Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа
Целью данной работы является анализ социальной и теологической составляющей жизненного уклада и государственного развития Древнеегипетской цивилизации. А также получение общих сведений о мире Древнего Египта.
Задачи:
- Изучить верования, традиции и обычаи древних египтян;
- Описать мифологию изучаемой культуры;
- Охарактеризовать письменность и архитектуру Древнего Египта.
Введение....................................................................................................3
1.Верования, традиции, обычаи древних египтян................................6
1.1.Религия……………………………….........................………….....6
1.2.Боги Древнего Египта....................................................................13
1.3.Представления о загробной жизни...............................................15
1.4.Филосовское мировоззрение.........................................................17
2. Мифология...........................................................................................20
2.1.Противоречащие взгляды египтян в мифологии.......................20
2.2.Мифы древних египтян о происхождении мира........................23
2.3.Миф о Древнеегипетском Боге-Осирисе....................................26
2.4.Миф о Древнеегипетском Боге-Ра...............................................27
2.5.Различные культы Богов..............................................................29
3. Письменность и архитектура…………………...…………………..30
Заключение..............................................................................................32
Список литературы.................................................................................34
Многочисленные обитатели долины Нила и самой реки по-разному обожествлялись в разных регионах Египта, но место в пантеоне нашлось практически всем – от крокодилов и гиппопотамов до лягушек и насекомых. Среди насекомых, кстати, наибольшее распространение получил жук-навозник (скарабей), почитание которого тесно связывалось с культом солнца. Жук, катящий перед собой навозный шар, олицетворял в глазах египтянина движение по небу солнечного диска. Символика образа скарабея в египетской мифологии довольно разностороння. Он олицетворяет восходящее солнце, и в этом качестве воплощает идею воскресения из мертвых, что в свою очередь, сближает культ навозника с культом Осириса.
Священные животные, при жизни обитавшие при храмах и получавшие все божественные почести, после смерти удостаивались соответствующих похорон. Археологам, работающим в Египте, и сегодня доводится раскопать крупное захоронение – кладбище священных животных, мумифицированных по всем правилам и уложенных в расписные деревянные гробы.
Первоначально анимализм египтян выражался в простом поклонении животным, особенно имевшим определенные отличительные знаки (так, священным почитался, как было отмечено выше, черный бык с белыми пятнами). То же было верно и в отношении коровы, чья черная шкура с белыми подпалинами олицетворяла звездное небо. По мере развития и усложнения верований, слияния нескольких культов в один, часть богов, ранее изображавшихся в виде животных, приобрела антропоморфные черты. В таком виде эти боги стали изображаться на рельефах и росписях. Чаще всего человеческое тело божества было украшено звериной или птичьей головой. В скульптуре, однако, боги преимущественно изображались в виде полностью зооморфных статуй животных – воплощений бога. У некоторых божеств таких воплощений было более одного – Тот, например, имел свою священную птицу – ибиса, и священное животное – павиана, облик которого принимал во многих мифах (в частности, в мифе о бегстве Тефнут, дочери Ра, в Нубию – Тот в облике павиана пением и музыкой завлек богиню, воплотившуюся в львицу, обратно домой).
В свою очередь, обожествление фараона и связанная с этим художественная традиция также оказались затронуты тенденцией слияния антропоморфных и зооморфных черт. Речь идет, разумеется, о сфинксах – колоссах с телом льва и головой человека, олицетворявших фараона. Символика данного образа вполне традиционна – правитель в большинстве восточных культур отождествлялся со львом, самым могучим зверем пустыни.
Древние египтяне порой «одомашнивали богов», подобно животным. Широко известно, что они почитали кошку как священное животное богини Баст. Менее известен тот факт, что первоначально воплощением Баст была не изящная египетская кошка, а львица. Древнейшие изображения этой богини не оставляют в том ни малейшего сомнения. Кошка, конечно же, была гораздо более покладистым объектом поклонения, нежели дикая обитательница пустыни.
Пережитки первоначального поклонения богам-животным прослеживаются в появлении звериных или птичьих голов у антропоморфных божеств, в деталях головных уборов (рога коровы у Хатхор, газели у Сатит, барана у Амона и пр.). Позднее звери и птицы считались «душами» богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества, животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов и т.д.
Помимо культа животных, в Египте был распространен и культ растений. Наиболее почитаемое растение – лотос, цветок, из которого, согласно мифам, вышел на свет Ра, первый из богов. В Мемфисе, древней египетской столице, существовала и тщательно охранялась священная роща, посвященная богине Хатор.
Почитание четырех основных начал и стихий было широко распространено во всем Египте. Наряду с общепризнанными божествами эннеады в каждой области поклонялись собственным богам земли и воды. Единым для всех областей Египта был Хапи – божество Нила. Боги земли и неба в разных номах носили разные имена. После становления единой религии были повсеместно признаны бог земли Геб и богиня неба Нут, почитавшаяся наряду с Хатор.
1.2 Боги Древнего Египта
Издревле во многих центрах сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой — огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Гор, в основе их лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра — как дневное, а Атума — как вечернее.
Очень рано особое значение приобретает солнечное божество Ра. Ежевечернее исчезновение солнца и утренний его восход объяснялись как проглатывание и рождение его небом-коровой или небом-женщиной Нут. Наряду с этим существовали и другие представления — о том, например, что Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор, где, по верованиям египтян, начиналось ночное плавание Ра в другой ладье. В конце ночного плавания Ра опять переходит на дневную ладью и через ход в восточных горах вновь появляется в небе. Однако, чтобы взойти, солнцу приходится выдержать битву со своим врагом — змеем Апепом. Выйдя из нее победителем, Ра появляется в небе. Очень рано культ этого всеоживляющего и всеохраняющего бога вышел за пределы значения местного божества, и его связь с царским культом мертвых сделала Ра всеегипетским государственным богом.
Главными центрами почитания солнца были Гелиополь и Эдфу. До конца истории Египта культ солнца в том или ином образе оставался официальным государственным культом, причем, если в какой-либо период тот или иной бог получал общеегипетское значение, его немедленно объединяли с главным солнечным божеством Ра (Амон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра).[4]
Со времени Среднего царства, когда Египет вновь объединился под властью не игравшего до сих пор видной роли фиванского нома, огромное значение получил культ Амона. Истоки этого культа не совсем ясны: с одной стороны, Амон, несомненно, близок с коптосским богом производительных сил природы Мином, с другой стороны, Амон встречается среди древнейших божеств г. Шмуну, столицы 15-го верхнеегипетского нома. Культ Амона был перенесен в Фивы для укрепления новой династии и новой столицы. Его женой и сыном провозглашаются фиванские божества Мут иХенсу. Поскольку Фивы на протяжении многих веков оставались столицей, культ Амона приобрел общеегипетский характер. Чтобы усилить авторитет этого божества, Амона сопоставили с Ра, и под именем Амона-Ра он прочно связывается с царским культом и даже получает черты бога-творца. В качестве отклика на политическую обстановку и настроения времен Среднего и начала Нового царства Амону придают характер защитника и покровителя простых людей. Но основные его черты — это черты завоевателя и грозного владыки, «царя богов». Те или иные действия царя иногда объяснялись появлением Амона, и даже суд часто творился его именем.
С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса, представляющего ежегодно умирающую растительность. Миф об Осирисе, восстановленный по различным источникам, рассказывает, что некогда он царствовал в Египте и научил людей земледелию и садоводству. Его брат, бог Сетх, желая править сам, убил его. Но и из-под земли Осирис оказался способным оплодотворить свою супругу Исиду; из земли он восходит растительностью. Богиня же Исида рождает от Осириса сына Гора, который вступает в борьбу за наследство отца. После длительных споров боги признают Гора правомочным наследником, Осирис же становится царем загробного мира. Осирис олицетворял воды Нила и был связан с растениями — ячменем, полбой, виноградом. Так же как связь живого царя с Гором, связь Осириса с мертвым царем прослеживается с древнейших времен.
Основными местами поклонения Осирису были Бусирис и Абидос, где Осирис целиком впитал культы местных божеств. Тут проходили в конце периода разлива пышные празднества, в которых представлялась судьба Осириса: его гибель, поиски Исидой его тела, оплакивание и погребение.
После смерти фараон уподоблялся Осирису, даже отождествлялся с ним и получал вечную жизнь. Эти верования отражены в текстах, вырезанных внутри пирамид,— записях царского заупокойного ритуала. То же видно и в коронационном обряде, где живой царь выступает как Гор, а Осирис представлен мумией умершего царя. Очень долго Осирис сохранял черты царского божества, и лишь с конца Древнего, а особенно со времени Среднего царства культ Осириса распространяется на культ мертвых вообще. Не только царь, но и рядовой человек при помощи заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь. Вера в загробное существование не менее прочно переплеталась с представлениями солярного культа, также вначале связанного только с царем. Ра, как и Осирис, олицетворял источник вечной жизни, и умерший, попавший путем колдовства в число спутников Ра, в его ладью, разделял с ним его судьбу.
1.3 Представления о загробной жизни
Представления,
касающиеся загробного бытия, являлись
сложной смесью древнейших и
более новых верований — часто
противоречивых и даже
Огромную роль в верованиях египтян играло имя — уничтожение его приносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.
Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда, смутные представления о котором существовали и ранее. Идея суда характерным для египтян образом тесно связывает этический и магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности.
Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить «выход днем» из гробницы.
1.4 Философское мировоззрение
В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и местах их происхождения. Хотя одно учение и получало преобладание перед другим, не было канонизированной концепции создания мира, и наряду с гелиопольским мифом о творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывавшим ту же роль Птаху, существовали верования о том, что на поднявшемся из первобытного океана холме вырос лотос, который дал жизнь солнечному богу, или что солнце появилось из яйца, снесенного «Великим Гоготуном» на этом холме, и т.п.[3]
Все же наибольшее распространение получило гелиопольское сказание из-за особого положения этого города как древнейшего политического и религиозного центра. Согласно ему, Атум, отождествленный с солнцем под именем Атум-Ра, возникнув из первобытного хаоса, оплодотворяет самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу — воздух и Тефнут — влагу. Тем самым Атум-Ра становится прародителем мира, так как Шу и Тефнут порождают Геба — землю и Нут — небо, а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сетха и Нефтис. Эти боги образуют гелиопольскую «Великую Девятку», которая занимает важное место в пантеоне.
С сотворением мира и с возникновением главных богов связано большинство египетских мифов. Эти мифы воссоздают примерно следующую картину сотворения всего сущего.
В начале, как верили древние египтяне, был хаос, водная пучина Нун. Из него вышли все боги и все живое, причем разные истории описывают этот процесс по-разному. В некоторых мифах фигурирует холм, поднявшийся из вод, на котором птица «великий Гоготун» снесла яйцо, из которого вылупился бог солнца. Один из мифов описывает появление бога солнца на свет из цветка лотоса, распустившегося на этом холме.
По другим священным текстам, бог солнца в образе теленка был произведен на свет небесной коровой. Однако все мифы сходятся на том, что бог солнца, «создавший себя сам», был первым среди всех богов. Он произвел из себя богов воздуха и влаги – Шу и Тефнут. Эта пара родила богов земли и неба – Геба, бога земли, в образе мужчины, и Нут, богиню неба, в образе женщины. Они, в свою очередь, дали жизнь четверым старшим богам – братьям Осирису и Сету и сестрам Исиде и Нефтиде, игравшим основную роль в культе загробной жизни и в культах плодородия. Все эти боги и стали старшими божествами египтян, повсеместно почитавшейся эннеадой.
Более поздним, возникшим уже на почве Египта эпохи государственности, является мемфисское сказание. Оно приписывает местному богу Птаху сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи, Птах тем самым их создает. Он выступает в качестве демиурга, сотворившего не только главных богов, но и людей, животных, ремесла, людские жилища и храмы богов. По другим мифам, людей вылепил из глины бог Хнум.