Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа
Целью данной работы является анализ социальной и теологической составляющей жизненного уклада и государственного развития Древнеегипетской цивилизации. А также получение общих сведений о мире Древнего Египта.
Задачи:
- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;
- Описать мифологию изучаемой культуры;
- Охарактеризовать письменность и архитектуру Древнего Египта.
Введение....................................................................................................3
1.Верования, традиции, обычаи древних египтян................................6
1.1.Религия……………………………….........................………….....6
1.2.Боги Древнего Египта....................................................................13
1.3.Представления о загробной жизни...............................................15
1.4.Филосовское мировоззрение.........................................................17
2. Мифология...........................................................................................20
2.1.Противоречащие взгляды египтян в мифологии.......................20
2.2.Мифы древних египтян о происхождении мира........................23
2.3.Миф о Древнеегипетском Боге-Осирисе....................................26
2.4.Миф о Древнеегипетском Боге-Ра...............................................27
2.5.Различные культы Богов..............................................................29
3. Письменность и архитектура…………………...…………………..30
Заключение..............................................................................................32
Список литературы.................................................................................34
Введение......................
1.Верования, традиции, обычаи
древних египтян.......................
1.1.Религия……………………………….......
1.2.Боги Древнего
Египта........................
1.3.Представления
о загробной жизни.............
1.4.Филосовское мировоззрение.
2. Мифология.....................
2.1.Противоречащие
взгляды египтян в мифологии...
2.2.Мифы древних
египтян о происхождении мира..
2.3.Миф о Древнеегипетском
Боге-Осирисе..................
2.4.Миф о Древнеегипетском
Боге-Ра.......................
2.5.Различные культы
Богов.........................
3. Письменность и архитектура…………
Заключение....................
Список литературы....................
Приложение……………………………………………………
Введение
Возникшая на берегах Нила в IV тысячелетии до н. э., древнеегипетская цивилизация является одной из самых древних (из изученных). Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее раннего периода изображены в виде звероподобных существ — сокола, быка, коровы, кошки, змеи и т. д.).
Актуальность работы заключается в специфической обусловленности развития человеческой культуры и в возникновении ее обособленного своеобразия, выраженного в самобытности ранних цивилизаций, одной из которых является Древний Египет.
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.)С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Изучение религии Древнего Египта началось в первые десятилетия XIX века, после того как Жан-Франсуа Шампольон сделал свое гениальное открытие и вооружил зарождающуюся египтологию возможностью чтения иероглифов. В 1823 году Шампольон опубликовал книгу «Египетский пантеон». Это была одна из первых попыток исследовать сложную структуру египетского многобожия и определить роли и места многочисленных египетских богов в общей системе религиозных воззрений. Исследованию религии древних египтян посвящено огромное количество трудов — главным образом, зарубежных авторов. Отдельные ее аспекты освящены в книгах Б. А. Тураева и в ряде статей отечественных египтологов и религиоведов — М. Э. Матье, И. Г. Франк-Каменецкого, Ю. Я. Перепелкина, Н. М. Постовской, И. А. Стучевского, Г. П. Францева и других. Но, наиболее фундаментальным исследованием остается изданная в 1976 году книга М. А. Коростовцева «Религия Древнего Египта».[1]
Целью данной работы является анализ социальной и теологической составляющей жизненного уклада и государственного развития Древнеегипетской цивилизации. А также получение общих сведений о мире Древнего Египта.
Задачи:
- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;
- Описать мифологию изучаемой культуры;
- Охарактеризовать письменность и архитектуру Древнего Египта.
В процессе выполнения этой работы я прочитала ряд книг и узнала много нового. Например:
Из книги Глебкина В.В. “Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира”[4], я познакомилась с разнообразными традициями, обычаями, верованиями и сказаниями Древних Египтян. О том, как они представляли себе мир и свое место в нем, а также каким богам поклонялись.
Из книги серия «Малая история искусств», М., «Искусство» я овладела знаниями в области развития архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства Древнего Египта.
Из книги И. В.Рака “Мифы Древнего Египта” [5] я узнала множество различных древнеегипетских мифов, с помощью которых египтяне пытаются объяснить свое виденье окружающего мира, смысла жизни и т.д.
Для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлении, и многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта.
Примерно с 3000 г. до н. э. официальная
религия Египта признавала
Египтяне обожествляли солнце, фараон считался его сыном, поэтому власть в Египте рассматривалась как божественная. Религия существовала в государственной форме, религиозная власть также принадлежала фараону. Знаками увековечения этой власти служили пирамиды, возводимые как гигантские усыпальницы сынов божества. В настоящее время Культуру Древнего Египта изучают именно по этим огромным памятникам, сохранившим внутри себя свидетельства прошлых веков.
1.1 Религия
Религиозные
воззрения древних египтян –
та сторона древнеегипетской
цивилизации, которая, возможно, более
прочих притягивает
Характерная особенность системы верований древних египтян – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов, в частности, фетишизма и в особенности тотемизма. Существует, в частности, версия о том, что строительство пирамид, помимо чисто египетского культа мертвых, связано еще и с отголосками древнего фетишизма и почитания камня.
