Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:35, реферат
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
ВВЕДЕНИЕ
П ериод, предшествующий становлению Русской государственности, религия и события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов, живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959). А также для изучения Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались археологические и этнографические исследования.
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Этнографические исследования показывают
поразительную живучесть многих
представлений о мире, которые
славяне перенесли даже в христианство.
После принятия христианства на Руси язычество
стало подвергаться гонениям, но не так
просто оказалось вытравить из души народа
верования, которые складывались веками.
Христианизация Руси продолжалась несколько
столетий, в результате русское православие,
по крайней мере в народном представлени,
превратилось в симбиоз Византийского
христианства и Славянского язычества.
И многие христианские праздники уходят
своими корнями в язычество.
Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияние которого трудно переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства..
Древнейшие цивилизации на территории Руси
В
настоящее время доля славян в славяноязычных
странах составляет от 70% до
95%. Однако такое положение сложилось относительно
недавно. На заре нашей эры лишь северо-запад
Украины входил в ареал расселения древних
славян. По мере освоения новых земель,
предки русских, украинцев и белорусов
смешивались с местными народами, впитывая
в себя их культуру и обычаи.
Поэтому особенно важно учитывать огромную
роль неславянских народов в становлении
Древнерусского государства.
Северное побережье Чёрного
моря и Кавказ ещё в доисторические
времена были заселены Скифами. Скифы,
в данном случае, могут отождествляться
с иранцами, таврами, фракийцами, финскими
и праславянскими племенами.
Изначально Скифы были кочевниками, но
позже основная их масса перешла к оседлому
образу жизни и образовала "Скифское
царство", которое находилось в постоянных
контактах со своими соседями. Примерно
в 7 в. до н. э. началась колонизация Северного
Причерноморья древними греками.
Колонизаторы встречали сопротивление
со стороны скифов, но, как правило, в локальных
стычках выходили победителями, обращая
в рабство непокорные племена. Впрочем,
рабы-скифы не пользовались большим спросом
из-за их строптивости, поэтому большей
частью скифов оставляли на местах и собирали
дань в виде великолепной пшеницы, меда
и изделиями других ремесел. Позже скифам
приходилось вести борьбу и с Римлянами.
Только в прошлом веке российскими
археологами была открыта ещё
одна своеобразная культура, существовавшая
примерно в 2-4 веках нашей эры
и названная историками "черняховская".
Следы "черняховской" культуры были
найдены на побережье Днепра, недалеко
от
Киева. Этнически "черняховцы" были
близки к иранцам, вместе с тем среди них
могли быть и другие народы, в том числе
и праславяне. Известно, что
"черняховцы" имели весьма тесные
контакты с Римской империей и готскими
племенами. Высокая концентрация населения,
а также высокий уровень развития земледелия
и ранних ремёсел создали предпосылки
для создания государственности, но самобытная
цивилизация не устояла под ударами гуннов.
Большие изменения в демографическую
обстановку на территории нашей страны
в то время внесло гуннское нашествие.
Гунны были известны ещё древним
китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они
были вынуждены отойти на запад под давлением
войск "поднебесной" и где-то ко 2
веку н. э. вышли к
Волге. На берегах Волги гунны вынуждены
были задержаться почти на два столетия,
поскольку встретили сопротивление со
стороны алан (иранцев).
Позже, сломив сопротивление аланских
племён, гунны устремились на поселения
"черняховцев" и далее на запад. Весьма
воинственные гунны вели кочевой образ
жизни, тем не менее, испытывая на себе
влияние культур покорённых народов, все
более тяготели к благам цивилизации.
Знаменитый гуннский царь
Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты
оседлого быта. Таким образом, можно говорить
о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннского
государства, простиравшегося до границ
римской империи, и которое представляло
собой сложный конгломерат народов, где
пришлые гунны уже составляли меньшинство.
После смерти Аттилы, начались распри
среди наследников и покорённые народы,
воспользовавшись ситуацией, оттеснили
гуннов на восток в причерноморские степи.
В составе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу их роль не была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда с востока, из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток прототюркских племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация, названная Тюркский каганат и которая простиралась на огромном пространстве от Монголии до Волги. В каганате существовала чёткая иерархическая структура, во главе которой находился хакан, имеющий неограниченную власть и приравненный кочевниками к китайскому императору. Позже Тюркский каганат распался на две части, из которых так называемый Западнотюркский каганат властвовал на территории от Алтая до Волги, а затем распространил свою власть и на часть предкавказья.
Самым серьёзным последствием этого образования был приход тюрок на запад, в том числе и в Восточную Европу. На лесостепной территории утверждался доминант славян.
Только на центральном Кавказе
сохранился мощный массив аланского
(иранского) этноса, который оправился
после гуннского погрома и воссоздал своё
политическое объединение - Аланский союз.
