Золотой Век Российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Элементы феодальных отношений вызревали в болгарском обществе уже в VIII в., однако в ту пору на болгарском феодализме лежала отчётливая печать незавершенности: основная масса населения состояла из свободных крестьян, а господствующая знать жила в значительной мере за счет открытого грабежа, дани и рабского труда. В IX в. феодальные порядки, по-видимому, значительно укрепились в Болгарии. В начале X века в Болгарии побеждает феодальный строй, образуются два основных класса — гос­подствующий (болгаро-славянские родовые старейшины, некото­рая часть княжеских дружинников и духовенство) и эксплуати­руемый (в основном зависимое крестьянство).

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (2).docx

— 41.64 Кб (Скачать файл)

Искусство раннего Средневековья  носило элитарный характер. Немногочисленные дошедшие до нас памятники романского искусства, постройки и связанная  с ними скульптура напоминают собой  лучшие европейские образцы. Хроники  Галла Анонима и Винцентия  Кадлубека также не уступали современным  иностранным сочинениям. Покровительство  художникам и писателям оказывал княжеский двор, а с XII столетия —  также дворы епископов и представителей высшей светской знати. В этой среде  возник первый польский рыцарский эпос — «Песнь о деяниях Петра Влостовица», так называемая «Carmen Mauri»2. Похожее  повествование, основанное на литературных сюжетах, известных в Европе, но приспособленное  к польским реалиям, — повесть  о Вальтере из Тынца и Виславе  из Вислицы — попало на страницы созданной в XIV в. «Великопольской  хроники». Эти произведения чаще пересказывали  устно, возможно и по-польски, благодаря  чему поляки учились искусству изящно выражать свои мысли и описывать  различные события.

В начале XIII столетия продолжали создаваться прекрасные произведения романского искусства, однако в следующие  десятилетия наметились некоторые  перемены. В крупных городах уже  стали возводить первые готические храмы, но в провинциальных центрах по-прежнему господствовал романский стиль, причем то и дело повторялись уже освоенные схемы. Распространение искусства и образованности достигалось ценой заметного падения их уровня. Этот процесс продолжался и в XIV в., когда готика наконец дошла до провинции. Но даже в наиболее выдающихся произведениях, возникших в первой половине этого столетия, бросается в глаза подражание старомодным образцам готики из соседних стран. К лучшим произведениям относятся надгробья правителей. Первым из них было силезское надгробие Генрика IV Пробуса, позднее в Вавельском соборе появились надгробия Владислава Локетека и Казимира Великого. Во второй половине XIV в. проекты стали более амбициозными. К их числу относятся построенные королями оригинальные двухнефные церкви. Важным признаком возросших культурных запросов стало основание Краковской академии.

Длительный период укрепления основ культуры, развития сети приходского  образования и совершенствования  польского языка принес великолепные плоды в XV в. Польское готическое искусство  в области сакральной и светской архитектуры, а также в скульптуре, живописи, резьбе по дереву, ювелирном  деле достигло высокого художественного  уровня, перестав быть старомодным  подражанием чужеземным произведениям. Его символом стал посвященный Деве Марии алтарь из приходской церкви в Кракове, созданный краковским и нюрнбергским цеховым мастером Витом Стошем (Ствошем). Наряду со столь  совершенными произведениями появлялось множество других алтарей, скульптур  и фресок. Эти произведения, помимо прочего, выполняли дидактическую  функцию, посредством художественных образов приобщая верующих к истинам  веры. Подобную роль играли песнопения, церковная музыка и литургическая  драма. Это новое искусство было ближе человеку: на хорошо знакомом фоне средневековой повседневной жизни  изображались исполненные лиризма  сцены из истории Святого семейства, муки Христа, страдания Божьей Матери. Оно одновременно и формировало, и выражало взгляды людей того времени. То, что это направление, особенно в Малой Польше и Силезии, испытывало немецкое, чешское и венгерское влияние, отнюдь не лишало его самобытности и типично польских черт. Существовало множество изображений местных  святых, прежде всего св. Станислава и св. Ядвиги Силезской, а также  основателей церквей и монастырей. Готическое надгробное искусство достигло своей вершины в потрясающем  по своей выразительности надгробии  Казимира Ягеллона, шедевре работы Вита Стоша (Ствоша).

