Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 08:35, контрольная работа
Муниципальная культура – это неотъемлемая составная часть сферы культуры страны, на сегодняшний день преобладающая по своим масштабам.
Доступ населения к услугам этой сферы характеризует и качество, и уровень его жизни. Поэтому сохранение и развитие объектов культуры в сложных условиях становления рыночных отношений является важнейшей государственной задачей.
Выживаемость сферы культуры в современных условиях во многом определяется качеством принимаемых решений на разных уровнях управления - федеральном, региональном, местном.
Введение ……………………………………………………………...…… 3
Управление объектами в сфере культуры ……………………..……. 6
Понятие «культура», «культурные блага», «культурные ценности» ……………………………………………………...…. 6
Приоритетные направления государственной политики РФ в сфере культуры …………………………………………..… 7
Деятельность органов местного самоуправления в сфере культуры ………………………………………………….………. 8
Управление культурными объектами на примере муниципального образования -------------------------------------------……………………. 13
Общая характеристика системы управления учреждениями культуры МО ……………………………………………...……. 13
Особенности развития сферы культуры …………………..….. 19
Материально-техническая база учреждений культуры «Управление культуры, спорта и молодежной политике» ….. 24
Специфика финансирования культурной сферы муниципального образования ………………………….……… 25
Заключение ……………………………………………………………… 27
Список литературы …………………………...………………………… 29
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету
Муниципальная культура
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………………...…… 3
Заключение ……………………………………………………………… 27
Список литературы …………………………...………………………… 29
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальная культура – это неотъемлемая составная часть сферы культуры страны, на сегодняшний день преобладающая по своим масштабам.
Доступ населения к услугам этой сферы характеризует и качество, и уровень его жизни. Поэтому сохранение и развитие объектов культуры в сложных условиях становления рыночных отношений является важнейшей государственной задачей.
Выживаемость сферы культуры в современных условиях во многом определяется качеством принимаемых решений на разных уровнях управления - федеральном, региональном, местном. Вместе с тем, если использование экономических методов регулирования сферы культуры на уровне страны является в значительной степени обоснованным, то на местном уровне велика степень субъективизма при принятии управленческих решений, касающихся этой сферы. Во многом это относится к методам ее финансирования на региональном и муниципальном уровнях.
Отсутствие научно обоснованного подхода к формированию критериев, которые должны учитываться при определении объемов и направленности финансирования объектов культуры, уже привело к значительным издержкам в период их реформирования при переходе к рынку. Эти издержки связаны как с потерей части объектов культуры, так и с распылением или неэффективным использованием выделявшихся на культуру средств.
В этой связи назрела необходимость регулирования сферы культуры на более обоснованном уровне, чему способствует выработка объективных только на уровне регионального или муниципального бюджета, но и на уровне отдельного объекта. Разработка таких нормативных критериев и явилась главной задачей курсовой работы, что предопределяет его актуальность.
В последние годы проблемы реформирования отраслей социально-культурной сферы стали все больше привлекать внимание историков, политиков, общественных деятелей, экономистов и социологов. Особое внимание при этом уделяется региональным особенностям этих отраслей. Достаточно широко в настоящее время обсуждаются вопросы реформирования таких отраслей социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение и социальная защита. Существуют и научные труды по изучению проблем проведения реформ в отрасли культуры. Достаточно отметить труды А.З. Алейкиной, Г.А. Азанесовой и О.М. Астафьевой, А.М. Бабича, И.А. Бутенко, Т.Г. Богатыревой, Е.Н. Вороновой, Г.В. Горланова, Б.С. Ерасова, Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова, И. Жежко, Т.Г. Киселевой, Н.В. Кротовой, Ю.Д. Красильникова, В.Т. Пуляева, Ф.Ф. Рыбакова, В.П. Федько, И.М. Фрумина и др. Особое внимание экономическим процессам в отрасли культуры уделяют такие авторы, как А.М. Бабич, Г.М. Галуцкий, Л.Н. Галенская, Н.А. Михеева, С.В. Шишкин и ряд других авторов.
Мало исследованными в специальной литературе остаются проблемы приватизации и муниципализации в сфере культуры, проблемы применения методов государственного регулирования межбюджетных отношений в отраслях социально-культурной сферы. Слабо как теоретически, так и практически представлены в литературе вопросы разработки нормативов финансовых затрат на услуги культуры в бюджетах разных уровней, использования методов нормативного финансирования на уровне муниципальных образований, зависимости уровня финансирования муниципальных объектов культуры от уровня финансирования объектов областного значения. Существует реальная необходимость в разработке механизма использования нормативов бюджетного финансирования для объектов культуры областного значения. Мало изучена эффективность применения разработанных государством минимальных нормативов для отдельных подотраслей культуры в условиях отсутствия единой нормативной системы бюджетного финансирования отрасли в целом.
Сфера культуры и досуга — это лицо города, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния горожан.
Поэтому управление объектами культурной сферы является важным направлением местного самоуправления в социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
Социальные услуги предоставляют
органы власти - непосредственно или через
подведомственные им учреждения либо
иные организации, безвозмездно или по
регулируемым ценам, в области здравоохранения,
образования, культуры, социальной зашиты
населения и в других областях.
После 1991 г. социальные функции местного
самоуправления расширились в результате
передачи объектов социально-культурной
сферы приватизированных предприятий.
Наиболее крупные предприятия все же сохранили
на своем балансе социальные объекты,
создали социально-культурные комплексы,
действующие, правда, в основном на коммерческих
началах (дошкольные учреждения, общеобразовательные,
объекты физической культуры и спорта
и др.).
Муниципальные предприятия и учреждения тоже повышают долю платных услуг, так как средств из общественных фондов далеко не хватает, а допустить деградацию материальной базы нельзя.
Социальная сфера муниципального сектора имеет различные источники финансирования и содержания: налоговые платежи, дотации, займы, предпринимательство. Рациональное их использование требует проведения разумной хозяйственной, экономической политики, стратегического видения. Формулируют и претворяют в жизнь эту политику муниципальные органы. Социальная сфера включает совокупность отраслей, удовлетворяющих разнообразные потребности жизнедеятельности человека. Основными отраслями социальной сферы являются здравоохранение, образование, культура, защита социально уязвимых слоев населения. Важность социальной сферы определяется ее влиянием на все стороны общественного воспроизводства: продукта, рабочей силы, производительность труда, культурную жизнь общества, улучшение условий труда и быта.
Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признаками социального государства являются не столько декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.
В связи с этим, целью данной работы является анализ теоретических и практических основ местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Объект исследования - Система управление объектами культурной сферы муниципального образования.
Предмет - особенности организации и реализации процесса управления сферой культуры на уровне местного самоуправления.
В рамках работы предполагается решить следующие задачи:
Теоретической основой данной курсовой работы стали фундаментальные достижения экономической науки; публикации отечественных специалистов в области теории и практики местного самоуправления; законодательные акты и другие официальные документы по вопросам местного самоуправления, а также анализ фактического материала с применением паспорта Культурной жизни города Заозерного.
В исследовании предполагается применить такие методы, как абстрактно-логический, статистический, экспертный и другие.
1. УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие «культура», «культурные блага», «культурные ценности»
Управление объектами в сфере культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым отраслевым законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники, пополнять копилку достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения основного вида деятельности, профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
1.2. Приоритетные
направления государственной
Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.
К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.
Информация о работе Управление культурными объектами на примере муниципального образования