Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа
Цель исследования – изучение системы управления адаптацией персонала.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
- изучение особенностей управления адаптацией персоналом;
Введение
Глава 1.Теоритические основы управления адаптацией персонала
1.1. Понятие и сущность адаптации, ее цели и этапы
1.2.Виды адаптации сотрудников
Глава 2.Система управления адаптацией персонала
2.1.Понятие и сущность системы адаптации персонала
2.2.Мехенизмы и процесс управления адаптацией в организации
Заключение
Список использованной литературы
2.2.Механизмы и процесс управления адаптацией в организации
Приход в новую организацию
- психологически сложный момент для
любого человека. Если он не ощущает
поддержки со стороны организации,
у него появляются сомнения в правильности
выбора нового места работы, происходят
ошибки в рабочем процессе, причины
которых кроются в
Отношение новичка к организации, к работе во многом зависит от того, насколько реальность соответствует его ожиданиям. Если в газетных объявлениях или в личных беседах истинное положение дел на будущем месте работы было сознательно приукрашено, вряд ли стоит обижаться, если новый работник почувствует себя обманутым.
Поэтому важное значение имеет организация эффективного управления адаптацией молодых сотрудников.
В работе по проведению адаптации
новых работников менеджер по персоналу
должен использовать специально разработанную
программу. Программа адаптации
делится на общую и специализированную.
Общая программа адаптации
1. Общее представление
об организации:
2. Оплата труда в организации.
3. Дополнительные льготы,
виды страхования, выходные
4. Охрана труда и техника
безопасности: меры предосторожности;
правила противопожарной
5. Отношения работников
с профсоюзами; сроки и
6. Служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта.[4 c.155]
После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы.
1. Функции подразделения:
цели и приоритеты; организация,
структура и функции;
2. Обязанности и ответственность;
3. Правила-предписания: правила,
характерные только для
4. Осмотр подразделения:
местоположение кнопки
5. Представление сотрудникам подразделения.
Новый сотрудник также заинтересован в том, чтобы его как можно быстрее и без каких-либо осложнений ввели в курс дела.
Довольно быстро проявляются сильные и слабые стороны нового сотрудника.
Организации приходится тратить немало средств, чтобы подобрать способного специалиста, но его потеря обходится еще дороже. Тот, кто считает, что новичок должен найти в себе силы, чтобы завоевать свое место, должен иметь в виду, что он может найти в себе силы и для того, чтобы его покинуть.
Если новый сотрудник хорошо проинструктирован, он будет испытывать доверие к руководителю, организации, усвоит их требования, будет комфортно себя чувствовать, эффективно и с желанием работать.
Особенно сложна адаптация руководителей. Это происходит, прежде всего, из-за несоответствия их уровня и уровня новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований.
Стратегий может быть несколько.
Те, кто прежде работал в организации, хорошо известны, но их выдвижение на руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть бывших коллег.
Возникают также сложности, связанные с тем, что принятие коллективом нового руководителя во многом зависит от его сопоставления с предшественником. Новый руководитель сможет добиться успеха только тогда, когда будет хорошо ориентироваться во внутренних взаимоотношениях и опираться на ключевые фигуры, например на временно исполняющего эти обязанности для него.
Процесс вхождения нового
руководителя в коллектив облегчается
также предварительным
Логическим продолжением
этапа первичной адаптации
К числу основных факторов,
влияющих на адаптацию молодых
- соответствие работы полученной в вузе специальности;
- возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным;
- создание условий для внутриорганизационной мобильности, творческого созидания и профессионального продвижения;
- внедрение научной организации труда на рабочем месте;
- микроклимат в коллективе;
- социально – бытовое обеспечение;
- организация свободного времени.
Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, являются основой успешной их адаптации.
Для молодого специалиста
в период адаптации большую опасность
представляет некомпетентный первый руководитель,
безразличный к его нуждам и потребностям
и чинящий различные
Хорошая программа адаптации
и ориентации работника на рабочем
месте имеет следующие
Основные требования к подготовке адаптационной программы. В ее содержании указываются:
цель программы;
основные задачи программы;
основные направления реализации программы;
планируемые (ожидаемые) результаты реализации;
сроки реализации программы в целом;
суть планируемых адаптационных мероприятий;
должностные лица (структурные подразделения) предприятия, привлекаемые к реализации программы;
руководство реализацией программы;
меры всестороннего обеспечения реализации программы;
порядок осуществления контроля за реализацией;
порядок подведения итогов реализации программы;
другие сведения, являющиеся существенными для реализации программы в целом и ее отдельных мероприятий.
Структура программы включает следующие основные разделы.
1. Мероприятия общей социальной адаптации.
2. Мероприятии общей (первичной, предварительной и пр.) профессиональной адаптации.
3. Мероприятия частной социальной адаптации.
Далее на основе утвержденной программы экспресс- адаптации разрабатывается план становления в должность — документ, определяющий перечень основных мероприятий (заданий, поручений и пр.), направленных на обеспечение наиболее быстрой и полной социально-профессиональной адаптации работника к условиям выполнения поручаемой ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) и реализуемых самим работником под руководством должностных лиц предприятия (структурного подразделения). [11 c.109]
Последовательность действий, которые необходимо выполнить в ходе создания программы адаптации:
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.
Отметим, что проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, т.е. все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом.
Процесс адаптации непосредственно
начинается в отделе кадров при приеме
и оформлении на работу. Инспектор
отдела кадров проводит небольшую беседу,
в которой в общих чертах знакомит
с предприятием, отделом или цехом,
где предстоит работать новичку.
Затем он провожает нового работника
на его рабочее место и