Покровительство, оказываемое  художникам в эпоху Ягеллонов, позволило  добавить к господствовавшим эстетическим моделям новый элемент. Им стали  фрески в русско-византийском стиле. По рекомендации Владислава Ягелло (Ягайло) ими украсили готическую капеллу  в люблинском замке, позднее подобные росписи появились в Сандомире, Вислице, Гнезно и в вавельском замке. Их создателям приходилось приспосабливать  образную систему восточных христиан к внутренней планировке готических построек. В результате конфронтации и взаимодействия столь непохожих  стилей родились невиданные прежде произведения. Знаменитый иконописный образ Ченстоховской  Божьей Матери испытал византийское влияние. Однако присущая ему изначально сакральная строгость изображения  несколько сгладилась после того, как икона была в XV в. переписана заново (ее повредили во время Гуситских  войн). Таким образом уже в XV столетии синтез восточных и западных образцов стал одной из примечательных черт польского искусства.

Покровительство искусствам со стороны королей возвеличивало  государственную власть, меценатство  епископов напоминало о месте  церкви в христианском обществе, меценатство  можновладцев и рыцарства способствовало прославлению родов основателей  церквей и монастырей. В XV в. оказывать покровительство искусству начинают и горожане, что во второй половине столетия сыграло немалую роль. Горожане, которые, подобно можновладцам и рыцарям, подражали стилю королевских храмов и обителей, как бы заявляли о своей поддержке политики правителей. Однако в том, что касается скульптуры, живописи и декора, это было вполне самостоятельное направление, прочно связанное со средой городского патрициата, цехами и религиозными братствами.

В художественном отношении  искусство Польши принадлежало к  более широкому кругу искусства  Центральной Европы. При этом если в XIV в. основные мотивы заимствовались из Чехии, Венгрии, Австрии и Восточной  Германии, то в XV столетии в творчестве польских художников стали преобладать  местные черты. Это давало меценатам  законное чувство гордости и удовлетворяло  их амбиции. Новым явлением в эту  эпоху стало влияние на искусство  Руси; при этом польская сторона  сама вдохновлялась русскими образцами, в результате чего, как уже отмечалось, происходил синтез двух направлений.

Литература XV в. не отставала  от изобразительных искусств. Жанровое разнообразие, все более частое использование  польского языка, расширение круга  авторов — все это имело  своим истоком повышение общего уровня культуры, рост национального  и государственного самосознания и  стремление выразить эти чувства. Важнейшую  роль в этом процессе играло распространение  образования на всех уровнях —  от приходских школ до Краковской академии. Трактаты краковских профессоров помогали определить направления внешней  политики и выработать методы дипломатии. Помимо изучения философии, юриспруденции  и языкознания, в академии проводились  исследования в области математики и астрономии. Во второй половине XV столетия в Кракове уже ощущалось  влияние итальянского гуманизма, пропагандистом которого здесь выступал Каллимах, поэт, историк и дипломат. Важным центром польского гуманизма  был двор архиепископа Львовского Гжегожа  из Санока.

В течение всего XV в. в Краковскую академию записалось более 17 тыс. студентов, в том числе 12 тыс. подданных Короны. По крайней мере около четверти из них получили степень бакалавра. Выпускники и бывшие студенты становились  учителями учебных заведений  более низкой ступени, некоторые  — сотрудниками королевской, епископских, можновладских и городских канцелярий. Количество грамотных людей заметно  возросло. В среде интеллектуальной элиты появились собственные  библиотеки, дополнившие собой книжные  собрания при соборах и монастырях. Читать и писать умела значительная часть рыцарей и горожан, а  кроме того, определенный процент  крестьянских детей, желавших повысить свой социальный статус. Эти люди были создателями и потребителями  значительно большего, чем в былые  столетия, числа литературных произведений. В 1473 г. в Кракове появилась первая типография.

