Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:27, реферат
Музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Фонды многих музеев располагают бесценными реликвиями, имеют объекты туристско-экскурсионного показа и активно используются в туристическом бизнесе. Статистика двадцатилетней давности утверждала: большая часть населения ни разу в течение года не бывают в музеях, и даже среди школьников больших городов немало таких, что, доучившись до X класса, не посетили ни один музей. Времена меняются. Сегодня особое внимание уделяется сохранению духовности и воспитанию нравственности. Именно поэтому развитие культуры и искусства - в числе приоритетных задач.
Наиболее популярна среди посетителей секция «Оружие и Броня», узнаваемая благодаря своей галерее бронированных фигур. Наиболее заметными являются тематические предметы из Европы и Японии периода с V до XIX столетий. Конечно же, это не единственные культуры, освещенные в секции «Оружие и Броня». На самом деле, собрание этого отдела охватывает больше географических областей, чем любая другая секция Музея. Тут можно увидеть оружие и броню из Египта, Древней Греции и Рима, Ближнего Востока, Африки, Океании, и обеих Америк. Кстати, столь любимый американцами знаменитый Кольт также можно найти именно здесь.
Секция «Искусство Африки, Океании и Америк» основала группа экспонатов эпохи Перуанской Античности, приобретенная в 1882 году. Деятельность секции замерла до 1969 года, когда знаменитый филантроп Нельсон A. Рокфеллер передал в дар Музею частную коллекцию из трех тысяч экспонатов. Сегодня секция «Искусство Африки, Океании и Америк» состоит из 11 тысяч предметов и занимает территорию в 4 тысячи квадратных метров. Диапазон природных материалов, из которых состоит коллекция, невероятно широк: от изделий из драгоценных металлов до украшений из игл дикобраза.
Первые экспонаты в секции «Искусство Азии» появились также во времена основания самого Музея. Сегодня в данной секции имеется более 60 тысяч выставочных предметов за почти четырех тысячелетнюю историю Азии, условно поделенных на части по типам декоративного искусства. Известность данному отделу Музея принесли коллекции китайской каллиграфии и живописи, а также экспозиция предметов из Непала и Тибета. Совершенно уникальная часть азиатского крыла Музея — сад двора Династии Мин, точная копия сада Властелина Рыболовных сетей в Сучжоу.
В 1937 году в состав Музея Метрополитен вошел Музей Искусства Костюма, который стал его отдельной секцией. Сегодняшняя коллекция Института Костюма состоит из 80 тысяч костюмов и аксессуаров. Постоянной экспозиции данный отдел Музея не имеет, так как экспонаты, составляющие коллекцию, очень капризны и хрупки. Однако ежегодно в Институте Костюма проходят два тематических показа костюмов, своего роды парады одежды, соответствующей той или иной эпохе или теме. Последние показы костюмов в Институте были посвящены творчеству известных кутюрье — Chanel и Versace, и пользовались ошеломляющим успехом у публики.
Секция «Искусство Египта» пополнялась за счет пожертвований владельцев археологических ценностей, часто нашедших передаваемые в дар предметы собственноручно во время раскопок в Египте. В этой секции имеется около 36 тысяч предметов, представляющих искусство Египта, демонстрирующихся в сорока тематических галереях. Наиболее ценными экспонатами египетской коллекции Музея Метрополитен считается ряд из 24 деревянных фигур из могилы в Дей эль-Бахри и уникальный Храм Дендур, спасенный при постройке Асуанской Плотины и переданный в дар США в 1965 году.
Секция «Европейской живописи» содержит относительно небольшое — всего 2200 — количество полотен, однако ценность и всего собрания, и каждой картины в отдельности, невероятно высока. Руководство The Met всегда уделяло повышенное внимание этому отделу, и, прежде всего, той его части, которая представлена Старыми мастерами и изобразительным искусством Европы XIX века. Музею сегодня принадлежат 37 полотен Моне, 21 картина Сезанна и 18 произведений Рембрандта. Другими ценными экспонатами этой секции считаются 5 картин Вермеера, «Автопортрет с соломенной шляпой» Ван Гога, «Гадалка» Жоржа Ла Тура, «Смерть Сократа» Жака-Луи Давида. Одно из последних приобретений Музея — «Мадонна с Младенцем» Дуккио, которая обошлась The Met в 45 миллионов долларов.
