Органы местного самоуправления
вправе приостанавливать предпринимательскую
деятельность муниципальных организаций
культуры, если она наносит ущерб уставной
деятельности организации, до решения
суда по данному делу. Выполняя контрольные
функции в сфере культуры, органы местного
самоуправления осуществляют охрану памятников
природы, культуры, истории, находящихся
в их ведении.
- УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМИ
ОБЪЕКТАМИ
2.1. Общая характеристика
системы управления учреждениями
культуры МО
В настоящее время объектом
культурной деятельности являются преимущественно
культуропроизводящие и культуросохраняющие
учреждения и организации. Однако для
поступательного прогрессивного развития
необходимо чтобы объектом культурной
деятельности стало всё общество в целом.
В связи с этим, формирование
и осуществление осмысленной культурной
деятельности является одной из важных
задач государства, во многом определяющих
его жизнеспособность и место в цивилизованном
мире. Государство должно, с одной стороны,
формировать культурную жизнь общества
в целом, с другой стороны - согласовывать
культурные потребности и интересы различных
слоев общества, территориальных, национальных
и других общностей.
К полномочиям федерального
уровня власти относится определение
политики в области культуры и искусства,
приоритетов реформирования отрасли,
определение в федеральном бюджете необходимых
финансовых средств для решения этих задач,
контроль и финансирование деятельности
федеральных учреждений культуры.
На уровне субъектов РФ реализуются
федеральные программы в области культуры
и искусства, разрабатываются региональные
целевые программы, а также необходимые
для осуществления региональной политики
нормативно-правовые и организационно-методические
документы, предоставляется материально-финансовая,
методическая и иная помощь учреждениям
культуры и искусства.
Политика в сфере культуры строится
на основе общих принципов государственной
политики. Федеральный закон 2003 г. относит
к вопросам местного значения поселений
и городских округов создание условий
для обеспечения жителей услугами организаций
культуры, организацию библиотечного
обслуживания, охрану и сохранение объектов
культурного наследия (памятников истории
и культуры) местного (муниципального)
значения. Таким образом, культурное развитие
города есть динамическая поступательная
трансформация системы общественных и
культурных отношений в рамках определенной
геополитической структуры. Культурное
развитие города определяется социальной
и культурной политикой государства и
субъекта федерации.
Основными целями Управления
являются:
- Осуществление государственной
и региональной политики в сфере культуры,
обеспечивающей необходимые условия для
реализации конституционных прав горожан
на свободу творчества, участие в культурной
жизни и пользование муниципальными учреждениями
культуры, организацию досуга и отдыха,
доступ к культурным ценностям и направленной
на сохранение культурного наследия.
- Решение вопросов местного
значения в сфере дополнительного образования
детей, молодежной политики и спорта
- Формирование основных направлений
в развитии отдельных видов культурной
деятельности, дополнительного образования,
музейного и библиотечного дела, спорта
и молодежной политики
- Координация деятельности муниципальных
учреждений культуры и дополнительного
образования детей
- Реализация кадровой политики
в сфере культуры и дополнительного образования
детей, совершенствование системы переподготовки
и повышения квалификации кадров в отрасли.
- Методическое, консультационное
и организационное обеспечение муниципальных
учреждений культуры и дополнительного
образования детей.
- Создание условий для участия
художественных коллективов, народных
мастеров в краевых и всероссийских конкурсах,
фестивалях, творческих акциях.
- Основными направлениями деятельности
Управления являются:
- Организация библиотечного
обслуживания населения, комплектование и обеспечение
сохранности библиотечных фондов.
- Организация предоставления
детям дополнительного образования в
сфере культуры и создание условий для
их творческого развития.
- Создание условий для организации
досуга и обеспечения жителей города услугами
муниципальных учреждений культуры.
- Обеспечение условий для развития
на территории массового спорта, организация
и проведение городских спортивных мероприятий.
- Охрана и сохранение объектов
культурного наследия (памятников истории
и культуры) местного (муниципального)
значения, расположенных в границах городского
поселения.
- Организация и осуществление
мероприятий по работе с детьми и молодежью.
- Иные вопросы в сфере культуры,
дополнительного образования детей, спорта
и молодежной политики в соответствии
с действующим законодательством.
Основные функции деятельности
Управления:
- Обеспечивает реализацию основных
направлений развития культуры, спорта
и молодежной политики в соответствии
с государственной политикой.
- Осуществляет комплексный анализ
и прогнозирование тенденций развития
культуры, определяет приоритеты деятельности
муниципальных учреждений культуры и
дополнительного образования детей в
сфере культуры.
- Обеспечивает реализацию федеральных
и краевых программ развития искусства
и культуры, а также программ в области
спорта и молодежной политики.
- Разрабатывает и реализует
программы развития культуры, дополнительного образования
детей, спорта и молодежной политики.
