Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:50, реферат
Целью данной работы является изучение характерных черт культуры и искусства Древней Индии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выполнить обзор истории цивилизации Древней Индии,
2. ознакомиться с государствами Древней Индии,
3. рассмотреть религии Древней Индии,
4. описать развитие литературы и искусства в Древней Индии.
Введение 3
1. Возникновение цивилизации на территории Индии 4
2. Государства Древней Индии 6
3. Развитие религиозной жизни 13
4. Литература и искусство Древней Индии 16
Заключение 20
Список литературы 21
Современные социально-экономические проблемы России вызывают повышенный интерес во всем мире к причинам и последствиям происходящих изменений. Процесс реформирования культурной сферы России объективно потребовал по-новому отнестись к исследованиям в области мировой культуры и искусства, вызвал необходимость изучения новых подходов к анализу характерных черт культуры и искусства Древней Индии. Сегодня российской культурологической науке необходимо создать новую методологию изучения характерных черт культуры и искусства Древней Индии с учетом современной специфики. В наши дни только таким образом можно добиться развития российской культуры в условиях работы в открытой информационной среде. Этим можно объяснить актуальность избранной темы.
Проблематика, сходная с темой данной работы, была отражена в трудах (монографии, учебные пособия и учебники) таких авторов, как Антонов А.С., Бонгард-Левин Г.М., Георгиева Т.С., Гапонова И.С., Ерасов Б.С. и др. (см.приведенный в конце работы список использованной литературы).
Целью данной работы является изучение характерных черт культуры и искусства Древней Индии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выполнить обзор истории цивилизации Древней Индии,
2. ознакомиться с государствами Древней Индии,
3. рассмотреть религии Древней Индии,
4. описать развитие литературы и искусства в Древней Индии.
Официальное название страны, Индия, происходит от древнеперсидского слова хинду, которое в свою очередь произошло от санскритского синдху — исторического названия реки Инд. Древние греки называли индийцев индои — «люди Инда». Конституция Индии признаёт также второе название, Бхарат, которое происходит от санскритского имени древнеиндийского царя, история которого была описана в «Махабхарате». Третье название, Хиндустан, используется со времён Империи Великих Моголов, однако официального статуса не имеет [12,с. 98].
Останки человека прямоходящего, обнаруженные в Хатноре в долине Нармады, указывают на то, что Индия была обитаема по крайней мере начиная с эпохи среднего плейстоцена, приблизительно 200 000—500 000 лет назад.] Эпоха мезолита началась на Индийском субконтиненте примерно 30 000 лет назад и продолжалась около 25 000 лет. Принято считать, что современные люди заселили субконтинент к концу последнего ледникового периода, или приблизительно 12 000 лет назад [9, с.16]. Первые известные постоянные поселения возникли 9000 лет назад в Бхимбетке, в штате Мадхья-Прадеш. Самые ранние следы культуры неолита, согласно радиоуглеродному анализу относящиеся к середине VIII тысячелетия до н. э., были найдены на дне Камбейского залива в штате Гуджарат. Свидетельства неолитической культуры, которые датируются VII тысячелетием до н. э., были также обнаружены на стоянке в Мергархе в современной пакистанской провинции Балочистан. Археологические культуры позднего неолита расцвели в долине реки Инд в период с 6000 по 2000 года до н. э. и в Южной Индии — между 2800 и 1200 годами до н. э. Исторически, в регионе располагались некоторые из древнейших поселений Южной Азии] и её крупнейшие цивилизации [8,с.64].
Древнейшим местом археологических раскопок, относящимся к древнепалеолитическому периоду, является долина реки Соан в Пакистане. Первые деревенские поселения появились в эпоху неолита в Мергархе, а первые города региона — в долине реки Инд, основными из них являются Мохенджо-Даро и Хараппа.
Бронзовый век начался на индийском субконтиненте около 3300 года до н. э. с появлением цивилизации долины реки Инд. Характерной особенностью этого периода является широкое развитие металлургии, с выплавкой меди, бронзы, свинца и олова. Расцвет Индской цивилизации пришёлся на период с 2600 по 1900 года до н. э. В это время на индийском субконтиненте появились города и началось монументальное строительство[9, с.16]. Эта древняя цивилизация образовалась в долине реки Инд, распространившись в долину реки Гхаггар-Хакра (отождествляемую большинством учёных с ведической рекой Сарасвати), междуречье Ганги и Ямуны, Гуджарат, и северный Афганистан.
