Золотой Век Российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Элементы феодальных отношений вызревали в болгарском обществе уже в VIII в., однако в ту пору на болгарском феодализме лежала отчётливая печать незавершенности: основная масса населения состояла из свободных крестьян, а господствующая знать жила в значительной мере за счет открытого грабежа, дани и рабского труда. В IX в. феодальные порядки, по-видимому, значительно укрепились в Болгарии. В начале X века в Болгарии побеждает феодальный строй, образуются два основных класса — гос­подствующий (болгаро-славянские родовые старейшины, некото­рая часть княжеских дружинников и духовенство) и эксплуати­руемый (в основном зависимое крестьянство).

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (2).docx

— 41.64 Кб (Скачать файл)

В целом польские земли  в эпоху Средневековья все  же отставали в своем развитии от являвшихся очагами европейской  культуры западной и южной частей континента. Это отставание было обусловлено  географическим положением и тем, что  Польша, подобно другим территориям  Центрально-Восточной Европы, лишь в X в. вошла в круг европейской  цивилизации. Приобщение к Европе не привело к застою ее собственных  созидательных сил. Воспринятые  иностранные образцы приспосабливались  к польским условиям. Польское государство, общество и культура не только сохранили, но и развивали свою самобытность. До XIV столетия Польша двигалась по пути, подобному тому, каким шли  более развитые общества, и постепенно уменьшала дистанцию между ними и собой. В XV в. она создала совершенно оригинальные формы внутреннего  устройства и культуры, при этом сохранив и даже упрочив связи  с сообществом христианской Европы.

Чем была Польша для этого  сообщества? Ее название появилось  в источниках иностранного происхождения  уже в конце X в. Сначала оно  означало лишь землю полян, но уже  в начале XI столетия так называли все государство Болеслава Храброго. Однако в раннем Средневековье круг лиц, информированных о существовании, положении, потенциале Польши и о  политике ее государей, был крайне узок. О ней знали люди, принадлежавшие к политической элите в соседних государствах и в таких центрах  универсальной власти, как императорский  и папский двор. Можно добавить еще небольшое число христианских, мусульманских и еврейских купцов, знавших Польшу в связи со своей  торговой деятельностью. Новообращенная страна привлекала внимание духовенства, прежде всего немецкого, но также  французского и итальянского. Польские аббатства, бенедиктинские, а позднее  цистерцианские и норбертанские, поддерживали контакты со своими орденскими центрами. Из среды французского духовенства  вышел автор первой польской хроники  Галл Аноним, писавший в начале XII в. Выходцами из Германии, Италии и, возможно, Франции были строители первых романских  соборов и создатели украшавших церкви скульптур.

В XIII в. информация о Польше распространилась гораздо шире. Более  интенсивными стали такие формы  контактов, как династические союзы, отношения с апостольской столицей, международная торговля. Появились  и новые формы, в которые было вовлечено множество людей. Колонизация  на основе немецкого права вызвала  приток в страну валлонов, фламандцев и немцев — преобладавших среди  переселенцев. В борьбе с пруссами, после появления на польских границах Тевтонского ордена, принимали участие  западные рыцари. Многочисленные и  весьма активные общины францисканцев  и доминиканцев контактировали с  монастырями других церковных провинций. Прежде редкие путешествия поляков  в XIII в. несколько участились. Польские клирики, правда немногочиленные, учились  в университетах Италии и Франции, добираясь таким образом до главных  центров европейской культуры.

На Польшу обратили внимание в связи с необычайно грозным  событием, каким стало монгольское  нашествие. Подобных вторжений Европа не знала уже несколько столетий, и интерес к монголам был огромен. Кроме того, появились расчеты  на их христианизацию. В миссии, отправленной папой к монгольскому хану и возглавленной  францисканцем Джованни де Плано  Карпини (1245—1247), принимали участие  Бенедикт Поляк и некий монах  из Силезии, известный как de Bridia1.

В XIV—XV вв. Польша навсегда заняла прочное место в сознании европейцев. Особую роль сыграли дипломатические  контакты с папским и императорским  дворами и спор Польши с Тевтонским орденом, вынесенный на заседания Констанцского  собора. Рыцарские странствия по-прежнему приводили немцев, англичан и французов  в орденское государство, однако и польские рыцари становились известными при чужеземных дворах. Наиболее знаменитым из них был служивший Сигизмунду Люксембургскому Завиша Черный. Другим каналом распространения известий о Польше стала балтийская торговля.

Христианизация Польши и  других стран Центральной и Восточной  Европы расширила круг христианской цивилизации. Но помимо этой пассивной  роли, Польша выполняла для этого  сообщества и другие функции.