Несмотря на то, что европейской живописи отведен свой отдел, другие искусства Европы также весьма полно представлены в Музее Метрополитен. Можно сказать, что секция «Европейской Скульптуры и Декоративных видов искусства» состоит едва ли не из самого большого количества экземпляров — 50 тысяч предметов, охватывающих временной промежуток с XV до XX века. Среди предметов коллекции — мебель, драгоценности, экспонаты из керамики, стекла и текстиля, гобелены, часы и инженерные инструменты.
Одна из знаменитейших коллекций Музея — коллекция греческого и римского искусства, хранящаяся в одноименной секции. Она состоит из 35 тысяч работ, причем, самым первым экспонатом The Met как раз и был римский саркофаг из этой коллекции, который можно увидеть и сегодня. Вполне понятно, что хранители музея всегда концентрировались на предметах Древней Греции и Римской империи, так как именно эти исторические области давали огромный спектр культур и стилей. В 2007 году галереи этой секции Музея были реконструированы и расширены, что дало возможность организаторам экспонировать все собрание секции одновременно.
Отдельного упоминания, конечно же, заслуживает и коллекция «Исламского искусства», помещенная в отдельную секцию. 12 тысяч экспонатов коллекции — религиозные и светские предметы Исламских культур, с территорий от Испании и Северной Африки до Средней Азии.
Коллекция «Средневекового искусства», как и исламская коллекция, представлена широким диапазоном объектов как религиозного, так и светского характера. Постоянная экспозиция состоит из 11 тысяч редких предметов.
В 1969 году Фонд финансиста Роберта Легмана передал в дар Музею порядка 3 000 произведений искусства. Собрание было помещено в «Крыле Роберта Легмана», и названо «музеем в музее» за свою экстраординарность. В отличие от остальных секций, эта коллекция не отражает определенного стиля или эпохи в искусстве, а только лишь указывает на личные предпочтения Легмана. Кроме полотен Итальянского Ренессанса, собрание включает творения Боттичелли и Доменико Венециано, Эль Греко и Франсиско Гойя.
Еще одна ценность Музея — библиотеки. Главнейшая из них — библиотека имени Томаса Дж. Уотсона, хранящая книги по истории искусства. Многие секции также имеют собственные специализированные библиотеки, отражающие их тематику. Кроме того, в библиотеках Музея имеются экземпляры уникальных книг, которые сами по себе являются произведениями искусства. Во многие библиотеки Музея возможен свободный вход без получения предварительного разрешения.
Секция «Современного искусства» представлена 10 тысячами работ европейских и американских художников. Жемчужины коллекции — полотна Пикассо, Дж. Джонса, Макса Бекманна, Пола Кли.
Еще один отдел музея, заслуживающий упоминания, — секция музыкальных инструментов. В собрании имеются около 5 тысяч музыкальных инструментов со всех уголков мира, что делает его самым крупным среди себе подобных. Костяк коллекции, бесспорно, составляют скрипки Страдивари, инструменты из драгоценных металлов из Азии, и самое старое в мире фортепьяно 1720 года выпуска работы Бартоломео Кристофори. Многие из инструментов коллекции до сих пор находятся в рабочем состоянии, что и подтверждается периодически проводимыми концертами.
Также стоит отметить имеющиеся в Музее Метрополитен коллекции фотографий, рисунков и гравюр, представленных достаточно интересными экземплярами.
4. Лондонская Национальная Галерея
В 1824 году решением британского парламента была открыта Лондонская Национальная галерея. Лондон в ту пору был последней из европейских столиц, в которой еще не существовало художественного музея, открытого для широкой публики. Художественные коллекции, доступные для зрителя, были сосредоточены в трех художественных центрах Англии. В Британском музее, основанном в 1753 году, можно было любоваться скульптурами, медалями и книгами, но живописных полотен там было совсем немного.
Одним из самых ревностных энтузиастов идеи создания галереи был сэр Джордж Бомон. Он пообещал передать в дар нации свое собрание картин в том случае, если для его экспонирования будет найдено достойное место, которое будет открыто для зрителей. Его примеру последовал коллекционер Холуэл Карр, поставив те же условия. Наиболее известными полотнами в их коллекциях были картины Рубенса, Каналетто, Рембрандта и Тинторетто. Бомон и Карр были в числе первых благотворителей галереи, до сих пор состоящей на две трети из дарений частных лиц.
