Верования древних египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ социальной и теологической составляющей жизненного уклада и государственного развития Древнеегипетской цивилизации. А также получение общих сведений о мире Древнего Египта.
Задачи:
- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;
- Описать мифологию изучаемой культуры;
- Охарактеризовать письменность и архитектуру Древнего Египта.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
1.Верования, традиции, обычаи древних египтян................................6
1.1.Религия……………………………….........................………….....6
1.2.Боги Древнего Египта....................................................................13
1.3.Представления о загробной жизни...............................................15
1.4.Филосовское мировоззрение.........................................................17
2. Мифология...........................................................................................20
2.1.Противоречащие взгляды египтян в мифологии.......................20
2.2.Мифы древних египтян о происхождении мира........................23
2.3.Миф о Древнеегипетском Боге-Осирисе....................................26
2.4.Миф о Древнеегипетском Боге-Ра...............................................27
2.5.Различные культы Богов..............................................................29
3. Письменность и архитектура…………………...…………………..30
Заключение..............................................................................................32
Список литературы.................................................................................34

Файлы: 1 файл

реферат Кузьмичева Кристина 2.docx

— 430.39 Кб (Скачать файл)

Жестокость этой же богини проявлялась в засуху. Египтяне считали период невероятного усиления летнего зноя с наказанием, ниспосылаемым Ра людям за их грехи и неблагочестие. Дочь Солнца-Ра, приняв облик львицы по имени Сехмет, спускается на землю и убивает людей.

Один из египетских мифов, в котором фигурируют Ра и его правнучка Исида, особенно интересен, поскольку сближает египетские верования с мифологией других ближневосточных народов (в первую очередь, шумеров). Исида, вознамерившись выведать тайное имя Ра, дающее власть над верховными богом, задумала отравить его и предложить противоядие в обмен на имя. Этот же самый мотив с теми же участниками присутствует и в шумеро-аккадском эпосе (Инанна хитростью выведывает тайное имя Энкиду). Египетская Исида, подобно шумерской Инанне, выступает в этом мифе как великая волшебница, способная одержать победу даже над верховным богом. В цикле «климатических мифов» история об отравлении Ра Исидой и болезни бога солнца связывался с ослаблением летней жары.

Среди мифов о борьбе бога солнца с врагами выделяются два основных – миф о битве Ра со змеем Апопом и миф о Горе Бехдетском, сыне Ра.

Согласно первому мифу, Ра каждый день совершает свое путешествие по небесному Нилу, а вечером сходит под землю, где плывет по Нилу подземному. Змей Апоп, желая напустить на землю мрак, решил выпить всю воду из подземного Нила и погубить Ра. Однако в единоборстве двух богов верх одержал Ра и заставил Апопа изрыгнуть выпитую воду. В некоторых вариациях этого мифа Ра, воплотившись в рыжего кота, отрезает Апопу голову.

В мифе о Горе Бехдетском роль победителя сил зла отводится Гору-соколу, сыну Ра и одному из воплощений бога солнца. Гор, сопровождающий барку Ра в путешествии по подземному миру, расправляется с чудовищами – крокодилами и гиппопотамами, а также с верховным божеством сил зла – богом Сетом, одним из старших богов. Помощь Гору в этом подвиге оказывает Исида. Богиня дает ему слиток меди, из которого Гор изготавливает себе копье.[5]

 

2.5 Различные культы Богов

Вершиной развития солярной мифологии египтян стал культ Амона, одного из воплощений бога солнца, культ которого был более всего развит в Фивах. С тех пор, как во времена Среднего царства этот город стал политическим центром страны, религиозный центр естественным образом переместился в Фивы. Амон стал верховным божеством египетского пантеона. В его образе сосредоточились основные черты культов Ра и Гора. Культ Амона в короткий срок получил распространение в самых широких кругах египетского общества. Он считался богом-покровителем и заступником бедняков. На период Среднего и Нового царства Амон стал самым «демократичным» божеством.

