Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:28, реферат
Элементы феодальных отношений вызревали в болгарском обществе уже в VIII в., однако в ту пору на болгарском феодализме лежала отчётливая печать незавершенности: основная масса населения состояла из свободных крестьян, а господствующая знать жила в значительной мере за счет открытого грабежа, дани и рабского труда. В IX в. феодальные порядки, по-видимому, значительно укрепились в Болгарии. В начале X века в Болгарии побеждает феодальный строй, образуются два основных класса — господствующий (болгаро-славянские родовые старейшины, некоторая часть княжеских дружинников и духовенство) и эксплуатируемый (в основном зависимое крестьянство).
Искусство раннего Средневековья
носило элитарный характер. Немногочисленные
дошедшие до нас памятники романского
искусства, постройки и связанная
с ними скульптура напоминают собой
лучшие европейские образцы. Хроники
Галла Анонима и Винцентия
Кадлубека также не уступали современным
иностранным сочинениям. Покровительство
художникам и писателям оказывал
княжеский двор, а с XII столетия —
также дворы епископов и
В начале XIII столетия продолжали создаваться прекрасные произведения романского искусства, однако в следующие десятилетия наметились некоторые перемены. В крупных городах уже стали возводить первые готические храмы, но в провинциальных центрах по-прежнему господствовал романский стиль, причем то и дело повторялись уже освоенные схемы. Распространение искусства и образованности достигалось ценой заметного падения их уровня. Этот процесс продолжался и в XIV в., когда готика наконец дошла до провинции. Но даже в наиболее выдающихся произведениях, возникших в первой половине этого столетия, бросается в глаза подражание старомодным образцам готики из соседних стран. К лучшим произведениям относятся надгробья правителей. Первым из них было силезское надгробие Генрика IV Пробуса, позднее в Вавельском соборе появились надгробия Владислава Локетека и Казимира Великого. Во второй половине XIV в. проекты стали более амбициозными. К их числу относятся построенные королями оригинальные двухнефные церкви. Важным признаком возросших культурных запросов стало основание Краковской академии.
Длительный период укрепления
основ культуры, развития сети приходского
образования и
Покровительство, оказываемое
художникам в эпоху Ягеллонов, позволило
добавить к господствовавшим эстетическим
моделям новый элемент. Им стали
фрески в русско-византийском стиле.
По рекомендации Владислава Ягелло (Ягайло)
ими украсили готическую капеллу
в люблинском замке, позднее подобные
росписи появились в Сандомире,
Вислице, Гнезно и в вавельском замке.
Их создателям приходилось приспосабливать
образную систему восточных христиан
к внутренней планировке готических
построек. В результате конфронтации
и взаимодействия столь непохожих
стилей родились невиданные прежде произведения.
Знаменитый иконописный образ
Покровительство искусствам со стороны королей возвеличивало государственную власть, меценатство епископов напоминало о месте церкви в христианском обществе, меценатство можновладцев и рыцарства способствовало прославлению родов основателей церквей и монастырей. В XV в. оказывать покровительство искусству начинают и горожане, что во второй половине столетия сыграло немалую роль. Горожане, которые, подобно можновладцам и рыцарям, подражали стилю королевских храмов и обителей, как бы заявляли о своей поддержке политики правителей. Однако в том, что касается скульптуры, живописи и декора, это было вполне самостоятельное направление, прочно связанное со средой городского патрициата, цехами и религиозными братствами.
В художественном отношении искусство Польши принадлежало к более широкому кругу искусства Центральной Европы. При этом если в XIV в. основные мотивы заимствовались из Чехии, Венгрии, Австрии и Восточной Германии, то в XV столетии в творчестве польских художников стали преобладать местные черты. Это давало меценатам законное чувство гордости и удовлетворяло их амбиции. Новым явлением в эту эпоху стало влияние на искусство Руси; при этом польская сторона сама вдохновлялась русскими образцами, в результате чего, как уже отмечалось, происходил синтез двух направлений.
