Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:27, реферат
Музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Фонды многих музеев располагают бесценными реликвиями, имеют объекты туристско-экскурсионного показа и активно используются в туристическом бизнесе. Статистика двадцатилетней давности утверждала: большая часть населения ни разу в течение года не бывают в музеях, и даже среди школьников больших городов немало таких, что, доучившись до X класса, не посетили ни один музей. Времена меняются. Сегодня особое внимание уделяется сохранению духовности и воспитанию нравственности. Именно поэтому развитие культуры и искусства - в числе приоритетных задач.
Был открыт в 1852, тогда
он насчитывал богатейшие коллекции
памятников древневосточной, древнеегипетской,
античной и средневековой культур,
искусства Западной и Восточной
Европы, археологических и художественн
Коллекции насчитывают около трех миллионов экспонатов, в том числе:
6.1 Зимний дворец
Зимний дворец - самое большое и самое старое здание музейного комплекса "Государственный Эрмитаж" - строился с 1754 по 1762 г. по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны как официальная царская резиденция. Автор проекта – выдающийся архитектор эпохи барокко Франческо Бартоломео Растрелли. По словам архитектора, он создавал дворец «для единой славы всероссийской». Мощные формы, энергия, пышность - были теми качествами, которые требовались для столичной царской резиденции.
Работы по строительству Зимнего дворца были завершены после смерти Елизаветы Петровны.
Зимой 1834 года дворец пережил большой пожар, не раз он обновлялся, частично перестраивался. Однако, как общая планировка здания, так и облик его фасадов и ныне соответствует замыслу Расстрели. Дворец не раз менял окраску, ныне его нарядная красочная гамма создается сочетанием зеленых стен дворца, белых колонн и золотистых наличников.
С 1762 г. до февраля 1917 г., когда
в результате революционного переворота
была свергнута правящая династия Романовых,
дворец являлся официальной
С Зимним дворцом и его обитателями были связаны важнейшие события истории России, здесь протекала и частная жизнь русских монархов и членов их семей. Сохранившиеся дворцовые интерьеры, в которых ныне расположены коллекции музея "Государственный Эрмитаж", имеют не только художественную, но и историческую ценность.
6.2 Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж – это единственное здание музейного комплекса, не выходящее своим фасадом на Дворцовую набережную. Оно известно своим портиком с 10-ю гигантскими статуями могучих атлантов. Именно эта скульптурная группа вдохновила известного ленинградского барда Александра Городницкого на создание знаменитой песни «Атланты» и знаменитой строчки из этой песни - «Атланты держат небо на каменных руках».
Новый Эрмитаж – необычная для петербургской архитектуры постройка. В нем выражены не только индивидуальные особенности творческого почерка Кленце, но и тенденции "историзма". Он сумел объединить в облике здания различные стилистические элементы: античные, ренессансные, барочные, выполненные с акцентом на классицизм.
Каждому фасаду здания присуще свое оформление. Главный фасад, обращенный на Миллионную улицу, украшен монументальным портиком с десятью статуями атлантов, высеченными А.И. Теребеневым из серого сердобольского гранита. Ближайший его помощник, каменотес Г.А. Балушкин писал, что с Теребеневым работали 150 мастеров.
Новый Эрмитаж – это первое здание в России, созданное специально для размещения собрания художественных коллекций и представляющее собой художественный памятник.
6.3 Дворец Меншикова
Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 г. Это одно из первых сохранившихся зданий нашего города, совмещавшее жилые и административные функции. Облик дворца уникален, он сложился в ходе длительного, поэтапного строительства с 1710 по 1727 гг. В его сооружении и отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон. Их идеи воплощались в жизнь русскими мастерами - каменщиками, штукатурами, плотниками, столярами, резчиками, кафельщиками, живописцами.
