Творчество Рембрандта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Биография художника.
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

В глубоко золотисто-коричневом тоне, господствующем в композиции, выделен  как главный эмоциональный, драматический  акцент красный плащ, накинутый на плечи отца. Он придает особую величавость  фигуре старца, а бесчисленные оттенки, переливы, мерцания, вспышки и затухания  красного цвета воспринимаются как  отголоски его переживаний.

Захватывающая человечность и потрясающая мощь, с которой звучит в этой картине  призыв к состраданию, великодушию  и любви, с которой выражена в  ней вера художника в их великую  преображающую и возвышающую  силу, делают «Блудного сына» вершиной «трагического гуманизма» Рембрандта.

Рис 5. «Возвращение блудного сына». 1668 - 1669 гг.

Конец 50-х и 60-е годы - время его величайших творческих свершений - были и годами тяжелых личных испытаний: Рембрандт  разоряется, смерть уносит самых близких  людей; он теряет приверженцев, ему  изменяют ученики. Художник узнает горечь старости и одиночества. Но на своих автопортретах, написанных в эти годы, Рембрандт предстает как человек, до последних дней сохранивший достоинство и гордость, независимость и нравственную силу, которые давали ему счастье творчества, сознание правильности избранного пути и то величие духа, которое требуется, чтобы идти по нему до конца (автопортреты в собр. Фрик в Нью-Йорке, 1658 г; в Венском музее, 1652; в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, 1659г., 1669 г.).

5. Графика

Рембрандт ставит в своем искусстве проблему этической ценности личности, нравственного  смысла человеческой жизни. В русле  этой проблематики идут его художественные искания в 50 - 60-е годы - как в  живописи, так и в графике.

Графика - рисунок, гравюра - была совершенно самостоятельной  областью творческой деятельности Рембрандта. Особенно много он работал в офорте - как офортист Рембрандт не знает  себе равных в мировом искусстве. Он обогатил технику офорта новыми приемами, которые придали ей необычайную  гибкость и безгранично расширили  арсенал ее выразительных возможностей. Травление Рембрандт дополнял так  называемой «сухой иглой, - то есть штрихами, проведенными прямо на поверхности  печатной доски; по краям бороздок оставались частицы процарапанного металла, так  называемые барбы, которые задерживали краску. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания - в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т.д.). В результате Рембрандт добился в офорте и особой остроты рисунка, и постепенности градаций освещения, и мягкости, расплывчатости линий, и богатства тональных контрастов. Иногда Рембрандт вносил изменения в уже готовую печатную доску - каждое из ее состояний, по существу являлось самостоятельным произведением.

Тематика  офортов Рембрандта очень разнообразна - бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Каждая тема получает свое графическое  решение. В пейзажах с предельным лаконизмом, используя лишь выразительность  штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление  бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г.; «Мостик Сикса», 1645г.; «Поместье взвешивателя золота», 1651 г.) В офорте «Три дерева» (1643 г.) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Борьба солнечных лучей с тучей, обрушившей на землю потоки воды, придает пейзажу героическую мощь.

Столь же монументален и широк по образному  звучанию и другой знаменитый лист - многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг.). Каждый по-своему ожидает чуда исцеления - с верой, нетерпением, покорностью, с затаенным страхом или всепоглощающим желанием, опрокидывающим все сомнения. Эту тему надежды и страстного ожидания оттеняют недоверие и насмешки богачей и какая-то внутренняя робость самого Христа, - словно так же, как и бедный люд, как все страждущее человечество, собравшееся возле него, он ждет и надеется на чудо, которое должны сотворить его любовь и сострадание к ним.

В графике Рембрандта с особой непосредственностью  выразились его демократизм, его  сочувствие миру обездоленных.

Лучшие, наиболее совершенные офорты Рембрандт  создал в 50-е годы (после 1660 г. он более  не занимался гравюрой). В это  время Рембрандт обращается главным  образом к сюжетам Ветхого  и Нового завета. Он воплощает в  них свои размышления о тайне  человеческой жизни и ее назначении, об этических проблемах бытия  и его трагических конфликтах. По силе эмоционального выражения офорты 50-х годов не уступают его живописи, а порой и превосходят ее.

В «Слепом Товие» (1651 г.) легкие штрихи пронизывают пространство, растворяя границы предметов и фигур - все кажется наполненным трепетным скользящим светом, передающим тончайшие нюансы чувств отца, напряженно и взволнованно ожидающего прихода сына, все оттенки робкой, но неистребимой надежды, которая поддерживает жизнь одинокого и беспомощного старика, отгороженного от мира своей слепотой.

Рис. 6. «Слепой Товий». 1651 г.

В «Проповеди Христа» (ок.1656 г.) плетением  штрихов, градациями светлого и темного  показано сложное многоголосие различных  настроений и эмоциональных реакций - сочувствие, презрение, равнодушие, непонимание, тупое высокомерие, снисходительность, человеческое участие.

В гравюре Рембрандт остается тем  же неповторимым мастером светотени, причем как штрихи, так и градации света, жизнь света стали в офортах 50-х годов необыкновенно многообразными по своим функциям, по своей экспрессии. В так называемом «Фаусте» (ок. 1653 г.) два насыщенных, ярких световых пятна - голова алхимика и диск на фоне окна - становятся воплощением духовных способностей, творческого усилия, которое награждает человека откровением истины. В «Снятии с креста» (1654 г.) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. В «Положении во гроб» (ок. 1659 г.) печальное и трепетное сияние света концентрирует в себе переживания всех участников сцены, драматическое безмолвие людей, связанных общностью страдания. В «Принесении во храм» (ок. 1658 г.) призрачное мерцание света во тьме рождает впечатление волнующего приобщения к тайне и напряженного, исполненного трагических предчувствий провидения будущего.

В офортах нашла отражение и  одна из центральных тем творчества Рембрандта 50 - 60-х годов - одиночество  человека и призыв к духовной близости людей. В офорте «Три креста» (первые три состояния - 1653 г., четвертое - 1660 г.) хаос пятен света и тени создает  представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия - в страхе и отчаянии. Льющийся с  небес таинственный свет подчеркивает и тот мрак, в который смерть Христа погрузила землю, и прозрение  людей, в трагизме случившегося нашедших путь друг к другу. В скорбном единении людей, которых пережитая драма  вывела из своего замкнутого мира, в  этом братстве страдания, быть может, и  находит свое осмысление и оправдание гибель Христа, вознесенного над миром  и толпой во тьму ночи и вечного  одиночества.

 

 

Приложение 

Рис. 1


Информация о работе Творчество Рембрандта