Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:11, реферат
Структуру настоящего отчета определили две задачи, стоявшие перед исследователем:
1) проанализировать законодательство РФ на предмет наличия в нем определений термина «социальное предприятие»;
2) на основе изучения законодательства выделить инструменты государственного регулирования деятельности социальных предприятий в России.
Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного регулирования этой сферы
Анастасия Акрамовская
Введение. Предмет, структура и методология исследования
Структуру настоящего отчета определили две задачи, стоявшие перед исследователем:
1) проанализировать законодательство РФ на предмет наличия в нем определений термина «социальное предприятие»;
2) на основе изучения законодательства выделить инструменты государственного регулирования деятельности социальных предприятий в России.
Исследование проводилось
Список нормативных правовых актов приведен в Приложении 3. В тексте исследования в квадратных скобках [__] дается ссылка на номер соответствующего нормативного правового акта в списке. Приложение 1 содержит выборочный обзор определений социальных предприятий, встречающихся в законодательстве РФ. В Приложении 2 в качестве примера приведено «Положение о проведении аккредитации социальных предприятий питания» (г. Москва). В Заключении сделаны выводы и рекомендации для дальнейшего изучения законодательства РФ.
Раздел I. Законодательные определения термина «социальное предприятие» в нормативных правовых актах РФ
Российскому законодательству известны конструкции, с помощью которых в разных странах мира характеризуют такое явление, как социальное предпринимательство1. В России, например, существуют организации, использующие труд инвалидов. Их поддерживает государство (они в том числе пользуются налоговыми льготами при уплате налога на прибыль – в части средств, направленных на социальную защиту инвалидов2), если инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников и доля расходов на оплату труда инвалидов составляет не менее 25 процентов.
Другой пример – предпринимательская деятельность некоммерческих организаций (в соответствии с международной практикой коммерческие подразделения некоммерческих организаций относятся к социальным предприятиям). Российское законодательство позволяет некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует им. При этом прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, не может распределяться между учредителями (участниками), а должна направляться на достижение тех целей, ради которых организация была создана. Некоммерческая организация по общему правилу может (но не должна) для ведения предпринимательской деятельности создать коммерческую организацию (выступить ее учредителем и соучредителем). Прибыль, полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности, за редким исключением облагается налогом, как и прибыль, полученная коммерческой организацией. Налоговых льгот практически нет3.
Термин «социальное предприятие» (и производные от него) в законодательстве России используется применительно только к двум группам организаций.
1. Организации, предоставляющие товары, работы и услуги социально незащищенным категориям граждан по сниженным (по сравнению с рыночными) ценам. Это социальные предприятия розничной торговли (социальные магазины), питания (социальные столовые), бытового обслуживания (бани, парикмахерские, ремонтные мастерские и проч.). Перечни социально незащищенных категорий граждан (как правило, к ним всегда относят ветеранов, пенсионеров, инвалидов; сюда же могут быть отнесены многодетные и малоимущие семьи, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и др.), видов товаров, работ, услуг (как правило, это базовый набор продуктов питания и товаров первой необходимости, а также бытовых услуг) устанавливаются на региональном или местном уровне. Часто социальные предприятия этой группы подлежат аккредитации (как, например, в Москве и Красноярске), которая дает им определенные льготы и преимущества (скажем, налоговые льготы, льготы по уплате аренды).
Примеры определений социальных предприятий первой группы и связанных с ними терминов приведены в Приложении 1. Там же – извлечения из нормативных правовых актов с оценкой количества предприятий этой группы в Москве и Красноярске. Источником дополнительной информации о социальных предприятиях первой группы могут стать департаменты потребительского рынка и услуг администрации области/города.
Интересно, что в регионах России встречаются примеры продвижения социальных предприятий первой группы (социальных предприятий розничной торговли и бытового обслуживания) под единым, разработанным на региональном или муниципальном уровне, брэндом. Так, в Красноярске в соответствии с постановлением администрации города [1] должен быть разработан единый по стилю и дизайну логотип «Социальная поддержка» и установлен на каждом социально ориентированном предприятии бытового обслуживания.
В Кемеровской области, чтобы улучшить снабжение малообеспеченного населения продовольственными и промышленными товарами по доступным ценам, в соответствии с Распоряжением коллегии областной администрации [10] предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, потребкооперации, торговым организациям и индивидуальным предпринимателям предложено создать на базе действующих и путем открытия новых торговых объектов сеть социально ориентированных торговых предприятий – губернских рынков и магазинов. При этом торговое предприятие, получившее наименование «губернское», должно иметь:
– вывеску в единой желто-зеленой цветовой гамме с наименованием «губернское»;
– форменную одежду в единой желто-зеленой цветовой гамме для работников торгового предприятия;
– дополнительную информацию для покупателей о сниженных ценах в губернском торговом предприятии.
2. Организации, называемые в нормативных правовых актах социально ориентированными предприятиями, социально значимыми предприятиями, предприятиями социальной направленности и предприятиями высокой социальной ответственности. Это, с одной стороны, организации, которые можно отнести к социально ответственному бизнесу, с другой стороны – представляющие большую социальную значимость для региона (в силу того, что являются градообразующими или, например, единственными производителями/поставщиками социально значимых или стратегически важных товаров, работ, услуг).
Интересно, что среди организаций первой подгруппы (социально ответственный бизнес) часто проводятся конкурсы на лучшую организацию (в отрасли, регионе). При этом в качестве критериев оценки используются:
– оплата и стимулирование труда работников;
– охрана здоровья и безопасные условия труда на предприятии;
– реализация социальных программ на предприятии;
– содействие занятости населения.
В отношении предприятий второй подгруппы прослеживается следующая тенденция: то, что предприятие является социально значимым, судами признается смягчающим обстоятельством и учитывается при определении размеров штрафов, пени и иных платежей [41–44].
Примеры определений социальных предприятий второй группы также приведены в Приложении 1.
Единичным случаем употребления рассматриваемого нами термина в законодательстве РФ является Постановление мэра и городского Совета народных депутатов города Архангельска [45], в соответствии с которым в целях формирования политики в работе внешкольных учреждений, удовлетворения запросов детей и подростков Архангельска внешкольные учреждения города должны реорганизоваться в городские муниципальные социальные предприятия по работе с детьми и подростками. Похоже, что в данном контексте термин «социальное предприятие» употребляется как синоним термина «муниципальное учреждение, оказывающее социальные услуги».
Раздел II. Инструменты государственного и муниципального регулирования, поддержки и развития социальных и социально значимых предприятий (далее – СП), используемые в регионах РФ
Можно выделить две группы инструментов, тем или иным образом регулирующих деятельность социальных предприятий.
I. К первой группе относятся инструменты поддержки и развития СП.
– распространение положительного опыта лучших предприятий, ведущих производственную деятельность с учетом социальных интересов коллектива;
– формирование позитивного общественного мнения о предприятиях;
– поощрение социально ориентированных предприятий.
Примеры:
Иногда условием получения преференций (налоговых льгот, права на аренду по льготным ставкам и пр.) является заключение специального договора [Северодвинск, 17].
II. Ко второй группе отнесены инструменты регулирования, мониторинга и контроля деятельности социальных предприятий.
– инвалиды;
– молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих;
– выпускники общеобразовательных учреждений (начального и среднего профессионального образования);
– несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения, другие лица моложе восемнадцати лет, стоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, освобожденные из мест лишения свободы;
– лица, освобожденные из мест лишения свободы;
– одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
– многодетные родители, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
– женщины, воспитывающие детей-инвалидов;