Отличительными особенностями Индской цивилизации являются города, построенные из кирпича, высокоразвитая канализационная система и многоэтажные дома. Крупнейшими городскими центрами были Хараппа и Мохенджо-Даро, а также Дхолавира, Ганверивала, Лотхал, Калибанга и Ракхигари. В результате высыхания реки Сарасвати и изменения русла реки Инд произошли крупные геологические и климатические изменения, которые привели к исчезновению лесов и опустыниванию региона. Эти факторы послужили причиной упадка и исчезновения Индской цивилизации [12,с. 98].
Ведическая культура — это индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами — священными писаниями индуизма, составленными на ведическом санскрите. По принятому в науке мнению, ведическая цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н. э., что оспаривается некоторыми индийскими историками и западными учёными, которые относят начало ведического прериода к IV тысячелетию до н. э. и ассоциируют Индскую цивилизацию с ведической. Именно в ведический период сформировались индийская культура, язык и религия. Первые 500 лет ведического периода (1500—1000 года до н. э.) соответствуют бронзовому веку Индии, а последующие 500 лет (1000—500 года до н. э.) — железному веку.
В XIX веке европейские колонизаторы Индии выдвинули теорию «арийского завоевания», согласно которой в начале II тысячелетия до н. э. индийский субконтинент подвергся массовому единовременному вторжению кочевых племён ариев, которые принесли с собой ведическую культуру. Однако, последующие археологические находки и лингвистические исследования опровергли эту гипотезу. Вместо неё учёные выдвинули различные гипотезы «индоарийских миграций». Согласно защитникам этих теорий, индо-арийские племена переселились в северо-западные регионы индийского субконтинента в начале II тысячелетия до н. э. и ассимилировались с коренным населением, передав им свой язык и ведическую культуру. Другого мнения придерживаются сторонники теории исхода из Индии, которые утверждают, что арии изначально были коренным населением индийского субконтинента и позднее расселились за его пределы в результате ряда миграций [15,с. 108].
После того, как во II тысячелетии до н. э. Хараппская урбаническая цивилизация пришла в упадок, ей на смену пришло общество, в основном состоявшее из больших пастушеских кланов. Постепенно, всё более важную роль стало играть земледелие, а в организационной структуре общества — кастовое деление. К X веку до н. э. в Северо-Западной Индии начался железный век. К этому периоду учёные относят составление «Атхарва-веды», — первого древнеиндийского текста, в котором упоминается железо. Считается, что в этот поздний ведический период произошёл переход от преобладавшей ранее системы пастушеских племён к установлению множества маленьких княжеств, называемых Махаджанапады. Именно этим периодом учёные датируют памятники древнеиндийской эпической поэзии — «Махабхарату» и «Рамаяну»
К концу ведического периода на индийском субконтиненте появился ряд маленьких царств и городов-государств, многие из которых упоминаются в ведической и раннебуддийской литературе, датируемой периодом после X века до н. э. К V веку до н. э. образовалось 16 царств или «республик», известных как Махаджанапады — Каши, Косала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Вамша, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджа. Они раскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштры и Бенгалии. В это время начался второй крупный период урбанизации после Индской цивилизации. На остальной части субконтинента, по всей видимости, существовало множество других маленьких государственных образований, о которых известно по упоминаниям в литературе. В одних из них царская власть передавалась по наследству, а в других поданные сами выбирали своих правителей. Основным языком образованных людей в то время являлся санскрит, а простое население Северной Индии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите. К V веку до н. э., то есть ко времени рождения Будды, многие из 16 царств объединились и образовали четыре более крупных государства. Это были Ватса, Аванти, Кошала и Магадха[12,с. 98].
Основными религиозными практиками того времени были сложные ведические ритуалы, проводимые брахманами. Принято считать, что именно в этот период с VII по V век до н. э. были записаны Упанишады — поздние ведические религиозно-философские тексты. Упанишады оказали огромное влияние на формирование индийской философии, и, появившись примерно в одно время с буддизмом и джайнизмом, ознаменовали собой золотой век мысли этого периода. В 537 году до н. э. Сиддхарта Гаутама достиг «просветления», и стал известен как Будда — «пробудившийся». Примерно в то же самое время, Махавира (24-й Тиртханкара джайнов) проповедал близкое буддизму учение, позднее ставшее джайнизмом. В доктринах буддизма и джайнизма акцентировался аскетизм и распространялись они на языке пракрите, что позволило этим вероучениям приобрести большое количество приверженцев среди народных масс. Они оказали огромное влияние на практики индийских религиозных традиций, связанные с вегетарианством, запретом на убийство животных и ахимсой.
В то время как географическое влияние джайнизма ограничилось Индией, буддийские монахи распространили учение Будды в Тибет, Шри-Ланку, Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию.
