году умерла Саския. Тем не менее,
именно в эту пору Рембрандт пишет самую
знаменитую свою картину «Ночной дозор»
(см. приложение, рис. 3). и достигает вершины
славы. В «Ночном дозоре» Рембрант по-новому
решает традиционный для голландского
искусства жанр группового портрета. Картина
представляет собой групповой портрет
членов стрелковой гильдии и решена художником
как реальная сцена на улице. Рембрандт
отказался от принятого в то время статичного
расположения всех участников, создав
сцену, полную движения. Картина приобретает
исторический характер, повествуя о мужественных
людях, готовых с оружием в руках отстоять
свободу и национальную независимость
своей родины. Заказчики не поняли замысла
художника, и начиная с этой картины конфликт
с господствующей средой будет усиливаться,
но он не уменьшит энергии мастера, и Рембрандт
по-прежнему будет создавать реалистические
полотна, замечательные по силе эмоционального
воздействия.
С годами углубляется реалистическое
мастерство Рембрандта. Он отказывается
от лишних подробностей и декоративных
эффектов в пользу большей эмоциональной
напряженности художественного образа.
Очень большое место в творчестве художника
начинает занимать камерный портрет. Рембрандт
раскрывает духовную жизнь человека, словно
длящуюся во времени и прстранстве. Это
своего рода портреты-биографии. Таковы,
например, «Портрет старушки» , «Хендрикье
у окна», «Читающий Титус», многочисленные
автопортреты (более сотни маслом и углем).
Рембрандт всегда уделял большое внимание
офорту и рисунку, и вскоре стал крупнейшим
мастером графической техники в Европе.
Исполненные им в технике офорта портреты
и пейзажи, бытовые и религиозные сцены
отличались новизной художественных приемов,
глубоким психологизмом образов, богатством
светотени, выразительностью и лаконизмом
линий. До нас дошло около двух тысяч рисунков
Рембрандта. Среди них подготовительные
наброски, эскизные рисунки к живописным
произведениям, зарисовки сцен повседневной
жизни и рождающихся в его воображении
замыслов.
В начале 50-х годов художник создает один
шедевр за другим. Он уже вышел из моды,
но богатые заказчики не переводились.
Так что банкротство, постигшее Рембрандта
в 1656 году, вероятно, следствие неправильного
ведения дел, в результате чего в 1660 году
был продан дом. Титус и Хендрикье создают
компанию и приглашают Рембрандта работать
для них, чтобы их картины не попали в руки
кредиторов. Пришлось перебраться на окраину
Амстердама. На фоне подобных человеческих
страстей и неустроенности в конце творческого
пути Рембрандт пишет грандиозное полотно
«Возвращение блудного сына» (см. приложение,
рис. 4). Евангельскую притчу о юноше,
который ушел из дома, растратил состояние
и жалким, оборванным, униженным вернулся
к отцу, художник наполняет глубоко человеческим
содержанием. Благородная идея любви к
страдающему человеку раскрыта здесь
в поразительных по жизненной убедительности
образах. Пожалуй, ни одно другое полотно
Рембрандта не вызывает столько глубоких
и сострадательных чувств.
В дальнейшем, в последние
годы и месяцы, жизнь Рембрандта
протекает внешне спокойно. Пережив
Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669
года.
Как это часто бывает в истории искусства,
не смотря на свой гениальный талант, Рембрандт
умер в бедности и одиночестве, забытым,
никому не нужным мастером. Но чем дальше
бежит время, тем ценнее в глазах человечества
наследие художника. Можно без преувеличения
сказать, что Рембрандт - один из самых величайших
художников в истории мирового искусства.
Творчество Рембрандта
1. Автопортреты
За свою жизнь Рембрандт сделал около восьмидесяти автопортретов - картин, гравюр и рисунков. Для него это была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались.
Рис. 5. "Автопортрет" около 1628 г.
На автопортрете 1629 года яркий луч высвечивает безбородое пытливое лицо, оттененное кружевным воротником. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. На маленькой картине «Художник в своей мастерской» (1629 г.), которую долгое время приписывали Герриту Доу, нашему взору открывается лейденская мастерская Рембрандта, со столом, мольбертом, палитрой и ступкой для растирания красок. Себя художник изобразил непривычно далеко от картины, словно желая дать зрителю почувствовать, как он сам видит и понимает живопись.
В
более зрелых портретах иной раз
выражена душа художника, а иной раз
тщательно выписан его наряд.
