Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 12:45, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть и сравнить восточный и западный типы культур.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
Рассмотреть понятие и виды типов культуры.
Изучить восточный тип культуры.
Изучить западный тип культуры.
Произвести сравнительный анализ восточного и западного типа культуры.
Дописьменные культуры основываются на замкнутости и изолированности людей. По словам одного из российских философов культуры В.М. Межуева, закрытость этой культуры объясняется слитностью, нераздельностью в ней индивидуального и группового начала. Отсюда, – говорил он, – затруднённость диалога между разными этническими культурами [20, c. 33–34]. Этническая культура, позволяет народам оставаться самими собой, сохранять и воспроизводить себя в своём изначальном качестве, но все же она недостаточна для их жизни на более высоких ступенях исторического развития, которые требуют их взаимодействия и взаимопонимания.
История культуры свидетельствует о том, что различные народы овладевали всё большими экономическими и культурными навыками. Это в свою очередь приводило к усложнению процессов культурной дифференциации. Всё большую роль начинали играть не языковые факторы, а факторы разделения труда, социокультурные навыки и способы хозяйствования. Это приводило к переходу от этнических культур к национальным культурам, которые принципиально отличались от этнических механизмами внутренних и внешних коммуникаций.
Дальнейшая историческая динамика культуры приводит к появлению нового культурного типа – письменной культуры. Для становления письменной культуры важную роль сыграли инновационные процессы. Всякая инновация имеет социальную детерминацию, которая и определяет судьбу открытий и изобретений. В качестве примера можно сослаться на открытие И. Гутенберга, который начал печатать книги в середине XV в. Культурная среда была настолько готова к восприятию этого факта, что уже в 1500 г. более чем в 20 городах Европы было основано почти 1100 типографий. С появлением печатного станка, как пишет Г.М. Маклюэн в книге «Галактика Гутенберга», наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, которая породила «типографского и индустриального» человека. [21, c. 286]
Письменная культура противостоит стихии разговорного языка обогащенного местными диалектами, и поэтому она способна объединять людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных между собой узами кровного родства. Одновременно письменная культура расширяет их связь во времени, позволяя сохранять для потомства память о себе и своем времени. Посредством письменности каждое новое поколение может не только получать послания от своих далёких предшественников в виде записей, книг, пометок и пр., но и обращаться со своими посланиями к последующим поколениям в таком же виде. Хотя стоит учитывать тот факт, что с развитием современных технологий направления в культуре значительно меняются.
Национальные культуры, которые возникают в этот период, появляются в результате определённого взаимодействия, сплава этнокультурного наследия каждого народа с общими для всей европейской цивилизации идеями и ценностями. Следовательно, национальная культура содержит в себе не только этническую несхожесть с другими народами, но и общую с ними цивилизационную идентичность. Как было отмечено В.М. Межуевым, «национальную культуру можно определить так же, как разговор цивилизации с входящими в неё народами» [20, c. 38].
Постепенно с развитием современных технологий «из читающего постепенно становится глазеющим, а на смену письменной (книжной) культуре постепенно приходит культура, основанная на восприятии зрительных и звуковых образов (“конец Галактики Гутенберга”)» [20, c. 41]. Как полагают исследователи, «Галактика Гутенберга» начала разрушаться ещё в 1844 г., когда появился телеграф Морзе – первое средство сообщения, знаменующее начало электронной эры. Внедрение в культуру новых – аудиовизуальных и электронных – средств связи и коммуникаций (кино, радио, телевидение) приводит к формированию массовой культуры. В современном мире средства массовой информации (СМИ) обретают значение главного производителя и поставщика культурной продукции, рассчитанной на массовый потребительский спрос.
Формирование массовой культуры сопровождается усилением процессов культурной диффузии, взаимного проникновения отдельных явлений культуры или целых её комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии. Культурная диффузия как процесс заимствования культурных ценностей приводит к общению, познанию и сближению народов, что чревато утратой культурной самобытности. Именно расширяющееся культурное общение, распространённость сходных культурных образцов характеризуют глобализационные проявления. В рамках современной цивилизации уже идёт процесс формирования «глобальной деревни», в которой ничего нельзя скрыть, когда любой житель планеты с помощью СМИ может стать очевидцем событий мировой важности (например, Олимпийские игры, политические и культурные события и т.д.).
Г.М. Маклюэн утверждает, что смена эпох в истории человечества зависит от смены средств коммуникации. Если верить ему, то с помощью электронных средств массовой информации общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное слухо-визуальное многомерное восприятие мира и коллективности. Аналогичный подход обосновывается и Д.С. Робертсоном, который в своей работе «Информационная революция» доказывает, что принцип кодирования информации определяет уровень и характер доминирующей на определённом историческом отрезке культуры.
Сегодня учёные всё чаще говорят о рождении ещё одного – информационного типа культуры, вызванного бурным развитием компьютерной техники и появлением Интернета. Тенденция к ликвидации государственных границ, уничтожению языковых барьеров и аннулированию гигантских расстояний между континентами, лишь едва наметившаяся в эру телефона, радио и телевидения, становится реальностью лишь сегодня при наличии мгновенно связывающей любые точки планеты глобальной компьютерной сети. Этот четвертый тип культуры именуется Г.М. Маклюэном «Галактикой Маркони», т.е. современной электронной цивилизацией. В отечественной культурологической науке об информационной культуре чаще рассуждают в едином контексте с массовой культурой.
