Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:35, реферат
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
б) Мир в представлениях древних славян.
М
ир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.
У многих народов земля изображалась
как округлая плоскость, окруженная
водой. Вода конкретизировалась или
как море, или же в виде двух рек,
омывающих землю, что, может быть,
архаичнее и локальнее — где
бы человек ни был, он всегда находился
между каких-либо двух рек или
речек, ограничивающих его ближайшее
сухопутное пространство. Судя по фольклору,
славянские представления о море
не имели законченного вида. Море где-то
на краю земли. Оно может быть на
севере, где на стеклянных горах
находится хрустальный дворец Кощея
Бессмертного, сверкающий всеми цветами
радуги. Это
— отражение позднейшего знакомства с
Ледовитым океаном и северным сиянием.
Море может быть обычным, без этих арктических
признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на
кораблях, здесь находится девичье царство
(сарматов) с каменными городами; отсюда,
от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение
степняков, направляется в свои налеты
на Русь. Это — реальное историческое
черноморско-азовское море, издавна известное
славянам и даже носившее временами название
"Русского моря". До этого моря от
лесостепной окраины славянской прародины
или, что то же самое, от южной окраины
славянских царств можно доскакать "скорою
ездою", как говаривали в 16 в., всего
лишь за три дня.
Для язычников был очень важен
аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая
урожай, "Мать - сыра - земля", почва,
насыщенная влагой, питающей корни
растений, "матушка-земля", с которой
связан целый ряд обрядов и
заклинаний. Здесь почти неощутима грань
с воображаемым подземным сказочным миром.
Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью
урожая" была Макошь, введенная в 980
г. в пантеон важнейших русских божеств,
как богиня плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы
хозяйства, по-разному воспринималось
первобытными людьми: охотники палеолита,
представлявшие мир как бы плоским, одноярусным,
не интересовались небом, не изображали
солнца, занимаясь лишь плоскостью своей
тундры и животными, на которых они охотились.
Охотники мезолита, разобщенные на небольшие
группы, затерянные в бесконечной тайге,
поневоле обратились к нему, к звездам,
помогавшим им ориентироваться в лесной
пуще во время длительного преследования
оленей. Было сделано важное астрономическое
наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного
количества медленно движущихся по небу
звезд есть неподвижная Полярная звезда,
всегда указывающая Север.
Представления земледельцев о небе
и его роли в природе и в
человеческой жизни существенно
отличались от воззрений охотников.
Если охотникам нужно было знать
звезды и ветры, то земледельцев интересовали
тучи ("тучные", содействующие
плодородию дождевые облака) и солнце.
Непознанность процесса испарения земной
воды, образования облаков и тумана
("росы") привела к своеобразному
представлению о постоянных запасах воды
где-то высоко над землей, на небе. Эта
небесная влага иногда, в непредсказуемое
время, может принять вид туч и пролиться
на землю в виде дождя, "утучнить"
ее и содействовать росту трав и урожаю.
Отсюда один шаг до представлений о хозяине
небесной воды, распоряжающемся дождями,
грозовыми ливнями и молниями. В дополнение
к двум архаичным рожаницам появился могущественный
Род, повелитель неба и всей Вселенной,
великий жизнедавец, вдувающий жизнь во
все живое посредством дождевых капель.
Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.
В представлениях славян-язычников
о подземно-подводном ярусе
Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.
в) Обряд погребения.
О
собое место среди языческих обрядов
занимал обряд погребения. На протяжении
длительного периода сильно колебалось
соотношение двух основных видов погребального
обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное
погребение скорченных трупов, которым
искусственно придавалось положение эмбриона
в чреве, было связано с верой во второе
рождение после смерти. Поэтому умершего
и хоронили подготовленным к этому второму
рождению. Праславяне еще в бронзовом
веке поднялись на новую ступень и отказались
от скорченности.
Вскоре появился совершенно новый обряд
погребения, порожденный новыми воззрениями
о душе человека, которая не воплощается
вновь в каком-либо другом существе (звере,
человеке, птице...), а перемещается в воздушное
пространство неба. Культ предков раздвоился:
с одной стороны, невесомая, незримая душа
приобщалась к небесным силам, столь важным
для тех земледельцев, у которых не было
искусственного орошения, а все зависело
от небесной воды. С другой стороны, благожелательных
предков, "дедов", необходимо было
связать с землей, рождающей урожай. Это
достигалось посредством закапывания
сожженного праха в землю и постройки
над погребением модели дома, "домовины".
Много времени спустя, в 9 - 10 вв. н. э., когда
уже сформировалась Киевская держава,
среди некоторой части русской знати в
третий раз появился обряд простого захоронения
без сожжения, что произошло, по всей вероятности,
под влиянием возобновившихся связей
с христианской Византией. Но как только
началась многолетняя война с империей,
великокняжеское окружение подчеркнуто
вернулось к кремации.
Курганы эпохи Святослава, преследовавшего
христиан, были грандиозными сооружениями
на высоких берегах рек, погребальные
костры которых должны были быть видимы
в радиусе около 40 км, т. е. на пространство
четырех - пяти тысяч квадратных километров!
Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн-Фадлан во время поездки в качестве посла багдадского халифа в Волжскую Болгарию в своем сочинении, называемом ''Книга'': «Итак, они положили его в могиле и покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд и их сшивания.