В 7 в., распадается Западнотюркский
каганат и из него, самостоятельным образованием,
выделяется Хазарское царство. Изначально
хазары описывались разными источниками
как представители монголоидной расы,
однако, позже они имели уже иной облик
с явным преобладанием европеоидного
расового типа. Это говорит о том, что,
будучи представителями гуннских племён,
хазары смешивались с местными народами.
Центром Хазарской державы сначала был
Приморский Дагестан, где находились первые
две столицы -
Баланджар и Самандар. Известно, что хазары
часто выступали союзниками
Византии в войнах с Ираном. Также, они
активно соперничали с арабами и из- за
войн с ними вынуждены были перенести
свою столицу севернее, в устье
Волги. Более того, хазары пошли дальше
на северо-запад. Русские летописи отмечают,
что им платили дань славянские племена
- вятичи, радимичи и какое- то время поляне.
В покорённых хазарами странах поднимались
восстания. К первой трети 9 в. освободились
славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки
сбросить хазарскую власть предпринимались
в Волжской Болгарии - небольшом
государстве, возникшем на Средней
Волге. В 10 век Хазария вступила ослабленной.
Главным врагом её теперь была Русь, которая
разгромила
Хазарский каганат.
Происхождение славян
В
плоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.
Ареал расселения праславян, которые,
как полагают лингвисты, отделились от
родственных им балтов в середине 1 тыс.
до н. э., был весьма невелик. В ранних источниках
праславяне назывались венедами и связывались
как с германскими племенами, так и с финнами.
Отсюда можно сделать предположение, что
венеды занимали часть территории нынешней
Польши,
Белоруссии и Украины. На протяжении 2
веков славяне оттеснили или ассимилировали
какую-то часть других народов с побережья
Балтийского моря и, позже, заняли районы
Прикарпатья.
Гуннское нашествие привело
к значительным перемещениям населения.
Примерно в одно время с заселением тюрками
степной части Юго-Восточной
Европы, её лесостепную часть постепенно
осваивали славяне, которые уже к 5 в. вышли
к среднему Днепру. Затем они продвинулись
в бассейн реки Десны, получившей славянское
название ''Правая''. Любопытно, что основная
часть крупных рек на юге сохранили свои
старые, иранские названия. Так, Дон - просто
река, Днепр - объясняется как глубокая
река и т. д.
Главными врагами гуннов были готы
и иранцы, славяне же если не стали
союзниками гуннов, то, во всяком случае,
смогли использовать сложившуюся ситуацию
в свою пользу. После войн с азиатами
в лесостепной части местное
население значительно
До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но, позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые считались особой, скорее всего восточной, группой славян.
Византийские писатели выделяли антов
как храбрейших из славян.
Любопытно, что анты и склавины часто враждовали
друг с другом и этим умело пользовались
византийцы, ещё больше сталкивая своих
северных соседей.
Целесообразно привести отрывок описания славян в византийском трактате ''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют их.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью их и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого подозрения... Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других нападать".
Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари или князья, а скорее предводители военных дружин. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию, как бы готовя её к славянской колонизации.
Славяно-Русское язычество
а) Классификация и общие
«Я зычество», как известно,— крайне
неопределенный термин, возникший в церковной
среде для обозначения всего нехристианского,
дохристианского.
Этим термином должны были покрываться
самые разнородные и разного исторического
уровня религиозные проявления: и мифы
античного мира, и представления первобытных
племен, и дохристианские верования славян,
финнов, германцев, кельтов и домусульманская
религия татар.
Славяно-русскую часть
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.
Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.
В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
2. Культ земледельческих
Исторически две рожаницы предшествуют
Роду; это были богини плодовитости всего
живого, ставшие в дальнейшем матриархальными
богинями аграрного плодородия.
3. Культ Перуна, являвшегося в
древности богом грозы, молний
и грома, а в дальнейшем
4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на "украины" государства.
Праславянское общество в 6 - 4 вв. до н.
э., занимавшее восточную половину общеславянской
прародины, достигло высшего уровня
первобытности. С этой эпохи, называемой
скифской, начинается полуторатысячелетний
период, завершающийся созданием феодального
государства Киевской Руси. Целостность
обозначенного периода дважды нарушалась:
вторжением в степи сарматов - кочевников
(3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н.
э.). Внутри этого периода можно наметить
один существенный рубеж, связанный не
с внешними событиями, а с уровнем развития
самого славянского общества. Таким рубежом
являются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые
тремя категориями новых явлений: во-первых,
славяне перестали поддаваться кочевникам,
и новые наезды (авар, хазар, печенегов)
встречали твердую оборону. Во-вторых,
славяне осуществили военную колонизацию
балканских владений Византии; в- третьих,
славяне начали мирную колонизацию лесной
зоны Восточной Европы. В этом периоде
возникают огромные святилища на горах
под открытым небом, которые отражают
потребность в многолюдных общеплеменных
"соборах",
"собраниях".
Этот ежегодный праздник устраивался
в честь таких священных предметов, как
плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под
скифским влиянием, происходит смена славянского
термина "див", "дый" на новое
обозначение - "бог", удержавшееся
навсегда.