Облик современной культуры определяется усиливающейся интеграцией различных культурных конфигураций в единое культурное целое, которое следует обозначать как «мировая культура», которая отличается высоким динамизмом. И поскольку коммуникативные процессы глобального характера стали элементом обыденной культуры современного человека, учёные заговорили о «глобальной культуре», становление и формирование которой происходят в результате глобализации.
Восточная культура чаще всего определяется двумя разновидностями: индийской культурой и китайской культурой.
Индийская культура представлена нам ведической культурой, основывается на ведической литературе, на древних текстах – Ведах. Веды написаны на санскрите и датируются II тыс. до н.э. Таким образом, первый и самый древний период индийской культуры называется ведическим.
Веды переводятся с санскритского как знание, в данных текстах содержатся первые представления человека о реальности. Веды – это знания о человеке, мире, добре и зле, первых представлениях о душе. В Ведах впервые было отмечено, что жизнь человека зависит от их поступков – закон кармы. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика - знак бесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения).
Ведическая литература является самой древней литературой в истории человечества. Самая древняя из книг - Вед - это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей, согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Уже тогда было явное подразделение людей на варны. Варны имели свои цвета и разряды. Белый цвет являлся символом благости и святости, он стал символом мудрецов и толкователей Вед – брахманов. За брахманами были кшатрии. Цвет кшатриев был красный, что означало власть и страсть. К варне кшатриев относились воины и правители. За кшатриями шли вайшьи - земледельцы, скотоводы, их символ - желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Самой низкой варной были шудры – слуги. Их цвет черный, означал невежество.
В Ведах говорилось о круговороте рождения, жизни и смерти, который соответствовал природным циклам [6, c. 149]. Согласно Ведам, круговорот рождений, жизней и смертей людей соответствует природным циклам. Идея вечного круговорота жизни и идея о вечном духовном Источнике - фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласно этим представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа.
Ведические книги сообщают методы и способы освобождения от закона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога (слово переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Она формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлению от зависимостей.
Индийская культура более, чем иные восточные культуры, ориентирована на саморазвитие человека и общества, концентрацию усилий по развитию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Бога является лишь завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. В восточной культуре благоденствие приходит не извне, а подготавливается всей культурной работой человечества.
Видимо, здесь лежат истоки внутренней глубины и психологизма восточной культуры по сравнению с западной. Она ориентирована на самопостижение, углубленную, внутреннюю, имманентную религиозность, интуитивизм и иррационализм. В этом вообще состоит отличие восточной культуры от западной культуры.
Эта специфика находит отражение и в современных проявлениях индийской культуры. Нас глубоко интересует и тибетская медицина; и модернизированные к европейскому мышлению способы оздоровления («раджа-йога», хатха-йога, трансцендентальная медитация), и деятельность общества сознания Кришны, и философия жизни при Раджнеша и др. Вл. Соловьев в своем труде «Исторические дела философии» говорил о «живых плодах» индийской философии, продолжающей питать живительными соками мировую человеческую мысль [14, c. 10]. Ни одна философия не оказала на западную культуру такое влияние, как индийская. Ее последователями стали и русские деятели культуры Н. Рерих и Д. Андреев, и немецкие мыслители и писатели - Р. Штайнер и Г. Гессе, и многие, многие другие. Г. Гессе, автор известных во всем мире романов «Степной волк» и “Игра в бисер", в поэме “Сиддхардха" выразил свою большую любовь к индийской культуре.
Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственные ценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня. Индия дала миру культуру буддизма, прекрасную литературу. Любовь к человеку, преклонение перед природой, идеалы терпимости, всепрощения и понимания нашли отражение в учении великого гуманиста современности - М. Ганди. Красота и неповторимость индийской культуры воплотились в творчестве русских и европейских художников и мыслителей.
Древнекитайская культура - другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, как различные этносы способны создать качественно различные культуры. Китайский этнос породил социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской, ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в китайской культуре играло конфуцианство. Эта религиозно-философская система основана одним из известнейших мудрецов древности - Конфуцием. Конфуций жил в 551-479 г. г. до н.э. и создал учение, которое более чем 2 тыс. лет было идеологической основой китайской империи. Конфуций продолжил традиции китайской культуры, заложенной еще во II тыс. до н.э. Особое внимание он уделял не вопросам космологии, а практической философии: что нужно делать человеку, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии.
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства была выработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации и ритуальной жизни.
Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую роль играл даосизм, идеалы которого были во многом сходны с нравственными поисками ведической культуры Индии [26, c. 100].
Одной из особенностей культуры Китая была чрезмерная бюрократизация. С древних пор (по крайней мере, с ХII в. до н. э), в Китае сложилась бюрократическая система правления. Уже тогда выделился слой образованного чиновничества, сосредоточившего в своих руках государственную власть и регламентировавшего всю жизнь древнекитайского общества при помощи нравственно-правовых норм и принципов этикета.
Бюрократия монополизировала систему образования, так как владение грамотностью обеспечивало более высокий социальный статус и продвижение по государственной лестнице. Длительное обучение и система сложнейших экзаменов не имели равных в древнем мире. Китайская культура подарила миру порох и бумагу, уникальные системы боевых искусств и своеобразные философские доктрины.
Восточная культура содержит такое богатство человеческой мысли, которая мало кого оставляет равнодушным, и на Востоке, и на Западе. Особенность восточной культуры особенно ярко проявляется при ее сопоставлении с западной культурой.
Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова: