Возникновение цивилизации на территории Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение характерных черт культуры и искусства Древней Индии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выполнить обзор истории цивилизации Древней Индии,
2. ознакомиться с государствами Древней Индии,
3. рассмотреть религии Древней Индии,
4. описать развитие литературы и искусства в Древней Индии.

Содержание работы

Введение 3
1. Возникновение цивилизации на территории Индии 4
2. Государства Древней Индии 6
3. Развитие религиозной жизни 13
4. Литература и искусство Древней Индии 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Древнеиндийская цивилизация.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

К северо-западным смешанным культурам индийского субконтинента относятся индо-греческая, индо-скифская, индо-парфянская и индо-сасанидская.

Индо-греческое царство было основано греко-бактрийским царём Деметрием в 180 году до н. э. и располагалось на территории современных Афганистана и Пакистана. Просуществовало оно почти два столетия, в течение которых им управляло более 30 греческих царей, часто вступавших в конфликты друг с другом. Индо-скифы были одной из ветвей индоевропейских саков (скифов), которые переселились из южной Сибири сначала в Бактрию, а затем в Согдиану, Кашмир, Арахозию, Гандхару и в конце концов в Индию; их царство просуществовало с середины II до I века до н. э. Позднее, Индо-парфянское царство захватило большую часть современного Афганистана и северную часть Пакистана, одержав победу над многими кушанскими правителями, такими как Куджула Кадфиз. Персидская Сасанидская империя, существовавшая в одно время с империей Гуптов, расширилась до территории современного Пакистана, где в результате смешения индийской и персидской культур зародилась индо-сасанидская культура[15,с. 108].

Торговля Рима с Индией предположительно началась в I веке н. э. в период правления императора Октавиана Августа после завоевания им птолемейского Египта. Начиная с этого времени Римская империя была самым важным торговым партнёром Индии на Западе.

Торговля, начатая Евдоксом Кизикским в 130 году до н. э. бурно развивалась, и в период правления Октавиана Августа до 120 кораблей ежегодно совершали торговые плавания из египетского портового города Миос Хормоса в Индию. В этой торговле римляне тратили огромное количество золота, которое использовалось в Кушанской империи для создания монет. Об оттоке золотых монет в Индию свидетельствует Плиний Старший в своём труде «Естественная история»: « По самым скромным подсчётам, в Индию, Китай и на Аравийский полуостров из нашей империи ежегодно переправляются около ста миллионов систерциев: именно в эту сумму обходятся нам наша роскошь и наши женщины. Ибо какой же процент из всего этого импорта предназначается для жертвоприношений богам и духам умерших? » [12,с. 98]

В IV — V веках династия Гуптов объединила в одну империю большую часть Северной Индии. В этот период, известный как Золотой век Индии, индуистская культура, наука и политическая система достигли новых высот в своём развитии. Чандрагупта I, Самудрагупта, и Чандрагупта II были самыми выдающимися правителями династии. По мнению западных учёных, именно в этот период были записаны священные тексты индуизма Пураны, представляющие собой ведические писания смрити. Империя прекратила своё существование после вторжения гуннов из Центральной Азии. После распада империи Гуптов в VI веке, территория Индии опять раздробилась на ряд маленьких региональных царств. Небольшое ответвление династии Гуптов продолжало править Магадхой до первой половины VII века, когда царь Харша Вардхана окончательно покончил с династией Гупта и основал свою империю.

Белые гунны, которые возможно были частью племён эфталитов, к началу V века обосновались в Афганистане со столицей в Бамияне. Именно они явились причиной падения династии Гуптов, после которого подошёл к концу Золотой век в Северной Индии. Однако, эти исторические изменения не затронули большую часть Декана и Южную Индию[8,с.64].

Классический период в истории Индии начался в VII веке с возрождения Северной Индии во время правления царя Харша, и завершился с падением империи Виджаянагара на юге после мусульманского вторжения в XIV веке. В этот период произошёл расцвет индийского искусства и развитие основных религиозных и философских систем, послуживших основой для различных направлений современного индуизма, буддизма и джайнизма.

В VII веке царь Харша успешно объединил Северную Индию в одно государство, которое, однако, распалось вскоре после его смерти. В период с VII по IX века три династии состязались за контроль над Северной Индией: Пратихары, бенгальская династия Пала, и деканские Раштракуты. Позднее, династия Сена захватила царство Пала, а держава Пратихаров распалась на маленькие царства. Это были первые из так называемых раджпутов — княжеств, просуществовавших в той или иной форме почти тысячелетие до самой независимости Индии от Великобритании в 1947 году. Первые известные княжества раджпутов появились в VI веке в Раджастане, после чего маленькие династии раджпутов правили большей частью Северной Индии. Притхвирадж Чаухан, один из раджпутов династии Чаухан, прославился из-за кровавых конфликтов с наступавшими исламскими султанатами. В период с середины VII до начала XI века на территории части современного Афганистана, северного Пакистана и Кашмира правила династия Шахи. После смерти царя Харши единое всеиндийское государство прекратило своё существование на севере, и попытки его создания происходили уже на юге.

Империя Чалукья правила частью южной и центральной Индии в период с 550 по 750 год со столицей в Бадами и позднее с 970 по 1190 год — из Кальяни в современном штате Карнатака. Примерно в то же самое время на юге правила династия Паллавов из Канчи. С упадком империи Чалукья в XII веке, её вассалы — Хойсалы из Халебиду, Какатии из Варангала, Ядавы из Девагири и южная ветвь Калачури разделили огромную империю Чалукья между собой. Позднее, в северном Тамил-Наду появилось царство Чола, а в Керале — царство Чера. К 1343 году все эти царства прекратили своё существование и на их территории образовалась империя Виджаянагар [5,с. 108].

Южно-индийские царства распространили своё влияние до Индонезии, взяв под свой контроль обширные заморские территории в Юго-Восточной Азии. Южноиндийские портовые города были активно вовлечены в торговлю с Европой на западе и Юго-Восточной Азией на востоке. В классический период, наибольшего расцвета достигли литература на местных языках и архитектура. Это продолжалось вплоть до начала XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который к тому времени прочно обосновался на севере индийского субконтинента со столицей в городе Дели. Империя Виджаянагара в конце концов прекратила своё существование под его натиском.

3. Развитие религиозной жизни

Большую роль в духовной жизни Древней Индии играла религия. Главным религиозным течением был индуизм (ему следует сейчас более 80% населения Индии); корни этой религии уходят в глубокую древность.

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение. Эти обращения к богам, гимны и заклинания рисуют мир ведийского человека, его верования, представления о мироздании. Совокупность этих верований принято называть ведизмом [7,с.54].

В ведийских гимнах выражается мысль о том, что даже боги не вечны, что творцом было некое «абстрактное божество», что из великана Пуруши родилось все — земля, небо, солнце, люди, боги. В «Гимне о сотворении мира» основой бытия провозглашается нечто безличное.

Многие черты ведизма  вошли в индуизм, хотя это была уже развитая религия, отражавшая иной этап в духовной жизни.

В индуизме на первый план выдвигается Бог-творец, устанавливается строгая иерархия в Пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триединство (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемое как проявление единого Высшего божества.

Включение в индуистскую  религиозную систему различных  культов, их соотнесение с образом  Вишну осуществлялись благодаря  концепции аватар, а именно —  учения о том, что бог Вишну  нисходит в мир и, перевоплощаясь, является в различных образах[9, с.16].

Большую популярность очень  рано приобрел культ Шивы, который  в триаде главных богов олицетворяет собой разрушение. Но в мифологии  Шива ассоциируется с разными  качествами: он и божество плодородия, и аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это свидетельствует о том, что культ Шивы вобрал в себя разные местные верования.

Религиозные концепции  индуизма оказывали большое влияние  на различные стороны жизни древнеиндийского общества. Система варн считалась  священной, от верующих требовалось  строгое выполнение уже предопределенного долга и социальных обязанностей; считалось, что стать индуистом нельзя, им можно только родиться. Особого развития индуизм достиг в Средние века, став основной религией населения.

Махатма Ганди, определяя  сущность индуизма, выразил его следующими словами: «Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными средствами. Человек может не верить в бога и все же называть себя индусом. Индуизм - это неустанная погоня за истиной... Индуизм есть религия истины. Истина - это бог. Отрицание бога нам ведомо. Отрицание истины нам неведомо».

Значительно позднее, чем  ведизм, сложился в Индии буддизм, но через несколько столетий именно он перешел границы Индии, утвердился во многих странах Азии, стал одной из трех мировых религий.

Создатель буддийского  учения — Сиддхартха Шакьямуни («отшельник из рода Шакьев») родился в 563 г. до н. э. в семье правителей (кшатриев). Когда ему было 40 лет, он достиг «просветления» и стал называться Буддой, т. е. «просветленным» [8,с.64].