Начиная с 1870 года здание галереи неоднократно расширялось. В ходе последней, относительно недавней реконструкции к нему пристроили северные крылья с отдельным входом. Крыло Сентсбери было торжественно открыто самой королевой. Здесь устроена экспозиция самых старых и ценных картин; в этом же крыле проводятся временные выставки. Сейчас коллекция старых мастеров в крыле Солсбери усилиями энтузиастов Национальной галереи продолжает постоянно расширяться - как за счет передачи картин в дар галерее частными лицами, так и благодаря поддержке общественных и частных благотворительных фондов. Так, совсем недавно галерея пополнилась работами Сера, Бермехо, Дюрера, Альтдорфера. Галерея стремится к пополнению собрания работами итальянских мастеров XIV-XV веков.
Музею принадлежит и прекрасное собрание картин Рембрандта, причем в этих работах отражается вся жизнь великого художника. В галерее есть Портрет Саскии в костюме пастушки - первой жены Рембрандта, а в скромной картине Женщина, купающаяся в ручье мы узнаем изображенную мастером Хендрикье Стоффельс, его вторую жену. Присутствуют в собрании и портреты, написанные Рембрандтом незадолго до смерти.
Музей обладает богатой коллекцией творений Рубенса: двадцать четыре картины - это много для самого престижного музея. К тому же большинство полотен художника, хранящихся в галерее, - это работы последних лет жизни, когда достигший высшей славы мастер позволил себе писать для собственного удовольствия.
Галерея обладает также прекрасной коллекцией импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Камиля Писсаро, которую продолжает пополнять за счет частных дарений.
Все картины, принадлежащие Лондонской Национальной галерее, как правило, выставляются не по национальным или местным школам, а в хронологическом порядке. Такой принцип позволяет увидеть творческую связь художников различных стран и школ в пределах одного периода. Этому же способствуют и часто проводимые здесь выставки художественных шедевров из других музеев мира.
Расположенная в центре
Лондона, Национальная галерея продолжает
дело своих основателей. Она дарит
посетителям возможность
5. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Открыт в 1912 как Музей изящных искусств императора Александра III при Московском университете. В 1917 – 1937 Музей изящных искусств, с 1937 Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Второе в России по значению собраний зарубежного искусства с древнейших времён до XX в. Здание музея было построено в 1898—1912 архитектором Р.И. Клейном в неоклассицистическом стиле, на территории бывшего Колымажного двора, безвозмездно переданной университету Городской думой. В первоначальную коллекцию музея входили слепки с выдающихся произведений европейской скульптуры, уникальное собрание памятников искусства и материальной культуры Древнего Египта (составленное египтологом В.С. Голенищевым), ряд подлинников западноевропейской живописи (преимущественно голландской, французской и итальянской школ), ценное собрание античных ваз и монет.
В 1920-х гг. собрание музея
значительно расширилось за счёт
произведений, поступивших из бывшего
московского Румянцевского
Музей также обладает одним из лучших в мире собраний произведений французских импрессионистов (К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар), постимпрессионистов (В.ван Гог, П. Гоген, П. Сезанн), а также произведениями А. Матисса и П. Пикассо. В Отделе гравюры и рисунка — богатые коллекции произведений зарубежной, а также отечественной графики, в 1985 создан фонд художественной фотографии.
Популярность завоевали регулярно проводимые музеем выставки зарубежного искусства, среди наиболее известных – выставки полотен Дрезденской картинной галереи, отреставрированных в музее под руководством П.Д. Корина,
картин из нью-йоркского музея Метрополитен, американского искусства XIX—XX вв, «Москва—Париж», «Москва—Берлин». С 1981 музей проводит основанные С.Т. Рихтером и дир. ГМИИ И.А. Антоновой «Декабрьские вечера» — музыкальный фестиваль, сопровождаемый тематическими художественными выставками. В 1985 по инициативе коллекционера И.С. Зильберштейна и Антоновой был создан (на правах научного отдела) Музей личных коллекций. На здании музея — мемориальные доски Клейну и Цветаеву.
6. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. В ее составе - живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Коллекции музея располагаются в нескольких зданиях, возведенных знаменитыми петербургскими зодчими на дворцовой площади и набережной Невы. Сооружения разных эпох, они образовали блистательный архитектурный ансамбль. В него входят Зимний дворец - бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода.
Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из картин 225 голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж». Для Зимнего дворца Екатериной, а затем и другими императорами производились зарубежные закупки многих других крупных частных произведений: Брюля, Кроза, Уолполя. Это привело к тому, что каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи, не считая многочисленные коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, скульптур, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг. На основании указа Екатерины II от 1795 г. из Варшавы была вывезена библиотека Залуских, насчитывающая почти 300 тысяч томов, 10 тысяч рукописей и огромное собрание гравюр.