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно
изысканная и гармоничная, запечатлел
тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего
прочное положение в
Рис. 2. "Автопортрет" 1660 г.
Необычный
кельнский «Автопортрет», написанный
около 1665 года, выразительный и
2. Ранний период творчества
Рембрандт начал свой путь В Лейдане - первые его самостоятельные работы относятся к середине 20-х годов; с 1632 года и до конца жизни Рембрандт работал в Амстердаме - главном художественном центре страны. Вторая половина 20-х и 30-е годы были временем поисков Рембрандтом своего пути и творческого метода.
Рембрандт изучает реальность, стремится овладеть ее разнообразными аспектами (о чем свидетельствуют его рисунки), но преимущественный его интерес вызывают индивидуальный человеческий характер и многообразие проявлений духовной жизни.
Внимание к внутренней жизни человека определяет своеобразие и первых сюжетных картин Рембрандта (Товий и его жена», 1625 - 1626, «Апостол Павел в темнице», 1627). Акцент на психологическом переживании события, которое Рембрандт хочет увидеть как бы глазами его участников, особенно ярко выражен в «Христе в Эммаусе» (ок. 1629). Художник показывает реакцию персонажей - волнение, испуг, потрясение. Но, как и в ранних автопортретах, эмоциональные аффекты еще однозначны и форсированы, позы и жесты слишком демонстративны.
В произведениях конца 20-х - начала 30-х годов уже выявляется роль света как средства усиления эмоциональной выразительности сцены. В «Апостоле Павле» освещение подчеркивает настроение героя. В «Христе в Эммаусе» противопоставление света и тени передает внезапность и силу охватившего апостолов чувства.
Историческая
живопись стала наряду с портретом
основной областью творчества Рембрандта.
Сюжеты Ветхого и Нового завета позволяли
придать содержанию произведения образную
масштабность, а его смыслу - обобщающий
характер. Обращение к религиозно-
Однако
живописный стиль раннего периода
противоречив. Рембрандту не всегда удается
органически соединить
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г.). С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, - в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г; «Ослепление Самсона»).
Тяга
Рембрандта к зрелищной пышности
и драматическим коллизиям - так
же как и его бравада, желание
развенчать привычные художественные
нормы и идеалы - была во многом связана
со стремлением уйти от прозаизма
и бюргерской ограниченности устоявшегося
уклада буржуазного быта. Из мира повседневности
его влечет в мир героики и
фантастики. В 30-е годы он часто пишет
себя и своих близких в «
В
этот период Рембрандт не только ищет
собственный идеал жизни и
человека - он создает и произведения,
которые предвещают его дальнейший
путь. «Снятие с креста» (между 1633
и 1639 гг.) написано под воздействием
знаменитой композиции Рубенса, но сюжет
трактован Рембрандтом как
В 30-е годы Рембрандт был самым популярным живописцем Амстердама. К нему приходят успех, слава, материальное благополучие. В его мастерскую стекаются ученики.
Рембрандт
исполняет в это время
Замысел
художника был необычен: к портретам
восемнадцати заказчиков он добавил
вымышленные персонажи и связал
их сюжетным мотивом: выступлением роты,
которая выходит из-под арки и
переходит мост через канал. Фигуры
и лица то скрадывает тень, то выхватывает
яркий свет дня. В группе стрелков
мы видим затесавшихся в нее прохожих,
в том числе девочку в
Соединение
портретных изображений с безымянными
фигурами, динамика композиции придали
ей большую жизненную
Рис. 3. «Ночной дозор» 1642 г.
3. Зрелый период творчества
«Ночной
дозор» завершает раннюю фазу в творческом
развитии Рембрандта. С 40-х годов
начинается период зрелости. В мировосприятии
происходит перелом. Бурная динамика,
патетика, зрелищность - все, что было
связано с противоречивыми
В
40-е годы Рембрандт перерабатывает
некоторые свои произведения, написанные
в предшествующее десятилетие, - красноречивое
свидетельство изменения
В 1646 - 1647 годах Рембрандт переписал центральную часть картины, включающую Данаю и служанку. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда - он стремился и к правде внутренней. Выражение лица, новый, найденный в этом варианте жест правой руки удивительно точно и проникновенно передавали эмоциональное состояние героини - волнение и радость, ожидание и надежду, нетерпение и призыв. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Чудесное, величественное становится равнозначным для Рембрандта одухотворенному переживанию.