А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то, что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для его семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна) треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка будет сожжена вместе со своим господином.»
г) Волхвы.
С
лавянское язычество достигло апогея
накануне образования Киевской державы
и в первые два столетия ее формирования
(9 - 10 вв.), когда культ Перуна, бога грозы
и покровителя воинов и князей, стал государственной
религией
Киевской Руси.
Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Жрецы еще не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы или волшебники. В составе всего их сословия было много различных разрядов. Известны "волхвы- облакопрогонители", те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы- целители, лечившие людей средствами народной медицины, "волхвы- хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов и оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчество этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях "с золотой сохой" и многочисленными символическими узорами. Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы- кощунники", сказители "кощун" - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы и "потворы".
д) Пантеон языческих богов.
О
коло полутора столетий (9-10вв) Киевская
Русь была государством с языческой
системой, нередко противостоящей проникновению
христианства. В эпоху
Святослава, в связи с войнами с Византией,
христианство стало гонимой религией,
а язычество было реформировано и противопоставлено
проникавшему на Русь христианству. Действительность
требовала какого-то упорядочения первобытной
языческой религии с её племенными культами
и приведения её в соответствие с новым
уровнем государственной жизни.
К концу 10в., в результате реформ, целью
которых было объединение всего
государства под властью одного
человека, на Руси складывается пантеон
Владимира, где языческие божества были
расставлены в порядке их старшинства
и каждому из них были условно противопоставлены
античные боги и христианские святые.
ПЕРУН Глава княжеского пантеона,
русский Зевс-громовержец, бог грома
и молний, выдвинувшийся на первое
место в условиях военных походов
на
Балканы в 4в. и в процессе создания государственности
Киевской Руси 9-
10вв. как покровитель воинов, оружия, войн.
После христианизации уподоблен пророку
Илье.
СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный").
Древнее первенствующее божество неба
и Вселенной, "бог-отец". Уподобен
христианскому богу-творцу Саваофу. В
греческой мифологии ему приблизительно
соответствует Уран. Стрибог оспаривал
у Перуна место на славянском Олимпе.
Другие высшие боги, по свидетельству
некоторых древних рукописей, считались
его сыновьями, - «Сварожичами».
ДАЖДЬ-БОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее
божество Природы, солнечности, "белого
света", податель благ. Полностью соответствует
античному Аполлону и противопоставлялся
христианскому богу-сыну. Даждьбог и
Стрибог оба были небесными богами. Даждь-бог:
слово, которое прежде переводили «палящий
бог», а теперь переводят как «дай богатство».
МОКОШЬ - Древняя богиня земли и
плодородия. Дополнением к ней
служат
"вилы" - русалки, обеспечивающие
орошение нив росою. Может быть приравнена
к греческой Деметре "Земле-матери"
и христианской матери божьей. Часто изображалась
с турьим "рогом изобилия".
СЕМАРГЛ - Божество семян, ростков
и корней растений. Охранитель побегов
и зеленей. В более широком
смысле - символ "вооружённого добра".
Посредник между верховным божеством
неба и землёй, его посланец. Имел прямое
отношение к Макоши, как божество растительности,
связанной с почвой.
ХОРС - Божество солнечного светила. Представлял
собою некое неотделимое
Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией
с Гелиосом и Аполлоном у греков.
ВЕЛЕС – Скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом.
В итоге появляются как бы три
разряда богов: на первом месте стоит
общегосударственный княжеский
бог Перун, воспринимаемый не только
как бог грозы, но и как бог
оружия, воинов и князей. Второй разряд
составляют древние божества неба,
земли и "белого света" - Стрибог,
Мокошь и Дажьбог.
В третий разряд попадают божества дополнительного
характера: Хорс дополняет
Даждьбога, и Семаргл - Мокошь.
е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.
К
ультура Руси складывалась с самого начала
как синтетическая, находящаяся под влиянием
различных культурных направлений, стилей,
традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала
чужие влияния и безоглядно заимствовала
их, но применяла к своим культурным традициям,
к своему дошедшему из глубины веков народному
опыту, пониманию окружающего мира, своему
представлению о прекрасном.
Язычникам были известны многие виды
искусств. Они занимались живописью,
скульптурой, музыкой, развивали ремёсла.
Здесь важную роль в изучении культуры
и быта играют археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов
показывают всё разнообразие быта в городской
жизни. Множество найденных кладов и вскрытые
могильники донесли до нас предметы домашней
утвари и ювелирные украшения. Обилие
женских украшений в найденных кладах,
сделало доступным изучение ремёсел. На
диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры
отразили свои представления о мире, с
помощью витиеватого растительного орнамента
они могли рассказать о
"Кощеевой смерти", о смене времён
года, о жизни языческих богов...
Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы
занимали воображение тогдашних художников.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.
К сожалению, почти вся языческая
архитектура была деревянной и для
нас почти утрачена, но в сохранившихся
ранних каменных христианских храмах
можно увидеть в отделке и
орнаменте языческие мотивы. Это
типично для периода двоеверия,
когда художник мог изобразить рядом
христианского святого и
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором отражались их верования и быт:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купалы - 24 июня.
6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв, для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.
12. Рождение нового солнца. (Новый год)- конец декабря, начало января.