Уже при Болеславе Храбром  была предпринята попытка христианизации соседних с Польшей пруссов. Миссия св. Войтеха закончилась его мученической смертью, однако повысила престиж Польши и дала ее правителям возможность  добиться основания архиепископства. Возобновленные в XII столетии попытки  обращения пруссов закончились  неудачей, а выгодами обращения населения Западного Поморья воспользовались немецкие правители. Лишь на исходе Средневековья привлекательность польского государственного устройства, образа жизни ее населения, а также ее интеллектуальный и политический потенциал оказались достаточными для успешной христианизации Литвы. Таким образом, Польша выполнила свой долг в деле расширения христианской цивилизации. Позднее ученые Краковской академии, отвергая насилие и полемизируя с Тевтонским орденом, ссылались на право отдельных народов самим решать свою судьбу. В основе такого подхода лежал принцип терпимости. Создание модели государства, толерантного по отношению к другим конфессиональным, религиозным и этническим - группам, что не всегда было понятно представителям иных христианских обществ, стало важным вкладом Польши в европейскую культуру.

Для других стран континента средневековая Польша выступала  долгое время в роли страны, заимствующей идеи, технологии и образцы организации. Кроме того, она являлась одним  из тех мест, куда устремлялась миграция из западных стран. Однако по мере развития государства, экономики и культуры Польша сама перенимала эстафету в  распространении новых идей. Более  того, она сама стала генерировать новые идеи, а также стала страной, откуда на Запад поступали известия о востоке Европы. В XV в. Польша уже  представляла собой ключевой элемент  политической системы Центральной  и Восточной Европы, необходимый  для его функционирования и развития, и с этим считались на общеевропейском  уровне.

Как оценивали свое политическое и культурное сообщество сами поляки? Каково было их сознание, какие связи  имели для них наибольшее значение? Человек Средневековья жил в  рамках небольших и самодостаточных  местных сообществ, сельских и городских, зачастую совпадавших с границами  одного прихода и территорией, охваченной деятельностью местного рынка. Кроме  них, однако, постепенно складывались региональные сообщества, соответствовавшие  уделам периода раздробленности, а  также связи на более высоком  уровне — государственные и национальные. Сначала сфера действия этих последних  была довольно узкой. О своей государственной  и национальной принадлежности помнили  те, чья деятельность не ограничивалась местными рамками, но охватывала все  государство — в политической, церковной или торговой области.

В X—XI вв. польское государство  создало организационные и территориальные  рамки, в которых оказались близкие  по языку и культуре племенные  группы. Другие группы, не менее близкие, которые остались за пределами государства  Пястов (как население Поморья), не вошли окончательно в состав сложившегося позднее национального сообщества. В то время культурные и языковые различия польских и чешских племен были не большими, чем различия между  полянами и вислянами. Но наличие  собственных государств обусловило постепенное формирование двух разных народов. В период удельной раздробленности  над государственными связями стали  преобладать национальные. Их символизировали  общая династия, общая территория, название «Польша», применявшееся по отношению ко всем удельным княжествам, единая церковная провинция, общепольские культы свв. Войтеха и Станислава и сходство правовой практики во всех княжествах. Огромное значение имела  вековая традиция собственной, централизованной государственности и общая история. Популярность хроники Винцентия  Кадлубека, прославлявшего деяния и  достоинства поляков, является наиболее ярким свидетельством их гордости за собственное прошлое. Это прошлое, впрочем, переносилось далеко вглубь веков, в догосударственную эпоху, в  мифические времена, пересказывая легенды  о Краке, Ванде, позднее о Лехе и других славных предках. Термином nation определяли людей общего происхождения  и эту черту приписывали польскому  сообществу. Использовали и термин gens, имея в виду общность языка. Эти две черты характеризовали не только обладавшую национальным сознанием элиту, но и прочих поляков. Таким образом, круг групп, сознающих свою национальную принадлежность, оставался открытым для тех, кто, благодаря продвижению по социальной лестнице и культурному развитию, переходил в него из слоев, не обладавших подобным сознанием и не испытывавших потребности в чувстве национальной общности.

Языковые критерии, менее  значимые в X—XI вв., когда группы западных славян мало чем отличались друг от друга, стали более заметными  в XIII столетии и сыграли в Польше большую роль. В этот период возникло чувство опасности для исконных культурных ценностей, связанное с  действиями чужеземных захватчиков  и колонизацией на основе немецкого  права. Пик столкновений на этнической почве пришелся на рубеж XIII—XIV вв., а  их источником стал, помимо политической и хозяйственной деятельности, вопрос об использовании польского языка  во время проповеди, к чему обязывали  статуты синода 1285 г. Обязательное использование  священнослужителями языка прихожан оказало большое влияние на развитие польского литературного языка. Еще раньше выделился язык правящей элиты, единый для всей территории государства  и включавший неизвестные в племенную  эпоху термины из сферы государственного управления. Владение им стало одним  из признаков принадлежности к правящей группе. Объяснение истин веры по-польски  и забота об их однозначности заставили  церковь разработать свод польской терминологии, применявшейся по всей польской провинции. К древнейшим памятникам польского языка относится созданная  в XIII в. песня «Богородица» и записанные в начале XIV столетия «Свентокшижские  проповеди».

