Восточный и западный тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть и сравнить восточный и западный типы культур.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
Рассмотреть понятие и виды типов культуры.
Изучить восточный тип культуры.
Изучить западный тип культуры.
Произвести сравнительный анализ восточного и западного типа культуры.

Файлы: 1 файл

Восточный и западный тип культуры..docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

Три последние ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем - и всей романо-германской Европы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для Маркса европейские античность и средневековье, хотя и образуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском способе производства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая эпоха нового времени [12, c. 66].

Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции [21, c. 233]. Грань между "софийной" и "сциентизированной" формами культуры вообще (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что очень часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:

от середины I тыс. до н.э. н до XVII в.;

период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).

С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое формации общества (капитализма) [1, c. 69-70].

Вторая половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации - несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов - стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы "Заката Европы", то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.  
ГЛАВА 4 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ

 

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

Несмотря на отличия в разделении стран на Запад и Восток, у этих двух "противоположных" типов культур можно выделить присущие им черты.

Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.

Дени де Ружмон в книге "Вызов запада" называет две выдающиеся идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Это важно, поскольку личность и машина противостоят друг другу, а потому Запад переживает огромное психологическое напряжение. "Личность предполагает индивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина является продуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни". (Д. Судзуки "Лекции о Дзен-буддизме") [15, c. 48]. Причем понятие личности в данном контексте следует понимать даже не как монаду (древних греков), но как принцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всех условностей и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную черту западного менталитета - его склонность к научному исследованию мира. Наука Запада занята плетением сетей сложных методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она пытается понять его и его природу.

Д. Судзуки пишет: "Какими бы мелкими не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что не может быть каким-либо образом измерено. Числа уходят в бесконечность, и однажды науки признаются в собственной неспособности заманить реальность в свою сеть". Оказывается, что сама Жизнь - эта удивительная тайна, для познания которой и создавались науки - неминуемо бежит из-под линз микроскопов и датчиков других научных приборов.

Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники, последующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток - это сжатость, глубина, тишина. В данном отношении особенно показательным примером является японская поэзия хайку. Известный английский исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу: "Хайку - это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворение еще имеет форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов, мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, пока каждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока само стихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без слов". Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этого являются "Пустота" (шуньята (санскрит) или "Недеяние" (увей (кит)) [5, c. 68-78]. Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообще отрицание чего-либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорил об индуизме: "Так называемый индуизм - это выдумка запада; индусы говорят только о "вечном законе", санатана дхарма, который существует и для мусульман, негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человеку запада самой важной частью религии - а именно структура, которая "отличает" ее от всех других религий и устанавливает, что человек не является католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для индуса самым несущественным аспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема диалога восточной и западной культур занимала многих мыслителей. Запад и Восток занимают крайние позиции уже в вопросе восприятия внешнего мира. Запад рационален, а Восток - иррационален.

На основе научного анализа сакральных текстов восточной культуры, научных исследований, этнографических материалов, повествующих об истории народов, можно сделать вывод о том, что каждая культура обусловлена исторически, своим культурным ареалом.

Западная и восточная культуры кардинально различны. Но это не значит, что они непримиримы. Напротив, они нуждаются и всегда нуждались друг в друге. Восточная культура при всей своей духовной развитости и психологической глубине нуждается в западной цивилизации, науке, технике, промышленности. Западная культура также нуждается в восточной духовности и психологическом опыте. Западная и восточная культуры, несомненно, существенно дополняют и обогащают друг друга. Их существование в одном мире современной цивилизации объективно необходимо.

 Развитие и изучение  культуры, а так же определенных  типов культуры довольно тесно  связано с развитием общества  в целом. С развитием общества  начинают появляться и новые  типы культуры. Два основных типа культуры останутся неизменными: западный тип культуры и восточный тип культуры. Они различны по своей сущности и пониманию. Однако хорошо дополняют друг друга. Для того, чтобы не остаться в прошлом и на листах истории необходимо подстраиваться под современное общество.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андрияускас A.A. Синтез принципов восточного и западного мышления в философии искусства позднего М. Хайдеггера // Взаимодействие культур Востока и Запада: Тез. докл. всесоюз. науч. конф. Вильнюс, 1988. -С.69- 70.
  2. Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1988.
  3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация./ Г. М. Бонгард-Левин - М. , 1993. 
  4. Взаимодействие культур Востока и Запада. - Вильнюс, 1992.
  5. Галик М. Литературные взаимосвязи Востока и Запада // Взаимодействие культур Востока и Запада: Сб. статей. М.: Гл. ред. вост. лит., 1991. - Вып.2. -С.68-78.
  6. Гачев Г. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М.: Наука. Изд.-кая фирма "Восточная литература", 1993. - 390 с.
  7. Григорьева Т.П. Дао и логос. Встреча культур. М.: Наука, гл. ред. вост. лит., 1992. - 424 с.
  8. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
  9. Зыкова Е.П. Восток в творчестве поэтов "Озерной школы" // Взаимодействие культур Востока и Запада: Сборник статей. М.: Гл. ред. вост. лит. изд.-ва "Наука", 1987. - С.42-69.
  10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  11. Кальянов А.В. Деление культур на "восточные" и "западные": Научная конференция студентов, аспирантов и преподавателей "Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы". Секция социологии. Российский университет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук. - Москва. - 18 февраля 2002 г.
  12. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Восток-Запад" в культурологии: взаимодействие художественных культур. М.: Наука, изд.-кая фирма "Восточная литература", 1994. - 160 с.
  13. Камбар Г.А. Сопоставление типов культуры Востока и Запада в философии Ф. Ницше // Взаимодействие культур Востока и Запада: Тез. докл. всесоюз. науч. конф. Вильнюс, 1988. - С.112 -113.
  14. Коновалова Н.П. Диалог Востока и Запада как творческое со-измерение культур (историко-методологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1991. - 23 с
  15. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Гл. ред. вост. лит., 1972. - 496 с.
  16. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. - М., 2002.
  17. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.
  18. Маллюга Ю.А. Культурология./ Ю. А. Малюга - М., 1998. 
  19. Михайлов A.B. Гете и поэзия Востока // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации,- М., Гл. ред. вост. лит. изд.-ва "Наука", 1985. -С.83-98.
  20. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. – 2-е изд. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2003. – С. 33–34.
  21. Маршалл Маклюэн. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. — 496 с. — (Концепции). — 500 экз.
  22. Немировская Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. - М.: РосНОУ, 1998.
  23. Олъденбург С.Ф. Культура Индии. - М., 1991. 
  24. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998
  25. Типология культуры. Взаимное воздействие культур /' Отв. ред. Ю.М. Лотман. Тарту, 1984. 214 с.
  26. Юдина В.И. Проблема "Восток-Запад" в истории отечественной культурологии (на материале исследований художественной культуры XIX -XX вв.): Автореф. дис. канд. искусствовед. СПб., 1995. - 20 с.236

 

 

 


Информация о работе Восточный и западный тип культуры