Во дворце сочетаются традиционно русские и новые для России приемы и формы, здесь применялись все достижения в строительстве и искусстве того времени. В отделке и убранстве комнат использовались мрамор и роспись "на вид мрамора", монументально-декоративная живопись и лепка, античная и современная итальянская скульптура, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, различные ткани и шерстяные шпалеры. "Обширнейший и великолепнейший дворец" (по словам иностранного путешественника, посетившего Петербург в 1721 г.), вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, нумизматики, был центром культурной жизни столицы. После опалы Меншикова в 1727 г. все его имущество было конфисковано в царскую казну, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу - первому в России высшему учебному заведению, из стен которого вышли многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX в.: полководцы П.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, драматург и поэт П. Сумароков, первый русский актер Ф.Г. Волков и другие. В 1880-х гг. во дворце был создан музей кадетского корпуса, существовавший до 1924 г. Первоначальный облик дворца выявился в ходе реставрационных работ, начатых в 1960-х гг. В 1981 г. дворец-музей открыл свои двери для посетителей. Предметы, составляющие убранство дворца, отобраны, главным образом, среди коллекций Государственного Эрмитажа, где сохраняется имущество не только русских царей, но и крупнейших дворянских фамилий, в том числе и конфискованное в 1727 г. у князя А.Д. Меншикова.
6.4 Музей императорского фарфорового завода
История знаменитого петербургского фарфора насчитывает два с половиной столетия. Этапы развития первого отечественного фарфорового предприятия, основанного в 1744 г. на берегу Невы, отражены в новой экспозиции Эрмитажа "Музей Императорского фарфорового завода", открывшейся в декабре 2003 г. на территории ОАО "Императорский фарфоровый завод".
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации, в 2001 г. собрание музея фарфорового завода, включающее в себя свыше 30 000 изделий, было передано в управление Государственному Эрмитажу. Заводская коллекция, труднодоступная ранее для широкого круга посетителей, обрела вид современного музея, оборудованного по последнему слову музейной техники. В витринах новейшей конструкции, расположенных в двух залах, разместилось более 600 экспонатов. В ближайшем будущем планируется открытие третьего зала, посвященного фарфору XX в.
6.5 Главный штаб
В 1993 году Государственному Эрмитажу было передано восточное крыло здания Главного штаба, в котором разместились новые экспозиции музея. Величественная постройка (1820-1830 гг.) выдающегося архитектора русского классицизма Карла Росси завершила формирование ансамбля Дворцовой площади. Расположенное напротив Зимнего дворца, пышной барочной царской резиденции (Ф. Б. Растрелли, 1754-1762 гг.), классически строгое здание Главного штаба занимает огромное пространство от Невского проспекта до излучины реки Мойки. Линии фасадов двух обращенных на площадь корпусов плавно закругляются, очерчивая ее южную границу. Корпуса соединены триумфальной аркой, над которой помещена скульптурная композиция - колесница Славы.
Восточное крыло здания отводилось под департаменты Министерства иностранных дел и финансов. Первым его хозяином был граф Карл Васильевич (Карл Роберт) Нессельроде (1780-1862), который с 1828 г. занимал должность вице-канцлера, а c 1845 г. по 1856 г. - канцлера Российской империи. Для него К. Росси выполнил отделку парадных залов Министерства иностранных дел, служебных помещений и личных апартаментов министра и его супруги. Князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883), занявший пост канцлера в 1856 году, и его преемники сохранили первоначальное архитектурно-художественное убранство помещений подвластного им министерства.
В подлинных исторических интерьерах разместились экспозиции Эрмитажа: "Под знаком орла. Искусство ампира", "Французское искусство XX века. Пьер Боннар и Морис Дени" и "Искусство модерна", а также "Музей гвардии". Экспозиция "Министерство иностранных дел России. Петербургский век: 1802-1917" развернута в отреставрированных исторических комнатах, так называемой Присутственной галерее Министерства иностранных дел.
Заключение
Основная цель существования любого музея
- помочь людям вступить в мир искусства
не как его пассивный наблюдатель, а как
его полноправный участник. Музеи в силу
масштабности и исключительно высокого
уровня своих коллекций представляют
собой явление общечеловеческой значимости.
Современный музей определяется как учреждение
культуры, созданное для обеспечения сохранности,
восстановления, изучения и публичного
представления культурного наследия,
материальных и духовных ценностей в их
традиционной исторической среде. Музеи
играют важную роль в сохранении национального
наследия народов мира. Они являются основой
«культурного каркаса», который обеспечит
эффективную охрану и использование её
национального наследия.
Музеи являются центрами международного
и отечественного туризма. Это наиболее
привлекательные объекты для посещения
российскими и зарубежными гражданами.
Всё это является свидетельством того,
что музеи играют важнейшую роль не только
в культурном, но и в социальном и экономическом
развитии. Ведущее место музеев в системе
учреждений, сохраняющих национальное
наследие, определяется также широтой
решаемых ими задач, главной из которых
является сохранение и приумножение сокровищ
национальной культуры.
Список используемой литературы