Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:28, реферат
Элементы феодальных отношений вызревали в болгарском обществе уже в VIII в., однако в ту пору на болгарском феодализме лежала отчётливая печать незавершенности: основная масса населения состояла из свободных крестьян, а господствующая знать жила в значительной мере за счет открытого грабежа, дани и рабского труда. В IX в. феодальные порядки, по-видимому, значительно укрепились в Болгарии. В начале X века в Болгарии побеждает феодальный строй, образуются два основных класса — господствующий (болгаро-славянские родовые старейшины, некоторая часть княжеских дружинников и духовенство) и эксплуатируемый (в основном зависимое крестьянство).
В целом польские земли
в эпоху Средневековья все
же отставали в своем развитии
от являвшихся очагами европейской
культуры западной и южной частей
континента. Это отставание было обусловлено
географическим положением и тем, что
Польша, подобно другим территориям
Центрально-Восточной Европы, лишь
в X в. вошла в круг европейской
цивилизации. Приобщение к Европе не
привело к застою ее собственных
созидательных сил. Воспринятые
иностранные образцы
Чем была Польша для этого
сообщества? Ее название появилось
в источниках иностранного происхождения
уже в конце X в. Сначала оно
означало лишь землю полян, но уже
в начале XI столетия так называли
все государство Болеслава
В XIII в. информация о Польше распространилась гораздо шире. Более интенсивными стали такие формы контактов, как династические союзы, отношения с апостольской столицей, международная торговля. Появились и новые формы, в которые было вовлечено множество людей. Колонизация на основе немецкого права вызвала приток в страну валлонов, фламандцев и немцев — преобладавших среди переселенцев. В борьбе с пруссами, после появления на польских границах Тевтонского ордена, принимали участие западные рыцари. Многочисленные и весьма активные общины францисканцев и доминиканцев контактировали с монастырями других церковных провинций. Прежде редкие путешествия поляков в XIII в. несколько участились. Польские клирики, правда немногочиленные, учились в университетах Италии и Франции, добираясь таким образом до главных центров европейской культуры.
На Польшу обратили внимание в связи с необычайно грозным событием, каким стало монгольское нашествие. Подобных вторжений Европа не знала уже несколько столетий, и интерес к монголам был огромен. Кроме того, появились расчеты на их христианизацию. В миссии, отправленной папой к монгольскому хану и возглавленной францисканцем Джованни де Плано Карпини (1245—1247), принимали участие Бенедикт Поляк и некий монах из Силезии, известный как de Bridia1.
В XIV—XV вв. Польша навсегда заняла
прочное место в сознании европейцев.
Особую роль сыграли дипломатические
контакты с папским и императорским
дворами и спор Польши с Тевтонским
орденом, вынесенный на заседания Констанцского
собора. Рыцарские странствия по-прежнему
приводили немцев, англичан и французов
в орденское государство, однако
и польские рыцари становились известными
при чужеземных дворах. Наиболее знаменитым
из них был служивший Сигизмунду
Люксембургскому Завиша Черный. Другим
каналом распространения
Христианизация Польши и других стран Центральной и Восточной Европы расширила круг христианской цивилизации. Но помимо этой пассивной роли, Польша выполняла для этого сообщества и другие функции.
Уже при Болеславе Храбром
была предпринята попытка
Для других стран континента средневековая Польша выступала долгое время в роли страны, заимствующей идеи, технологии и образцы организации. Кроме того, она являлась одним из тех мест, куда устремлялась миграция из западных стран. Однако по мере развития государства, экономики и культуры Польша сама перенимала эстафету в распространении новых идей. Более того, она сама стала генерировать новые идеи, а также стала страной, откуда на Запад поступали известия о востоке Европы. В XV в. Польша уже представляла собой ключевой элемент политической системы Центральной и Восточной Европы, необходимый для его функционирования и развития, и с этим считались на общеевропейском уровне.
Как оценивали свое политическое
и культурное сообщество сами поляки?
Каково было их сознание, какие связи
имели для них наибольшее значение?
Человек Средневековья жил в
рамках небольших и самодостаточных
местных сообществ, сельских и городских,
зачастую совпадавших с границами
одного прихода и территорией, охваченной
деятельностью местного рынка. Кроме
них, однако, постепенно складывались
региональные сообщества, соответствовавшие
уделам периода раздробленности, а
также связи на более высоком
уровне — государственные и
В X—XI вв. польское государство
создало организационные и
Языковые критерии, менее
значимые в X—XI вв., когда группы западных
славян мало чем отличались друг от
друга, стали более заметными
в XIII столетии и сыграли в Польше
большую роль. В этот период возникло
чувство опасности для исконных
культурных ценностей, связанное с
действиями чужеземных захватчиков
и колонизацией на основе немецкого
права. Пик столкновений на этнической
почве пришелся на рубеж XIII—XIV вв., а
их источником стал, помимо политической
и хозяйственной деятельности, вопрос
об использовании польского языка
во время проповеди, к чему обязывали
статуты синода 1285 г. Обязательное использование
священнослужителями языка
XIV в. стал периодом укрепления
национального чувства в
В XIV в. условия формирования польского народа коренным образом изменились. С одной стороны, более трети населения, говорившего по-польски, оказалось за пределами объединенного королевства. С другой — само это королевство не было этнически однородным, поскольку в нем наряду с поляками проживали немцы, русины, евреи и люди, говорившие на иных языках. Ситуация еще более осложнилась после унии с Литвой, а в XV столетии — после возвращения Гданьского Поморья. Тем не менее в условиях толерантности различные этнические и религиозные группы вполне гармонично сосуществовали друг с другом. На национальное польское самосознание, апеллировавшее к общему происхождению, языку и обычаям, нало-жилось сознание государственной принадлежности, связавшее жителей Литвы и Короны, относившихся к различным этническим группам. Оно было (либо могло быть) присуще в равной степени немцам из Торуни, русинам с Волыни, полякам из Великой Польши или евреям из Кракова. Государственная принадлежность связывала этих людей порой сильнее, чем этническое сознание, что доказывают усилия немецких горожан Гданьска, Торуни и Эльблонга, предпринимавшиеся с целью инкорпорации Пруссии в состав Польши. Конфликты Польши и Литвы с Тевтонским орденом также имели не национальный, а межгосударственный характер.
Это вовсе не приводило
к отмиранию местных и
XV столетие стало временем
подлинного расцвета Польши. В
области международных
Приблизительно до середины
XV в. сословный характер государства
способствовал распространению
сознания государственной принадлежности
среди низших сословий. Однако в
последующие десятилетия, когда
привилегии для рыцарства все
более нарушали межсословное равновесие,
политическая communitas стала все больше
превращаться в шляхетскую. Это дало
начало довольно сложным процессам.
С одной стороны, из политического
сообщества постепенно вытеснялись
непривилегированные группы, деятельность
которых ограничивалась сугубо местными
вопросами. С другой — в данное
сообщество включалась шляхта непольского
происхождения — на основании
сословных и государственных
связей. Сословное государство
В польской культуре, так же как в экономике и политике, в средние века имели место как усиление, так и спад активности. Наши знания о культурных достижениях того периода неполны, поскольку сохранились и известны прежде всего произведения культуры латинской, книжной, тогда как произведения народной культуры, основанной на устной традиции, утрачены.