- Принимает участие в разработке
нормативно-правовых актов по вопросам,
входящим в компетенцию Управления.
- Участвует в пределах своей
компетенции в формировании бюджета города
в части расходов на культуру, дополнительное образование
детей, спорт и молодежную политику
и его последующей корректировке.
- Вносит главе города предложения
по объемам и направлениям финансирования
услуг муниципальных учреждений культуры
и дополнительного образования детей.
- Координирует работу муниципальных
учреждений культуры и дополнительного образования
детей в сфере культуры, сотрудничает с творческими союзами и федерациями по различным видам спорта и другими общественными формированиями.
- Вносит предложения в администрацию
города о развитии сети муниципальных
учреждений культуры и дополнительного образования
детей, спорта и молодежной политики, направленности их деятельности, потребности населения в эстетическом и физическом развитии и перспективах социально-экономического развития города.
- Разрабатывает структуру и
штатное расписание Управления и централизованной
бухгалтерии, представляет на утверждение
главе города.
- Определяет структуру муниципальных
учреждений культуры и дополнительного
образования детей, вносит предложения
на рассмотрение и утверждение главе города.
- Осуществляет подбор и представляет
на утверждение главе города кандидатуры
на должности руководителей учреждений
культуры и дополнительного образования
детей, выходит с предложением об освобождении
их от должности в соответствии с действующим
трудовым законодательством.
- Проводит кадровую политику
в отрасли, организует подготовку, переподготовку
и повышение квалификации кадров, проводит
аттестацию работников Управления, творческих
и руководящих работников муниципальных
учреждений культуры.
- Вносит предложения по представлению
работников отрасли к государственным
наградам и присвоению почетных званий.
- Согласовывает подбор и назначение
на должность творческих и педагогических
работников в муниципальных учреждениях
культуры и дополнительного образования
детей.
- Изучает и оценивает деятельность
муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования
детей, обобщает и распространяет имеющийся опыт.
- Осуществляет межтерриториальное
и межрегиональное сотрудничество по
вопросам культуры, дополнительного образования
детей, спорта и молодежной политики.
- Взаимодействует с предприятиями,
организациями и учреждениями по вопросам
проведения массовых мероприятий, организации
культурно-досуговой и спортивно-массовой
работы.
- Принимает участие в составлении
бюджетной росписи, согласовывает распределение
лимитов бюджетных обязательств по муниципальным
учреждениям культуры и дополнительного образования
детей, направляет их в орган, исполняющий
бюджет.
- Согласовывает сметы доходов
и расходов муниципальных учреждений
культуры и дополнительного образования
детей, осуществляет контроль за использованием
ими бюджетных средств.
- Выступает заказчиком на поставки
товаров, выполнение работ и оказание
услуг, связанных с решением вопросов
местного значения в сфере культуры, спорта
и молодежной политики.
- Согласовывает уставы и штатные расписания
муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования
детей, заслушивает отчеты руководителей данных учреждений об их деятельности.
- Согласовывает цены и тарифы
на платные услуги муниципальных учреждений
культуры и дополнительного образования
детей в соответствии с действующим законодательством.
- Взаимодействует с органами
местного самоуправления иных муниципальных
образований по вопросам развития культуры, дополнительного образования
детей, спорта и молодежной политики, относящимся к компетенции с действующим законодательством Российской Федерации.
- При заключении соглашений
о передаче части полномочий органов местного
самоуправления, участвует в подготовке
и согласовании документов в сфере культуры,
дополнительного образования детей, спорта
и молодежной политики.
- Изучает, анализирует и прогнозирует
экономическое состояние сферы культуры,
спорта и молодежной политики, организует
работу по рациональному использованию
бюджетных средств, привлечению дополнительных
источников финансирования.
- Организует сбор статистических
показателей, характеризующих состояние
сферы культуры, дополнительного образования
детей, спорта и молодежной политики территории и представляет указанные данные органам местного самоуправления в
порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
- Руководит деятельностью централизованной
бухгалтерии Управления в соответствии
с положением о централизованной бухгалтерии.
- Осуществляет контроль за соблюдением
бюджетной, финансовой дисциплины должностными
лицами в муниципальных учреждениях культуры
и дополнительного образования детей.
- Осуществляет ревизии финансово-хозяйственной
деятельности муниципальных учреждений
культуры и дополнительного образования
детей.
- Выполняет иные функции в сфере
культуры, дополнительного образования
детей, спорта и молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством края, нормативными правовыми актами района.
- Основные функции централизованной
бухгалтерии Управления:
- Осуществляет обеспечение бухгалтерского
и статистического учета и отчетности
по исполнению бюджета, а также по внебюджетным
и иным средствам Управления, муниципальных учреждений культуры
и дополнительного образования
детей в сфере культуры.
