Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа
Актуальность исследования. Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение
Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп учащихся
1.1 Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп учащихся
1.2 Методы исследования малых неформальных групп учащихся
Вывод к главе 1
Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп учащихся
2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп учащихся
2.2 Факторы возникновения малых неформальных групп учащихся
2.3 Практика социально-педагогической работы с малыми неформальными группами учащихся и ее совершенствование
Вывод к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
2) криминализации из-за невозможности добиться цели легально.
По направленности интересов М. Топалов так классифицирует малые неформальные группы учащихся:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- философско-мистические.
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
2) асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;
3) антисоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п. [22;256]
Основными социальными факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремление к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как стремление обрести единомышленников, оказаться в зрелищной среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы. Социологические опросы показывают, что при отрицании, неприятии форм досуга, предлагаемых подросткам обществом и государством, они, подростки, вполне удовлетворены своим альтернативным, часто асоциальным, времяпрепровождением: дворовыми, дискотечными, рок- тусовками, прогулками по городу или просмотром остросюжетных, лишенных интеллектуального содержания боевиков, сопровождением "культовых" музыкальных групп или спортивных команд и т.п.
Приверженность к насилию формируется, с одной стороны, принципами группы, с другой - давлением на подростка со стороны отца или матери. Это порождает склонность разрешать конфликты силой, готовность использовать различное вооружение в драке: "Чтобы пользоваться авторитетом в своей группе, нужно уметь хорошо драться, быть физически сильным, справедливым". А драться приходится с незнакомыми подростками, с членами других групп, со знакомыми из класса, с живущими рядом. В группе практически всегда есть лица, в прошлом осужденные или вернувшиеся из мест лишения свободы, которые оказывают криминализирующее влияние на окружающих. Иногда неформальные группы, особенно организующиеся по месту жительства, постепенно криминализируясь, преобразуются в преступные. Молодежные неформальные объединения представляют собой форму альтернативной культуры или контркультуры. Это сложное, многоплановое и динамично изменяющиеся явление, имеющее ряд специфических черт и характерных особенностей. Прежде всего, это критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстрационный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни, характерные данной субкультуре, объединению или группе. Участниками этих образований становятся молодые люди, оказавшиеся невостребованными обществом, выброшенные государством на обочину жизни. В последние годы в стране и в Москве, в частности, произошли большие изменения, связанные с общей атмосферой вседозволенности, что привело к острому росту альтернативных субкультур. И сейчас особенно актуальными являются исследования процессов, происходящих в этой сфере, прогнозирование возможных социокультурных ситуаций, выработка стратегии и тактики социальной реабилитации и культурного воспитания молодежи. Только этими средствами возможно объединенными усилиями общества и государства влиять на развитие неформальных движений и молодежных субкультур. А для этого необходимо, прежде всего, восстановление существующей до недавнего времени единой государственной системы и сети молодежных образовательных, воспитательных и культурно- досуговых учреждений, ориентированных на работу с подрастающим поколением с самого раннего детского возраста, подростков, вплоть до полного становления личности. Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы состояния и развития молодежных субкультур в условиях московского мегаполиса, необходимо определиться с используемой в данном контексте терминологией. Какое содержание мы вкладываем в понятия "культура" и "субкультура". Здесь и далее мы будем подразумевать под культурой присущую данному обществу или большой социальной группе систему ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни (и, добавим, жизненный стиль), т.е. нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа. [19;64]
Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподом.
А.Н Сухов выделяет различные спонтанные группы (компании) по характеру социальной направленности: просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).
Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.
Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, но часто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки - к пьянству, от веселого озорства - к хулиганству).
Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гипер- идентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера. В малых неформальных группах учащихся существуют свои лидеры. Лидер инициирует интересные формы совместной деятельности, планирует пути достижения цели, оказывает влияние на распределение функций членов группы, в значительной степени способствует установлению определенной эмоциональной атмосферы в группе, развивает общественную активность группы. Лидер должен остро чувствовать отношения в группе, обладать способностью формулировать не осознанную другими потребность группы. Большие товарищеские группировки, в первую очередь мальчишеские, вообще характерны для данных возрастов. Довольно часто они охватывают представителей разных классов. Таким товарищеским и дружеским общностям не следует мешать формироваться, если, конечно, основой их создания не являются дурные дела, стремление к изоляции и противопоставлению классу. Но нередко бывает, что неформальный лидер утверждает свой авторитет среди учащихся грубыми нарушениями дисциплины на уроке, начинает сознательно противодействовать учителям: ведет себя с ними дерзко и вызывающе, мешает проведению учебных занятий, провоцирует непослушание и шалости других учащихся. Активность такого неформального лидера А.Н. Сухов рекомендует не подавлять, а направлять на разумные цели, привлекать его к организации добрых дел. [28;114]
Малые неформальные группы - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи".
Выделяют следующие основные признаки неформалов:
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса;
2) Слабо выраженная внутренняя структура;
3) Большинство объединений
имеет слабо выраженные
4) Слабые внутренние связи;
5) Очень сложно выделить лидера;
6) Не имеют программы деятельности;
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны;
8) Представляют альтернативу государственным структурам;
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. [31;138]
Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:
1. Сотрудничество;
2. Оппонирование и критика;
3. Оппозиция и борьба.
Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур, течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения. [18;4]
Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют.
Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной;
Антисоциальные.- ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота;
Просоциальные неформальные клубы или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы...).
Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна - стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире).
Функцию самореализации дополняют две другие, характерные для деятельности всякой самодеятельной группы:
Инструментальная: Каждое объединение, клуб, группа, преследуют определённую цель. В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.
Компенсаторная функция: В учебном коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.[23;150]
Молодежная субкультура постоянно меняется, включает все новые компоненты, характерные для культуры времени. Вот некоторые из них:
Мажоры - советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к «яппи» и «когяру». Появились в конце 1970-х - начале 1980-х и воспринимались как антипод субкультуры «гопников». Несмотря на исчезновение ряда знаковых моментов и произошедшие изменения общественного строя, данное выражение по-прежнему остается актуальным и используется в разговорной речи. «Мажор» 1970-1980х годов - это молодой человек (девушка), имеющий высокопоставленных и/или богатых родителей (партийных деятелей, сотрудников министерств, заметных чинов милиции, КГБ, военно-промышленного комплекса, руководителей предприятий, крупных научных работников, успешных спортсменов, деятелей культуры и так далее) и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников.
Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно новом, реже - на принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле (для СССР описываемого периода, где взрослые, работающие люди, даже имея деньги, могли купить автомобиль, лишь несколько лет отстояв в очереди - небывалая роскошь), владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства и, вообще, атрибутами заграничного быта. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей - покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще - равнодушное. Мажор гораздо менее уязвим для различных жизненных неприятностей, его защищает авторитет и власть родителей. Он может не слишком стараться в учёбе (хотя откровенным лентяем и двоечником, скорее всего, не будет), позволять себе мелкие правонарушения. Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог. Он не пойдёт в армию (если только родители - не военные и его самого не хотят сделать высокопоставленным военным), либо будет служить в тепличных условиях, обычно - за границей. Благодаря родственным связям, он будет «по блату» устроен в ВУЗ, уровень которого определяется уровнем власти и связями родителей. По окончании ВУЗа он не будет распределён куда-нибудь «в глубинку», его примут на работу в солидную организацию, где он сможет расти в должности и быстро занять высокое положение, возможно, поддерживаемый работающими тут же родителями. Наиболее престижные «мажорные» ВУЗы 1970-1980 гг. - это МГИМО, филологический факультет МГУ (для девушек), факультет журналистики МГУ, Институт иностранных языков. После таких ВУЗов выпускник имел реальные шансы на получение работы, связанной с систематическими зарубежными командировками, которая считалась в СССР признаком безусловного жизненного успеха.
Готы - представители готической субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке (готик- року, дэт- року, дарквейву), мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор- литературе и фильмам.
Ранние готы отличались от панков лишь чёрным доминирующим цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя у готов ирокез был обычно чёрным и намного шире, чем у панков (выбрит только по сторонам, на висках). Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль «мэйк-апа»: очень белое лицо с большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны. Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные черные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась: теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или начала 19-го века, другие носят винил, кожу и сетку. А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный, синий, пурпурный или зеленый (чаще у кибер-готов). Наиболее используемыми материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка. Так же очень популярен фиолетовый, синий или тёмно-зелёный цвет волос. Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: всегда только черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения (как знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови, а также цвету солнца, серебро - цвет луны). У девушек яркий, выразительный стиль «Вамп» - плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот (готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева или как-либо ещё. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот» (Slave Goth или Corporate Slave Goth): чёрная деловая одежда, неброские украшения. Хотя в готической одежде и преобладают мрачные цвета, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и используемым материалом. И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, - черные плащи или камзолы с широким поднятым воротником, а-ля граф Дракула приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и длинные платья. Романтические элементы прошлых столетий часто фигурируют в готическом образе: кружева, жабо, бархат, корсеты и тд. По работам фотографа Вионы Йелегемс хорошо видны различные направления в этом стиле. B имидже готов обоих полов прическа играет весьма важную роль. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки, часто волосы красят в красный, чёрный с белыми прядями цвета. Но всё же мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ. Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую и кельтскую символику. Основным символом готической субкультуры является - анкх, египетский символ вечной жизни. Анкх вошёл в субкультуру после выхода на экраны фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто используются и другие египетские символы -такие как «Глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже. Христианская символика используется реже, по большей части в виде обычных распятий (только в более «стильном» исполнении). Широко используются кельтские кресты, различные кельтские орнаменты. Достаточно обширно представлена оккультная символика - используются пентаграммы (как обычные, так и перевёрнутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звёзды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти -украшения с гробиками, черепами, и тому подобные; часто декларируется тафофилия - любовь к кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, - множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам. Каких то определённых, используемых всеми знаков или символов не существует, здесь определяющим является эстетический аспект, а также стремление ко всему необычному (отсюда зачастую и происходит увлечение всякого рода «мрачной» символикой). Украшения в основном серебрянные или из другого белого металла. Среди этой субкультуры можно часто найти много общего с культурой БДСМ, хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой. Фетиш элементы особенно распространены среди кибер-готов.