Как и всякая религия, буддизм содержал в основе доктрины идею о спасении — в буддизме постижение этого «освобождения» именуется  нирваной.

Огромное значение в  буддизме играла этическая сторона: Будда проповедовал умеренную жизнь, воздержание и верность в любви. Преодолеть земные страдания можно, согласно буддийскому учению, следуя «праведному пути», который включает в себя восемь стадий: правильные убеждения, правильный образ жизни, правильные усилия, правильный образ мыслей и правильное наслаждение. Этот путь является результатом самовоспитания и самоограничения. Согласно учению Будды, человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи, защиты и спасения извне. С прекращением состояния страдания достигается нирвана, которая понимается как угасание ложного желания, затухание, погашение всяких реакций на мир.

Буддизм выступал против резких кастовых перегородок, за равенство  людей по рождению, и это, естественно, привлекало к нему разбогатевших  ремесленников, земледельцев и торговцев, которым брахманизм отводил весьма скромное место в социальной иерархии государства.

Перешагнув границы  Индии, буддизм нес в другие страны и многие традиции индийской образованности, культуры, произведения религиозного и светского характера. Через буддийское посредничество с индийской культурой познакомился Китай.

4.Литература и искусство Древней Индии

 

Литература в Древней Индии развивалась под непосредственным влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинениями по вопросам веры, о смысле жизни и окружающего мира. И Веды, и Упанишады — это литературные памятники, созданные на древнеиндийском языке  - санскрите [15,с. 108].

Выделяют ряд особенностей индийской художественной культуры, отличающих ее, по его мнению, от западноевропейского искусства.

Во-первых, индийское  искусство тесно связано с  религией и философией, поэтому его  понимание возможно лишь при соответствующем  знании духовных идеалов индийцев. Любовь к красоте всегда сочеталась в Индии с поисками истины, свое видение которой художники пытались вложить в художественное произведение.

Во-вторых, индийское  искусство отражает образ мышления и характер нации, оно обращено к  народу и стремится донести до него возвышенные религиозно-философские идеалы.

В-третьих, особую роль в  поэзии, прозе, драме и музыке играет образ природы. Индийский художник как бы отождествляет себя с природой во всех ее настроениях, выражает присущую человеку гармонию с природой и вселенной. Гармоничное сосуществование человека и природы является лейтмотивом всего азиатского искусства, что обеспечивает ему определенное единство при сохранении национального своеобразия.

В-четвертых, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяния богов. Веды запрещали поклонение образу божества, и образ Будды был запечатлен в искусстве лишь в сравнительно поздний период развития буддизма .

Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почетных мест в истории всемирной литературы. Она очень многообразна и по своим жанрам, и по языково-культурным традициям, поражает глубиной, оригинальностью содержания, исключительно поэтична.

Большую популярность среди  санскритских сочинений приобрела «Панчатантра» — сборник рассказов и притч, в значительной степени основанных на фольклорном материале. «Панчатантра» была переведена на многие языки Азии, известно более 200 ее переводов[9, с.16].

В Индии получили широкое  развитие театр и драматургия. Свои истоки театр берет от гимнов и диалогов, содержащихся в Ведах. Затем театр становится пропагандистом многочисленных легенд о Кришне. В Западной Европе хорошо известно творчество Калидаса, жившего в конце IV в. н. э.

Жемчужинами древнеиндийской  литературы являются эпические поэмы  «Махабхарата» и «Рамаяна». Они  создавались на протяжении сотен  лет и вобрали в себя богатейший опыт исторической жизни и духовного  становления целого народа. Поэмы  являются живой и органичной частью современной культуры Индии: сюжеты из них рассказывают детям вместо сказок, представляют во время народных гуляний и массовых праздников. В них собрана накопленная многими поколениями людей мудрость, бесценные россыпи которой бережно хранит индийский народ.

Древнее индийское искусство  неразрывно связано с тремя крупными религиями — индуизмом, буддизмом  и джайнизмом. Наряду с основными  образами и мотивами, характерными для каждой из этих религий в отдельности, в искусстве Индии используются и общие для них образы (лотос, змея, крокодил и др.), а также символы и сюжеты, имеющие к ним лишь косвенное отношение. Такова природа необыкновенного богатства и разнообразия мотивов и художественных форм, присущих не только древнему, но и современному искусству Индии.

Информация о работе Возникновение цивилизации на территории Индии