Религия Древнего Египта крайне символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Поклонение стихиям во всех их проявлениях – черта всех древнейших верований человека. Характер этих верований изменялся в стране Кеми в зависимости от того, как изменялся образ жизни ее обитателей.
Первоначальные верования древних египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется преобладание анималистических элементов – обожествления различных животных, в которых воплощались боги-покровители племени, помогавшие охотникам. Впоследствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ скотоводческих племен. Анимализм вообще наиболее характерная черта древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития египетской цивилизации и лишь усилившаяся ближе к концу существования Древнего Египта.
Пантеон Древнего Египта складывается в ту пору, когда египтяне переходят к оседлому образу жизни и к земледелию. С этим переломным этапом связано обожествление земли и воды. Божества, связанные с этими началами, в более позднее время заняли главнейшие позиции в системе верований древних египтян.
Особое место занимал в этой системе культ бога Солнца. В разные исторические периоды его олицетворяли различные боги. В эпоху Древнего царства верховным богом Египта стал Ра, позднее его сменил Амон, которому поклонялись в Фивах – столице фараонов Среднего и Нового царства.
Формирование политической и административной системы страны также оказывало влияние на становление системы верований. Номы, территориально сложившиеся еще в додинастический период, имели каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в одних и тех же обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств, вокруг образов, которых складывались местные мифы. По мере объединения страны происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.
После объединения верхнеегипетских и нижнеегипетских номов в единое царство, после окончательного объединения страны в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране – так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах.
Эннеада состояла из божеств - стихий, солнца и владык земной жизни и подземного царства. Основные мифы складывались именно вокруг них, что обусловило три основные темы египетской мифологии – сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют мифы об Осирисе).
Египетские боги воплощались едва ли не во всех животных, которые были известны древним египтянам. В разных областях почитали своих богов-покровителей, но имелось и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах) отождествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху Раннего царства культ быка сливался с культом фараона. Пример тому – знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали «тельцом». Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого позднего времени фараоновского Египта. Во время церемонии на празднестве «Хеб-сед» фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом.
С другой стороны, бык являлся для египтян символом плодородия. Эта символическая функция быка также являлась общей для древнейших оседлых культур. В различных местах Египта быка почитали как олицетворение местного верховного бога. Мемфисский Апис, воплощавшийся в черном быке с белыми отметинами, был связан с богом Птахом и с Осирисом, другой священный бык Мневис воплощал в себе бога солнца Ра.
Несколько иное значение имел культ коровы. По древнейшим египетским верованиям, небо представляло собой черную корову со шкурой, усыпанной звездами. Богиня неба Хатор, «небесная корова», тесно связана в египетских мифах с культом солнца. Впрочем, и корова почиталась как божество плодородия, и в этом плане два культа довольно близки друг к другу. Ритуалы, связанные с божествами коров и быков были, однако, различны. В культе священного быка (особенно в поздний период) играла важную роль мистерия, в течение которой жрецы оскопляли и убивали животное, чтобы его кровь окропила землю и принесла плодородие.
Животные, которых египтяне использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то баран выступал как воплощение Амона, где-то он становился Хнумом. Подобное многообразие – характерная черта египетского анимализма.
Дикие животные также попали в пантеон Древнего Египта. Одно из центральных мест занимали лев и львица (их черты приобретали боги и богини Хатор, Тефнут, некоторые местные божества). Змея имела двоякий символизм в египетской мифологии. С одной стороны, заклятый враг Ра – змей Апоп, воплощение зла. С другой стороны, одна из богинь плодородия Рененутет, покровительница кладбищ Меретсегер также носили обличье змеи. Священные змеи, изображенные на двойной короне фараона, охраняли его на протяжение земной и загробной жизни.
Важное место в египетской системе верований занимал шакал, воплощение бога Анубиса. Изначально бог подземного царства, он со временем трансформировался в хранителя покоя умерших и верного помощника Осириса. Такую роль египтяне отводили шакалу не случайно. По ночам шакалы приходили на кладбища в надежде на поживу. Животные, непрестанно снующие среди священных для египтянина захоронений, в представлении религиозно настроенных людей просто не могли быть связаны ни с какой иной сферой, кроме загробного царства. Анубис с телом человека и головой шакала изображен на всех росписях в усыпальницах египтян как проводник души по царству мертвых к трону судьи и владыки мира мертвых Осириса.
Почитали египтяне и птиц. К примеру, сокол-Гор выступал и как воплощение бога Солнца, и как важный элемент культа царя. Первые фараоны единого Египта в обязательном порядке включали в свою титула туру имя «Гор», и традиция эта сохранилась неизменной на всем протяжении египетской истории. В изображениях фараонов Древнего царства (статуи и портреты в гробницах) почти всегда присутствует изображение сокола, как бы охраняющего, прикрывающего своими крыльями голову царя. Гор – по исторической традиции, в титулатуре фараонов это имя пишется как «Хор».
Другой бог, которого олицетворяла птица – Тот, воплощавшийся в ибисе. Культ Тота играл особую роль в жизни египтян. Как правило, прилет ибисов на поля предвещал скорый разлив Нила.