Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа
Целью данной работы является анализ социальной и теологической составляющей жизненного уклада и государственного развития Древнеегипетской цивилизации. А также получение общих сведений о мире Древнего Египта.
Задачи:
- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;
- Описать мифологию изучаемой культуры;
- Охарактеризовать письменность и архитектуру Древнего Египта.
Введение....................................................................................................3
1.Верования, традиции, обычаи древних египтян................................6
1.1.Религия……………………………….........................………….....6
1.2.Боги Древнего Египта....................................................................13
1.3.Представления о загробной жизни...............................................15
1.4.Филосовское мировоззрение.........................................................17
2. Мифология...........................................................................................20
2.1.Противоречащие взгляды египтян в мифологии.......................20
2.2.Мифы древних египтян о происхождении мира........................23
2.3.Миф о Древнеегипетском Боге-Осирисе....................................26
2.4.Миф о Древнеегипетском Боге-Ра...............................................27
2.5.Различные культы Богов..............................................................29
3. Письменность и архитектура…………………...…………………..30
Заключение..............................................................................................32
Список литературы.................................................................................34
Жестокость этой же богини проявлялась в засуху. Египтяне считали период невероятного усиления летнего зноя с наказанием, ниспосылаемым Ра людям за их грехи и неблагочестие. Дочь Солнца-Ра, приняв облик львицы по имени Сехмет, спускается на землю и убивает людей.
Один из египетских мифов, в котором фигурируют Ра и его правнучка Исида, особенно интересен, поскольку сближает египетские верования с мифологией других ближневосточных народов (в первую очередь, шумеров). Исида, вознамерившись выведать тайное имя Ра, дающее власть над верховными богом, задумала отравить его и предложить противоядие в обмен на имя. Этот же самый мотив с теми же участниками присутствует и в шумеро-аккадском эпосе (Инанна хитростью выведывает тайное имя Энкиду). Египетская Исида, подобно шумерской Инанне, выступает в этом мифе как великая волшебница, способная одержать победу даже над верховным богом. В цикле «климатических мифов» история об отравлении Ра Исидой и болезни бога солнца связывался с ослаблением летней жары.
Среди мифов о борьбе бога солнца с врагами выделяются два основных – миф о битве Ра со змеем Апопом и миф о Горе Бехдетском, сыне Ра.
Согласно первому мифу, Ра каждый день совершает свое путешествие по небесному Нилу, а вечером сходит под землю, где плывет по Нилу подземному. Змей Апоп, желая напустить на землю мрак, решил выпить всю воду из подземного Нила и погубить Ра. Однако в единоборстве двух богов верх одержал Ра и заставил Апопа изрыгнуть выпитую воду. В некоторых вариациях этого мифа Ра, воплотившись в рыжего кота, отрезает Апопу голову.
В мифе о Горе Бехдетском роль победителя сил зла отводится Гору-соколу, сыну Ра и одному из воплощений бога солнца. Гор, сопровождающий барку Ра в путешествии по подземному миру, расправляется с чудовищами – крокодилами и гиппопотамами, а также с верховным божеством сил зла – богом Сетом, одним из старших богов. Помощь Гору в этом подвиге оказывает Исида. Богиня дает ему слиток меди, из которого Гор изготавливает себе копье.[5]
2.5 Различные культы Богов
Вершиной развития солярной мифологии египтян стал культ Амона, одного из воплощений бога солнца, культ которого был более всего развит в Фивах. С тех пор, как во времена Среднего царства этот город стал политическим центром страны, религиозный центр естественным образом переместился в Фивы. Амон стал верховным божеством египетского пантеона. В его образе сосредоточились основные черты культов Ра и Гора. Культ Амона в короткий срок получил распространение в самых широких кругах египетского общества. Он считался богом-покровителем и заступником бедняков. На период Среднего и Нового царства Амон стал самым «демократичным» божеством.
Именно такое широкое распространение и укорененность культа Амона в сознании подавляющего большинства египтян в конце концов привели к неудаче религиозной реформы фараона Эхнатона, учредившего в стране единобожие и поклонение не богу солнца, а непосредственно солнечному диску, воплощению бога Атона. Вскоре после смерти Эхнатона культ Атона был забыт, а страна вернулась к почитанию Амона-Ра.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у египтян была очень богатая мифология. Обожествление всевозможных сил природы и проявлений жизни достигло в Египте небывалого уровня, несопоставимого ни с одной другой древней культурой. Образность и фантастичность при минимуме собственно фантастических элементов – вот основные черты египетской мифологии
3. Письменность архитектура
В Египте существовало три типа письма. Древнейшее из них — иероглифическое, когда каждый знак тщательно выписывался со всеми деталями. Иероглифами пользовались на протяжении всей истории Египта, особенно для надписей, которые высекали на стелах (вертикально поставленных каменных плитах), стенах гробниц, храмов и т. д. С распространением в качестве материала для письма папируса появляется иератика. Это те же иероглифические знаки, принявшие более схематическую форму. Иератикой пользовались начиная с эпохи Древнего Царства 3000—2400 гг. до н. э.) до Нового Царства (1580—1071 гг. до н. э.).примерно с конца VIII века до н. э. ее постепенно вытесняет демотическое письмо, где беглость доведена до того, что несколько знаков сливаются в один. Это придает демотическому письму отдаленное
сходство со стенографией. Демотическое письмо особенно распространялось в ту эпоху, когда Египет находился под властью греков и римлян — то есть с конца IV века до н. э. по II век н. э. Поздние литературные тексты, например «Сказания Сатни-Хемуасе» (I в. н. э.), написаны демотикой, чтение которой сопряжено с большими трудностями, ибо требует специальных навыков.
Для того чтобы научиться грамоте, писец должен был запомнить сотни буквенных, слоговых, смысловых и пояснительных знаков. Он должен был прочно закрепить в памяти орфографию каждого слова и усвоить сложные обороты, диктовавшиеся правилами хорошего тона и требованием литературного стиля. Знания приходилось приобретать путем длительных упражнений. Это заставляло тратить на учение долгие годы и, следовательно, требовало значительных средств.[7]
Естественно, что простым землевладельцам, составлявшим основную массу населения Египта и жившим впроголодь, обучиться письму не представлялось никакой возможности.
От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике
Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.
Наивысшие достижения древнеегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.[2]
Несмотря на существование
Заключение
В начале своей работы я поставила перед собой цель -проанализировать социальную и теологическую составляющую жизненного уклада и государственного развития цивилизации Древнего Египта. А также следующие задачи:
- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;
- Описать мифологию изучаемой культуры;
- Охарактеризовать письменность и архитектуру Древнего Египта.
Выполнив
эту работу, могу сказать, что
мне удалось реализовать все
мои задачи и цели, узнать много
новой для себя информации
об этой цивилизации и
Таким
образом, опираясь на вышеизложенные
факты, я думаю, что Древний Египет
оказал влияние на развитие
культуры всего древнего мира,
и в частности на становление
греческой и римской
Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Средиземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей – храм муз и оплот науки – были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.
«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности»[7].
Список литературы
1. Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс»
2. Серия «Малая история искусств», М., «Искусство»
3. Васильев А.А. «История средних веков», М., «Республика»
4. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира., «Добросвет»
5. Рак И.В. Мифы Древнего Египта
6. Тураев Б. А. История Древнего Востока. – СПб
7. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин.
Приложение