Именно такое широкое распространение и укорененность культа Амона в сознании подавляющего большинства египтян в конце концов привели к неудаче религиозной реформы фараона Эхнатона, учредившего в стране единобожие и поклонение не богу солнца, а непосредственно солнечному диску, воплощению бога Атона. Вскоре после смерти Эхнатона культ Атона был забыт, а страна вернулась к почитанию Амона-Ра.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у египтян была очень богатая мифология. Обожествление всевозможных сил природы и проявлений жизни достигло в Египте небывалого уровня, несопоставимого ни с одной другой древней культурой. Образность и фантастичность при минимуме собственно фантастических элементов – вот основные черты египетской мифологии

 

3. Письменность архитектура

 

        В  Египте существовало три типа письма. Древнейшее из них — иероглифическое, когда каждый знак тщательно выписывался со всеми деталями. Иероглифами пользовались на протяжении всей истории Египта, особенно для надписей, которые высекали на стелах (вертикально поставленных каменных плитах), стенах гробниц, храмов и т. д. С распространением в качестве материала для письма папируса появляется иератика. Это те же иероглифические знаки, принявшие более схематическую форму. Иератикой пользовались начиная с эпохи Древнего Царства 3000—2400 гг. до н. э.) до Нового Царства (1580—1071 гг. до н. э.).примерно с конца VIII века до н. э. ее постепенно вытесняет демотическое письмо, где беглость доведена до того, что несколько знаков сливаются в один. Это придает демотическому письму отдаленное

сходство со стенографией. Демотическое письмо особенно распространялось в ту эпоху, когда Египет находился под властью греков и римлян — то есть с конца IV века до н. э. по II век н. э. Поздние литературные тексты, например «Сказания Сатни-Хемуасе» (I в. н. э.), написаны демотикой, чтение которой сопряжено с большими трудностями, ибо требует специальных навыков.

Для того чтобы научиться грамоте, писец должен был запомнить сотни буквенных, слоговых, смысловых и пояснительных знаков. Он должен был прочно закрепить в памяти орфографию каждого слова и усвоить сложные обороты, диктовавшиеся правилами хорошего тона и требованием литературного стиля. Знания приходилось приобретать путем длительных упражнений. Это заставляло тратить на учение долгие годы и, следовательно, требовало значительных средств.[7]

Естественно, что простым землевладельцам, составлявшим основную массу населения Египта и жившим впроголодь, обучиться письму не представлялось никакой возможности.

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнеегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.[2]

         Несмотря на существование древнеегипетской  цивилизации в столь ранний  срок она была довольно-таки  высокоразвита. Ее культура поражала  своей уникальностью и неповторимостью. Знаниями древних египтян используются и по сей день.

 

 

 

 

Заключение

 

         В начале своей работы я  поставила перед собой цель -проанализировать социальную и теологическую составляющую жизненного уклада и государственного  развития цивилизации Древнего Египта. А также следующие задачи:

- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;

- Описать мифологию изучаемой  культуры;

- Охарактеризовать письменность  и архитектуру Древнего Египта.

        Выполнив  эту работу, могу сказать, что  мне удалось реализовать все  мои задачи и цели, узнать много  новой для себя информации  об этой цивилизации и существенно  расширить свой кругозор в  этой области.

        Таким  образом, опираясь на вышеизложенные  факты, я думаю, что Древний Египет  оказал влияние на развитие  культуры всего древнего мира, и в частности на становление  греческой и римской цивилизаций. Ни одна из цивилизаций –  ни древнеримская, ни древнегреческая, ни древнекитайская – не может  соперничать по временной протяженности  и давности с египетской. Египетское  общество и египетская культура  просуществовали в неизменном  виде три тысячи лет.

Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Средиземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей – храм муз и оплот науки – были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности»[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Культурология. Учебное  пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс»

2. Серия «Малая история  искусств», М., «Искусство»

3. Васильев А.А. «История  средних веков», М., «Республика»

4. Глебкин В.В. Мир в  зеркале культуры. Ч.1. История древнего  мира., «Добросвет»

5. Рак И.В.  Мифы Древнего Египта

6. Тураев Б. А. История  Древнего Востока. – СПб

7. Культурология: Учебное  пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 


Информация о работе Верования древних египтян