XIV в. стал периодом укрепления  национального чувства в широких  кругах польского общества, что  явилось следствием внешней угрозы  и прежде всего войн с Тевтонским  орденом. Необычным свидетельством  состояния самосознания тогдашних  поляков, представлявших различные  социальные слои, являются показания  свидетелей на польско-орденских  процессах. Они ссылались на  принадлежность Гданьского Поморья  к Польскому королевству, апеллируя  к истории этой земли, династическим  правам, единству церковной организации.  Они говорили также, что «знают  об этом все люди настолько,  что... никакие уловки не позволят  утаить фактов». Этими свидетелями  выступали удельные князья, епископы, можновладцы, настоятели церквей,  мелкие рыцари и горожане.

В XIV в. условия формирования польского народа коренным образом  изменились. С одной стороны, более  трети населения, говорившего по-польски, оказалось за пределами объединенного  королевства. С другой — само это  королевство не было этнически однородным, поскольку в нем наряду с поляками проживали немцы, русины, евреи и  люди, говорившие на иных языках. Ситуация еще более осложнилась после  унии с Литвой, а в XV столетии —  после возвращения Гданьского Поморья. Тем не менее в условиях толерантности  различные этнические и религиозные  группы вполне гармонично сосуществовали друг с другом. На национальное польское самосознание, апеллировавшее к общему происхождению, языку и обычаям, нало-жилось сознание государственной  принадлежности, связавшее жителей  Литвы и Короны, относившихся к  различным этническим группам. Оно  было (либо могло быть) присуще в  равной степени немцам из Торуни, русинам  с Волыни, полякам из Великой Польши или евреям из Кракова. Государственная  принадлежность связывала этих людей  порой сильнее, чем этническое сознание, что доказывают усилия немецких горожан  Гданьска, Торуни и Эльблонга, предпринимавшиеся  с целью инкорпорации Пруссии  в состав Польши. Конфликты Польши и Литвы с Тевтонским орденом  также имели не национальный, а  межгосударственный характер.

Это вовсе не приводило  к отмиранию местных и областных  связей. Каждый ощущал себя членом своего небольшого сообщества, а большинство  по-прежнему не знало связей более  высокого уровня и не нуждалось в  них. Однако тем, кто желал выйти  в своей деятельности за пределы  круга местных вопросов, — был  ли то занимавшийся политикой вельможа или участвовавший в жизни  своей епархии и польской провинции  клирик, или выезжавший на войну  мелкий рыцарь, или занятый межрегиональной  и международной торговлей купец, или же искавший лучшей доли крестьянин — всем им приходилось сталкиваться с жившими в том же государстве  людьми другого языка, другой культуры, религии. Благодаря этому, в XV столетии наряду с терпимостью по отношению  к другим культурам и религиям у поляков складывалось все более  сильное понимание самобытности и своеобразия собственной культуры. Таким образом, рост национального  самосознания пришелся, что вовсе  не является парадоксом, на период создания многонационального государства.

XV столетие стало временем  подлинного расцвета Польши. В  области международных отношений  он был связан с победоносными  войнами и успехами династической  политики; во внутренней политике  — с расширением круга лиц,  участвовавших в управлении государством. Специфической чертой была многочисленность  рыцарского сословия и равенство  его членов. Все они получили  привилегии, признававшие за ними  личную и имущественную неприкосновенность.

Приблизительно до середины XV в. сословный характер государства  способствовал распространению  сознания государственной принадлежности среди низших сословий. Однако в  последующие десятилетия, когда  привилегии для рыцарства все  более нарушали межсословное равновесие, политическая communitas стала все больше превращаться в шляхетскую. Это дало начало довольно сложным процессам. С одной стороны, из политического  сообщества постепенно вытеснялись  непривилегированные группы, деятельность которых ограничивалась сугубо местными вопросами. С другой — в данное сообщество включалась шляхта непольского  происхождения — на основании  сословных и государственных  связей. Сословное государство превращалось в шляхетское.

В польской культуре, так  же как в экономике и политике, в средние века имели место  как усиление, так и спад активности. Наши знания о культурных достижениях  того периода неполны, поскольку  сохранились и известны прежде всего  произведения культуры латинской, книжной, тогда как произведения народной культуры, основанной на устной традиции, утрачены.

Информация о работе Золотой Век Российской культуры