Около 520 года до н. э., во время правления персидского царя Дария I, северо-западная часть индийского субконтинента (современные восточный Афганистан и Пакистан) были завоёваны персидской империей Ахеменидов, оставшись подвластными ей в течение двух последующих столетий. В 334 году до н. э. царь Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба. Однако, войска Александра отказались последовать по ту сторону реки Биас около места, где в настоящее время расположен город Джаландхар. Оставив многих македонских солдат-ветеранов в завоёванных регионах, Александр ушёл со своей армией на юго-запад [9, с.16].
Персидское и греческое вторжение оказали значительное историческое влияние на развитие индийской цивилизации. Политическое устройство персов повлияло на возникшие позднее формы правительства субконтинента, включая административную структуру династии Маурьев. В добавок к этому, в регионе Гандхара (современном восточном Афганистане и северо-западном Пакистане), в результате смешения индийской, персидской, центральноазиатской и греческой культур, сформировалась смешанная греко-буддийская культура, которая просуществовала вплоть до V века н. э. и оказала влияние на развитие буддизма махаяна.
Среди шестнадцати Махаджанапад, наиболее значительной была империя Магадха, которой, на протяжении её истории правили различные династии. Основана она была династией Хартянка в 684 году до н. э. Её столицей был город Раджагриха, позднее получивший название Паталипутра. Затем к власти пришла династия Шишунага, которую в 424 году до н. э. сменила династия Нанда.
В 321 году до н. э. Чандрагупта Маурья в сотрудничестве с гениальным Чанакьей основал династию Маурьев, одержав победу над царём династии Нанда — Дхану Нанду. В период правления Маурьев бо́льшая часть индийского субконтинента объединилась в одно государство. Империя Маурьев под управлением Чандрагупты не только завоевала практически весь полуостров Индостан, но и расширила свои границы в Персию и Среднюю Азию. Чандрагупта также внёс значительный вклад в распространение джайнизма в Южной Индии[8,с.64].
Чандрагупту сменил на престоле его сын Биндусара, при котором произошло дальнейшее расширение границ империи за счёт завоевания царства Калинга на востоке и других царств на крайнем юге полуострова Индостан.
Биндусару сменил его сын Ашока, который в первые годы своего правления предпринял попытку дальнейшего расширения границ империи. Однако, после кровопролитного вторжения в Калингу, он отказался от идеи насилия, обратился в буддизм и стал приверженцем принципа ахимсы. Эдикты Ашоки представляют собой древнейшие сохранившиеся индийские документы, благодаря которым стала возможной более или менне точная датировка последующих династий и правителей. При правлении Ашоки, буддизм распространился по всей Восточной и Юго-восточной Азии. Внук Ашоки Сампрати обратился в джайнизм и сыграл значительную роль в распространении этого вероучения.
В 185 году до н. э. была основана династия Шунга. Это произошло после того, как последний из правителей Маурьев царь Брихадратха был убит Пушьямитра Шунгой — главнокомандующим армии Маурьев. На смену династии Шунга пришла династия Канва, которая управляла Восточной Индией в период с 71 по 26 год до н. э. Её сменила династия Сатавахана и на месте империи Магадха возникло царство Андхра.
Срединный период ознаменовался заметным развитием культуры. Начиная с 230 года до н. э. Южной Индией правила династия Сатаваханов, также известных как Андхры. Шестой царь династии, по имени Шатакарни, одержал победу над североиндийской династией Шунга. Другим известным царём династии был Гаутамипутра Шатакарни.
В Гималаях, в период со II века до н. э. по III век н. э. существовало царство Кунинда. В середине I века н. э. из Средней Азии в северо-западную Индию вторглась Кушанская династия, положив начало империи, которая впоследствии распростёрлась от Пешавара до Бенгальского залива. В её состав также входили древняя Бактрия (на севере современного Афганистана) и южный Таджикистан. Царство Западных Кшатрапов (35 — 405 года н. э.), располагавшееся в западной и центральной части Индии, управлялось правителями Саки, которые пришли на смену индо-скифам. Они были современниками Кушанской династии, правившей северной частью индийского субконтинента, и династии Сатаваханов (Андхров), владычествовавших над центральной Индией [3, с.6].
В разное время, южная часть полуострова Индостан находилась под властью таких царств и империй, как Пандья, Ранние Чолы, Чера, Кадамба, Западная Ганга, Паллава и Чалукья. Некоторые южные царства преобразовались в заморские империи, которые раскинулись по всей Юго-Восточной Азии. В борьбе за владычество на юге индийского субконтинента, эти царства периодически воевали как друг с другом, так и с деканскими государствами. Буддийское царство Калабхаров на какое-то время прервало доминирующее положение империй Чола, Чера и Пандья на южной части полуострова Индостан.
Информация о работе Возникновение цивилизации на территории Индии