Литература XV в. не отставала от изобразительных искусств. Жанровое разнообразие, все более частое использование польского языка, расширение круга авторов — все это имело своим истоком повышение общего уровня культуры, рост национального и государственного самосознания и стремление выразить эти чувства. Важнейшую роль в этом процессе играло распространение образования на всех уровнях — от приходских школ до Краковской академии. Трактаты краковских профессоров помогали определить направления внешней политики и выработать методы дипломатии. Помимо изучения философии, юриспруденции и языкознания, в академии проводились исследования в области математики и астрономии. Во второй половине XV столетия в Кракове уже ощущалось влияние итальянского гуманизма, пропагандистом которого здесь выступал Каллимах, поэт, историк и дипломат. Важным центром польского гуманизма был двор архиепископа Львовского Гжегожа из Санока.
В течение всего XV в. в Краковскую
академию записалось более 17 тыс. студентов,
в том числе 12 тыс. подданных Короны.
По крайней мере около четверти из
них получили степень бакалавра.
Выпускники и бывшие студенты становились
учителями учебных заведений
более низкой ступени, некоторые
— сотрудниками королевской, епископских,
можновладских и городских
Из сочинений на латинском
языке самым выдающимся достижением
стала хроника Яна Длугоша, в
которой описывалась история
Польши с легендарных времен до современной
автору второй половины XV в. Хроника
представляла собой не историю династии,
но историю государства и
Хотя языком науки, историографии
и большей части литературных
произведений оставалась латынь, в XV в.
все большую роль играл польский
язык. Веками песни, стихи, легенды и
рассказы передавались в устной форме.
Некоторые из них были записаны уже
в конце XIII—XIV вв. В XV столетии их количество
возросло, хотя по-прежнему оставалось
небольшим. Тем не менее эти произведения
свидетельствуют о формировании
на исходе Средних веков польского
литературного языка. Писатели, заботившиеся
об изяществе и красоте языка,
придавали ему нормативную
Итак, на исходе Средневековья
польская культура достигла значительной
зрелости. Сложилось национальное самосознание
политической элиты; окрепло чувство
связи с государством, в которое
входили различные этнические группы;
оформился принцип внутренней веротерпимости
и правопорядка; появились гарантии
участия значительной части общества
в управлении страной. Между столь
творческим во многих областях XV столетием
и «золотым» XVI веком нет сколько-нибудь
заметного разрыва. Перед нами скорее
непрерывная линия восходящего
развития. Без достижений позднего
Средневековья расцвет
Вставить куда-нибудь!
В 1Х-Х веках в Болгарии устанавливаются феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов - "Боляре" и эксплуатируемый -и прежде всего крестьянство. Крестьяне делились на три категории: баштинников, сохранивших личную свободу, наделы и некоторую свободу в распоряжении собственностью; париков - крепостных, несших повинности как в пользу феодалов, так и государства и отроков - рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина.
В период правления ханов
Крума (802-815 гг.) и Омуртата (814-831 гг.)
разрозненные славянские племена были
объединены в одно Болгарское государство.
Способствовало усилению централизации
и развитию феодальных отношений
и принятие Болгарией в качестве
официальной религии
Но в начале XI века Болгария
была завоевана Византией и
Во время византийского господства ликвидируется личная свобода крестьян-баштинников, они превращаются в крепостных.
Развитие права в Болгарии проходило под сильным влиянием византийского права, роль которого усилилась особенно с принятием христианства. На рубеже 1Х-Х вв. появляется первая болгарская кодификация, получившая название "Закона судного людям". Кодификация посвящена прежде всего вопросам уголовного права. Гражданско-правовые отношения регулируются, главным образом, нормами обычного права. В соседних с Болгарией регионах Балкан происходит складывание сербской народности и развитие в ее среде феодальных отношений. Однако из-за географической разобщенности, постоянной борьбы с Византией и Болгарским царством эти процессы носят замедленный характер. Тем не менее, в период VIII-X вв. происходит оформление раннеефеодальной государственности у сербов. С IX века они принимают христианство, ускорившее развитие феодальных отношений.