Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:35, реферат
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
14. Победа солнца над зимой
– «смертью», олицетворявшейся
в виде женского божества
Борьба светлых и темных сил
природы, плодородия с бесплодием, теплого
лета с холодной зимой, светлого дня
с ночью – этот сюжет проходит
через все представления
И
ВЫВОД
з всего этого мы можем сделать вывод об общем положении религии у славян на данный промежуток времени до момента принятия христианства, а также о ее роли и влиянии впоследствии.
1. Жрецы еще не выделились
в особое, обособленное по своим
функциям, месту проживания и
отличительным признакам
2. Место жертвоприношения и
«капище», не превратилось в храм даже
тогда, когда на этом месте стали ставить
изображения богов, языческие «идолы».
3. Славянская религия не успела
еще выработать строгих форм
культа, не стала учением, а
значит, не могла выполнять свою
функцию по объединению людей
разных племен под управлением
централизованной власти, в чем
так нуждались восточные
4. Богов не отделили еще от
явлений природы, они
Но, несмотря на столь ранее, по отношению к ''молодой'' неустоявшейся языческой религии, принятие более канонической христианской, с ее догмами и упорядоченностью, язычество так и не удалось искоренить из умов и души народа.
Смешав новую веру со старой, народное
сознание частью слило своих богов
с христианскими святыми, частью
низвело их в положение «бесов».
Но даже такое смешение языческих
понятий с христианскими не заставило
славян забыть первоначальное значение
своих богов. Перун, превратившийся в святого
Илью, разъезжающего по небу в своей колеснице,
не перестал быть богом- громовником. До
сих пор сохранился обычай языческого
празднования святок, получивший у славян
греко-римское название «коляды» (calendae,
т.е. первый день месяца). До сих пор сжигают
чучело Марены, красят яйца весной, хотя
сам первоначальный смысл утрачен.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………………………………………………..
1-2
2. Древнейшие цивилизации на территории Руси ...……… 3-5
3. Происхождение славян ………………………
4. Славяно-Русское язычество …………
а) Классификация и общие сведения …… ……. 7-9 б) Мир в представлениях древних славян……… 9-11 в) Обряд погребения…………………………… 11-12 г) Волхвы……………………………………….. 12-13 д) Пантеон языческих богов…………………….. 13-14 е) Влияние язычества на культуру и быт
Восточных Славян…………………………… 15-16
5. Вывод ……………………………………………………… 17
Список литературы
1. Хрестоматия по истории России:
В 4-х тт. – Т.1. С древнейших
времен до
XVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров,
И.Е. Уколова. – М.: МИРОС –
Междунар. отношения, 1994
2. Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984.
3. Карамзин Н.М. История
Калуга: Золотая аллея, 1994.
4. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.