Язычество Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Файлы: 1 файл

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

П ериод, предшествующий становлению Русской государственности, религия и события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов, живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959). А также для изучения Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались археологические и этнографические исследования.

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований  древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени  язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств  и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних  славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной  и враждебной стихии, делая мир  ближе и понятнее.

Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире, которые  славяне перенесли даже в христианство. 
После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлени, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. 
И многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.

Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес  для искусствоведов, этнографов и  историков, влияние которого трудно переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства..

Древнейшие цивилизации на территории Руси

В

настоящее время доля славян в славяноязычных странах составляет от 70% до 
95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашей эры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. По мере освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов смешивались с местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи. 
Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянских народов в становлении Древнерусского государства.

Северное побережье Чёрного  моря и Кавказ ещё в доисторические времена были заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могут отождествляться  с иранцами, таврами, фракийцами, финскими и праславянскими племенами. 
Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла к оседлому образу жизни и образовала "Скифское царство", которое находилось в постоянных контактах со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э. началась колонизация Северного Причерноморья древними греками. 
Колонизаторы встречали сопротивление со стороны скифов, но, как правило, в локальных стычках выходили победителями, обращая в рабство непокорные племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались большим спросом из-за их строптивости, поэтому большей частью скифов оставляли на местах и собирали дань в виде великолепной пшеницы, меда и изделиями других ремесел. Позже скифам приходилось вести борьбу и с Римлянами.

Только в прошлом веке российскими  археологами была открыта ещё  одна своеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры  и названная историками "черняховская". 
Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко от 
Киева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди них могли быть и другие народы, в том числе и праславяне. Известно, что 
"черняховцы" имели весьма тесные контакты с Римской империей и готскими племенами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень развития земледелия и ранних ремёсел создали предпосылки для создания государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами гуннов.

Большие изменения в демографическую  обстановку на территории нашей страны в то время внесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещё древним  китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти на запад под давлением войск "поднебесной" и где-то ко 2 веку н. э. вышли к 
Волге. На берегах Волги гунны вынуждены были задержаться почти на два столетия, поскольку встретили сопротивление со стороны алан (иранцев). 
Позже, сломив сопротивление аланских племён, гунны устремились на поселения 
"черняховцев" и далее на запад. Весьма воинственные гунны вели кочевой образ жизни, тем не менее, испытывая на себе влияние культур покорённых народов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитый гуннский царь 
Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Таким образом, можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннского государства, простиравшегося до границ римской империи, и которое представляло собой сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже составляли меньшинство. 
После смерти Аттилы, начались распри среди наследников и покорённые народы, воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов на восток в причерноморские степи.

В составе гуннских племён можно  выделить прототюрков. Поначалу их роль не была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда с востока, из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток прототюркских племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация, названная Тюркский каганат и которая простиралась на огромном пространстве от Монголии до Волги. В каганате существовала чёткая иерархическая структура, во главе которой находился хакан, имеющий неограниченную власть и приравненный кочевниками к китайскому императору. Позже Тюркский каганат распался на две части, из которых так называемый Западнотюркский каганат властвовал на территории от Алтая до Волги, а затем распространил свою власть и на часть предкавказья.

Самым серьёзным последствием этого  образования был приход тюрок  на запад, в том числе и в  Восточную Европу. На лесостепной  территории утверждался доминант славян.

Только на центральном Кавказе  сохранился мощный массив аланского 
(иранского) этноса, который оправился после гуннского погрома и воссоздал своё политическое объединение - Аланский союз.

В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него, самостоятельным образованием, выделяется Хазарское царство. Изначально хазары описывались разными источниками как представители монголоидной расы, однако, позже они имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного расового типа. Это говорит о том, что, будучи представителями гуннских племён, хазары смешивались с местными народами. Центром Хазарской державы сначала был Приморский Дагестан, где находились первые две столицы - 
Баланджар и Самандар. Известно, что хазары часто выступали союзниками 
Византии в войнах с Ираном. Также, они активно соперничали с арабами и из- за войн с ними вынуждены были перенести свою столицу севернее, в устье 
Волги. Более того, хазары пошли дальше на северо-запад. Русские летописи отмечают, что им платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое- то время поляне.

В покорённых хазарами странах поднимались  восстания. К первой трети 9 в. освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки  сбросить хазарскую власть предпринимались  в Волжской Болгарии - небольшом  государстве, возникшем на Средней  Волге. В 10 век Хазария вступила ослабленной. Главным врагом её теперь была Русь, которая разгромила 
Хазарский каганат.

Происхождение славян

В

плоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне  возникли в результате слияния так  называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.

Ареал расселения праславян, которые, как полагают лингвисты, отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьма невелик. В ранних источниках праславяне назывались венедами и связывались как с германскими племенами, так и с финнами. Отсюда можно сделать предположение, что венеды занимали часть территории нынешней Польши, 
Белоруссии и Украины. На протяжении 2 веков славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других народов с побережья Балтийского моря и, позже, заняли районы Прикарпатья.

Гуннское нашествие привело  к значительным перемещениям населения. 
Примерно в одно время с заселением тюрками степной части Юго-Восточной 
Европы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже к 5 в. вышли к среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейн реки Десны, получившей славянское название ''Правая''. Любопытно, что основная часть крупных рек на юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон - просто река, Днепр - объясняется как глубокая река и т. д.

Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали  союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной части местное  население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным и не было. При этом славяне первоначально  как жители лесов продвигались вдоль  больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными  артериями для лесных и лесостепных  областей. Местное население (иранское, балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путём.

До 6 в. Византийские историографы почти  не упоминают о славянах, но, позже  информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом  активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные славяне так  и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые считались особой, скорее всего восточной, группой славян.

Византийские писатели выделяли антов  как храбрейших из славян. 
Любопытно, что анты и склавины часто враждовали друг с другом и этим умело пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей.

Целесообразно привести отрывок описания славян в византийском трактате ''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют их.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих  в кучах, в особенности проса  и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот  и озер, устраивают в своих жилищах  много выходов вследствие случающихся  с ними опасностей. Опытны они также  и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно  выдерживают они пребывание в  воде, так что часто некоторые  из остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются  в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные  выдолбленные внутри камыши, доходящие  до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью  их и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого подозрения... Поскольку у  них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых  из них прибирать к рукам с  помощью речей или даров, в  особенности тех, которые ближе  к имперским границам, а на других нападать".

Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари или князья, а скорее предводители военных дружин. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих  походах во вражескую территорию, как бы готовя её к славянской колонизации.

Славяно-Русское язычество

а) Классификация и общие сведения.

«Я зычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. 
Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар.

Славяно-русскую часть общечеловеческого  языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и  только славянам присущий, вариант  первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким- либо специфическим чертам.

Главным, определяющим материалом для  изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и  заклинания, детские игры, волшебные  сказки, сохранившие фрагменты древней  мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные данные с  надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки  первых укреплений и т. п.), можно  уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных  божеств "Рода и рожаниц". 
Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

3. Культ Перуна, являвшегося в  древности богом грозы, молний  и грома, а в дальнейшем ставшего  божеством войны и покровителем  воинов и князей. При создании  государства Киевской Руси Перун  стал первым, главным божеством  в княжеско-государственном культе 10 в.

4. После принятия христианства  в 988 г. язычество продолжало  существовать, отодвинувшись на "украины" государства.

Праславянское общество в 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов - кочевников (3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в- третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах", 
"собраниях". 
Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся навсегда.

Информация о работе Язычество Древней Руси