Из сочинений на латинском  языке самым выдающимся достижением  стала хроника Яна Длугоша, в  которой описывалась история  Польши с легендарных времен до современной  автору второй половины XV в. Хроника  представляла собой не историю династии, но историю государства и польского  народа. Автор рассматривал Польшу и поляков как государственное  сообщество, связанное единым устройством  и общим прошлым. Обращение к  истории должно было служить насущным потребностям — развитию общепольского  государственного патриотизма, приходящего  на смену патриотизму местному. Представлению  о Польше как о едином целом  служило великолепное географическое описание, представлявшее собой введение к хронике. Мышление государственными категориями не вступало у Длугоша  в противоречие с чувством этнической и языковой общности поляков и  представлением о единстве их исторической территории. Поэтому он чрезвычайно сожалел об утрате Силезии и радовался возвращению Гданьского Поморья.

Хотя языком науки, историографии  и большей части литературных произведений оставалась латынь, в XV в. все большую роль играл польский язык. Веками песни, стихи, легенды и  рассказы передавались в устной форме. Некоторые из них были записаны уже  в конце XIII—XIV вв. В XV столетии их количество возросло, хотя по-прежнему оставалось небольшим. Тем не менее эти произведения свидетельствуют о формировании на исходе Средних веков польского  литературного языка. Писатели, заботившиеся об изяществе и красоте языка, придавали ему нормативную форму  и стремились очистить его от иностранных  наслоений. Вопрос о происхождении  этого языка остается дискуссионным. В его основе лежит либо великопольский, либо малопольский диалект, однако не подлежит сомнению, что уже в XV в. именно этот язык использовался по всей Польше.

Итак, на исходе Средневековья  польская культура достигла значительной зрелости. Сложилось национальное самосознание политической элиты; окрепло чувство  связи с государством, в которое  входили различные этнические группы; оформился принцип внутренней веротерпимости и правопорядка; появились гарантии участия значительной части общества в управлении страной. Между столь  творческим во многих областях XV столетием  и «золотым» XVI веком нет сколько-нибудь заметного разрыва. Перед нами скорее непрерывная линия восходящего  развития. Без достижений позднего Средневековья расцвет польского  Возрождения был бы просто невозможен — точно так же, как без социально-политической трансформации XV в. не смогла бы возникнуть шляхетская Речь Посполитая. В этом веке был заложен прочный фундамент  для XVI столетия — самого блестящего периода в истории Польши.

 

Вставить куда-нибудь!1111111111

 

 

В 1Х-Х веках в  Болгарии устанавливаются феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов - "Боляре" и  эксплуатируемый -и прежде всего  крестьянство. Крестьяне делились на три категории: баштинников, сохранивших  личную свободу, наделы и некоторую  свободу в распоряжении собственностью; париков - крепостных, несших повинности как в пользу феодалов, так и  государства и отроков - рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе  господина.

В период правления ханов  Крума (802-815 гг.) и Омуртата (814-831 гг.) разрозненные славянские племена были объединены в одно Болгарское государство. Способствовало усилению централизации  и развитию феодальных отношений  и принятие Болгарией в качестве официальной религии христианства. Это произошло в 864-865 гг.

Но в начале XI века Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет. В период около 1187 года Болгарское царство  вновь обретает независимость.

Во время византийского  господства ликвидируется личная свобода  крестьян-баштинников, они превращаются в крепостных.

Развитие права в Болгарии проходило под сильным влиянием византийского права, роль которого усилилась особенно с принятием  христианства. На рубеже 1Х-Х вв. появляется первая болгарская кодификация, получившая название "Закона судного людям". Кодификация посвящена прежде всего  вопросам уголовного права. Гражданско-правовые отношения регулируются, главным  образом, нормами обычного права. В  соседних с Болгарией регионах Балкан происходит складывание сербской народности и развитие в ее среде феодальных отношений. Однако из-за географической разобщенности, постоянной борьбы с  Византией и Болгарским царством эти процессы носят замедленный  характер. Тем не менее, в период VIII-X вв. происходит оформление раннеефеодальной государственности у сербов. С IX века они принимают христианство, ускорившее развитие феодальных отношений.


Информация о работе Золотой Век Российской культуры