Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа
Актуальность исследования. Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение
Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп учащихся
1.1 Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп учащихся
1.2 Методы исследования малых неформальных групп учащихся
Вывод к главе 1
Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп учащихся
2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп учащихся
2.2 Факторы возникновения малых неформальных групп учащихся
2.3 Практика социально-педагогической работы с малыми неформальными группами учащихся и ее совершенствование
Вывод к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп учащихся
1.1 Понятие, структура, динамика
и классификация малых
1.2 Методы исследования
малых неформальных групп
Вывод к главе 1
Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп учащихся
2.1 Эмпирическая характеристика
малых неформальных групп
2.2 Факторы возникновения
малых неформальных групп
2.3 Практика социально-
Вывод к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детьми находящимися в малых неформальных группах и взрослым населением микрорайона. Каждое из таких учреждений вносит определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых страдают дети. В современном развитом обществе есть своё представление о социальной педагогике - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик]. Особенность социальной педагогики в современных условиях - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка. Функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, Это: воспитательная; социально-правовая; социально-реабилитационная. Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе обучения и воспитания. Социальная педагогика обращается к проблемам взаимодействия человека и среды, к существующему состоянию образования и воспитания личности, к современной системе образования и школе, профессиональной подготовке, работе в социальных центрах защиты детей и подростков.
В настоящее время научные интересы связаны с исследованием реальных малых неформальных групп. В частности, научный интерес вызывает проблема образования неформальных подгрупп в малых формальных группах, в частности в школьных классах. Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.
Цель данного исследования – выявление особенностей социально- педагогической деятельности (СПД) в малых неформальных группах подростков.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме малых неформальных групп.
Изучить структуру и причины формирования малых неформальных групп в образовательном учреждении на примере классного коллектива.
Выявить особенности социально-педагогической деятельности с малыми неформальными группами в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования – социально педагогическая деятельность с малыми неформальными группами (МНГ) учащихся в образовательном учреждении.
Предмет исследования – содержание и формы социально- педагогической деятельности с малыми неформальными группами в образовательном учреждении.
Гипотеза – содержанием социально- педагогической деятельности с малыми неформальными группами в образовательном учреждении является сопровождение социального становления учащихся в межличностном взаимодействии и профилактика отклоняющегося поведения подростков.
Методы исследования – анализ научной литературы по различным аспектам малых неформальных групп, методы наблюдения в процессе социально-педагогической деятельности, тестирование, анкетирование.
Работа состоит: из введения и двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Во введении говорится об актуальности работы, её цели, задачах, гипотезе исследования, методологическом аппарате. Первая глава содержит теоретические аспекты исследования малых неформальных групп; вторая глава – эмпирический анализ МНГ в образовательном учреждении, и особенности работы социального педагога с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении.
Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп учащихся
1.1 Понятие, структура,
динамика и классификация
В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Малая неформальная группа играет важную роль в жизнедеятельности общества и конкретного человека представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В неформальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.
Формирование неформальных группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.
Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие".
Группа - это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных и сам находится под их влиянием. В качестве признаков группы выделяют: осознание отдельным индивидом своей принадлежности к группе; наличие между индивидами определенных отношений; сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов и т.п.); групповое давление, побуждающее индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами; изменение во мнениях, установках, поведении индивидов, обусловленное их включенностью в некоторую общность.
Различают формальные и неформальные группы.
Формальная организация формируется руководством для решения определенной задачи. Неформальная группа возникает, как правило, самопроизвольно (спонтанно), не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Если формальная организация создается по заранее продуманному плану, то неформальная является скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные формальные и неформальные группы, начиная с классных "коллективов и заканчивая контактными группами различной направленности, которые характерны для подростковой субкультуры. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности. Устранение возможного конфликта между формальной и неформальной организациями, установление паритетных отношений в их взаимодействии, выполнение неформальной общностью тех задач, которые решает формальная организация — также одно из направлений работы социального педагога.
Неформальная группа - малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Такая группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечетко выраженной целью групповой деятельности; неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий. [10;177]
При таком понимании, малая группа выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» (Буева, 1968, С. 145). Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.
Различными исследователями численность малой неформальной группы определяется неодинаково. Часть исследователей полагает, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. Противники теории «диадического взаимодействия» считают, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.
Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), эти данные оказались не подтвержденными экспериментально.
Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.
Таким образом, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».
Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.
Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник малой неформальной группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.
Неформальные подгруппы являются неотъемлемым атрибутом подавляющего большинства малых групп, представляют собой такое же реальное явление, как и сама группа. Они возникают и играют важную роль в различных типах малых групп, будь то группы дошкольников или старшеклассники.
Уже в 60-е гг. предметом исследования стало влияние неформальных групп на развитие личности школьника. X. Лийметсом и Э. Маркварт (1966) было выявлено, что неформальные группы в жизни молодежи играют существенную роль. 95% пятнадцатилетних входят в ту или иную неформальную группу. Эти группы играют преимущественно компенсаторную роль, удовлетворяя те потребности развивающейся личности, которые недостаточно или вообще не удовлетворяются школой или семьей. Возможности асоциального развития наблюдались среди членов тех неформальных групп, которые были гетерогенными по возрастному и половому составу. Эти группы состояли преимущественно из учащихся, которые отвергались в своем школьном классе. [2;88]
Поскольку на развитие личности существенное влияние оказывают межличностные отношения, то особое внимание было обращено на выявление факторов становления социометрического статуса ученика в классе. Выявлено влияние профессии родителей на вероятность становления лидера в классе, влияние информированности на лидерство и личную предпочитаемость; выявлен комплекс факторов, обусловливающих «отвергнутость» того или иного учащегося в классе. В начале 70-х гг. были сделаны попытки обобщить имеющиеся эмпирические данные. В соответствии с теоретической гипотезой основной движущей силой психического развития является какое-либо нарушение динамического равновесия между личностью и группой, а также между группой, с которой индивид себя отождествляет, и ее социальной средой. Такое представление о психическом развитии проверялось в ряде экспериментальных работ (X. Лийметс, 1981 - 1985; Э. Верник, 1981; У. Кала, X. Лийметс, Э. Выханду, 1985, и др.). Лабораторные исследования малых неформальных групп учащихся могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.