- Проводить документальные ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности,
осуществлять контроль за расходованием
бюджетных средств и эффективностью использования
находящегося в оперативном управлении
муниципального имущества в Управлении,
а также в муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования
детей.
- В процессе финансово-хозяйственной
деятельности разрабатывает и представляет
на утверждение проекты бюджетов Управления, муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования
детей.
- Изучает, анализирует и прогнозирует
экономическое состояния сферы культуры
и дополнительного образования детей
в сфере культуры. Организует работу по
рациональному использованию бюджетных
средств, привлечению дополнительных
источников финансирования.
- Осуществляет составление сводной
статистической и бухгалтерской отчетности
по Управлению, а также муниципальным
учреждениям культуры и дополнительного
образования детей.
Задачи деятельности Управления
культуры
- комплексный анализ и
прогнозирование тенденций развития
культуры и искусства, обоснование
целей и приоритетов развития
отдельных видов культурной деятельности
на территории города;
- реализация государственной
политики в сфере культуры, искусства,
кинематографии, музыкального и
художественного образования детей;
- участие на уровне
области в разработке и реализации
государственной финансовой, инвестиционной,
ценовой, налоговой политики в
сфере культуры;
- сохранение традиционных
форм культуры (художественные промыслы
и ремесла, фольклор, бытовой уклад,
народные праздники, обряды и
т.п.) и создание условий для
их развития;
- обеспечение условий
для реализации прав граждан -
жителей Псковской области на
приобщение к культурным ценностям,
на свободу их творческой деятельности;
- создание условий для
приобщения детей к богатствам
национальной и мировой культуры,
их культурного просвещения;
- установление и развитие
культурных связей с другими
областями, регионами, а также межнациональных
связей в области культуры;
- создание условий для
организации досуга населения, развития
самодеятельного творчества и
профессионального искусства;
- реализация прав граждан
на библиотечное обслуживание.
Функции деятельности Управления
культуры
- изучение интересов и
потребностей населения в сфере
культуры, анализ и прогнозирование
развития социально-культурной ситуации
в Псковской области;
- разработка перспективных
программ, а также предложений
для включения в комплексные
программы развития территории,
обеспечение их реализации;
- формирование сети муниципальных
учреждений культуры: культурно-досуговых,
народного творчества, библиотек, музеев,
образовательных учреждений культуры,
создание условий для их деятельности;
- оказание помощи муниципальным
учреждениям и предприятиям культуры
в решении вопросов содержания
и развития материально-технической
базы;
- осуществление взаимодействия
с иными организациями, не относящимися
к муниципальному ведению и
неподведомственными Управлению
культуры: детскими, молодежными и
семейными объединениями, студиями,
творческими лабораториями, мастерскими,
видеосалонами и т.п., с целью
привлечения их к реализации
культурных программ;
- осуществление функций
органа управления, уполномоченного
в области охраны объектов
культурного наследия местного
значения, организация и координация
работы по его сохранению, использованию
и популяризации;
- анализ состояния государственно-церковных
отношений и выработка предложений
по их совершенствованию, а также
формирование единой политики
органов местного самоуправления
в отношении религиозных конфессий,
действующих на территории области;
- создание условий для
организации зрелищных мероприятий,
координация с этой целью деятельности
муниципальных учреждений культуры
и иных организаций культуры
независимо от форм собственности
и ведомственной принадлежности;
- обеспечение учреждений
культуры квалифицированными кадрами;
- внедрение новых научных
разработок и передового опыта
в сфере культуры;
- осуществление контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью
подведомственных учреждений культуры;
- осуществление мероприятий
по обеспечению сохранности муниципальной
собственности в подведомственных
учреждениях и предприятиях культуры
Псковской области;
- организация библиотечного
обслуживания населения и создание
условий для комплектования и
сохранности библиотечных фондов
муниципальных библиотек;
- создание условий для
работы учреждений и предприятий
культуры различных форм собственности,
фондов, общественных объединений,
творческих союзов и их участия
в реализации программ по сохранению
и развитию культуры муниципального
образования;
- проведения квалификационных
экзаменов и аттестации муниципальных
служащих по ведущим, старшим
и младшим муниципальным должностям
муниципальной службы;
- утверждение сметы доходов
и расходов подведомственных
учреждений культуры и предоставление
отчетов об исполнении областного
бюджета по разделу «Культура»
в финансовые органы.
2.2. Особенности развития
сферы культуры
В период реформирования нашей
страны, ее регионов отрасль культуры
развивалась в сложных условиях, когда
старые идеологические догмы утратили
свое значение, а новые ценности и социальные
установки в полной мере еще не сформировались.
Эти и другие обстоятельства негативным
образом отразились на отрасли и приостановили
процесс развития культуры на долгие годы.