Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:11, реферат

Описание работы

Структуру настоящего отчета определили две задачи, стоявшие перед исследователем:
1) проанализировать законодательство РФ на предмет наличия в нем определений термина «социальное предприятие»;
2) на основе изучения законодательства выделить инструменты государственного регулирования деятельности социальных предприятий в России.

Файлы: 1 файл

Акрамовская-правка1.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

– родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье.

 

При этом работодателям, выделяющим или создающим за счет собственных средств рабочие места в пределах установленных квот, могут предоставляться льготы по налогам и сборам, уплачиваемым в региональный (местный) бюджет [Приморский район Архангельской области, 27; Димитровград, 31].

 

Заключение. Выводы и рекомендации

В заключение хотелось бы отметить два обстоятельства:

1) в федеральном законодательстве России НЕ содержится определение (и даже упоминание) термина «социальное предприятие». Он встречается в региональных и местных нормативных правовых актах, где употребляется применительно к двум группам социальных предприятий: 1) организациям, предоставляющим товары, работы и услуги социально незащищенным гражданам по сниженным (по сравнению с рыночными) ценам, и 2) социально ориентированным коммерческим предприятиям, которые можно отнести к категории социально ответственного бизнеса, или предприятиям, представляющим большую социальную значимость для региона. При этом законодательство этих двух уровней неоднородно и содержит различные трактовки и вариации рассматриваемого в настоящей работе явления, отражающие (предположительно) в том числе особенности социально-экономического положения региона. В то же время с большой долей вероятности можно сказать, что на практике могут существовать виды (и группы) социальных предприятий, не нашедшие отражения в законодательстве. Поэтому представляется целесообразным разработать определение «социального предприятия» после изучения видов, типов и моделей их существования на практике;

2) существующее правовое регулирование деятельности социальных предприятий позволяет сделать вывод о том, что государство, тем не менее, выделяет эту категорию организаций в отдельный сегмент (группу, отрасль) и, признавая их социальную значимость, создает различные инструменты для развития социальных предприятий.

В дальнейшем, после уточнения понятия социального предприятия, представляется целесообразным более детальное («сплошное») изучение законодательства РФ на всех трех уровнях (федеральном, региональном и местном). Результатами анализа могут стать:

1. Создание библиотеки лучших практик в области правового регулирования деятельности социальных предприятий в России. При этом на базе лучших правовых актов после их доработки, в результате которой эксперты устранят выявленные в ходе их применения недостатки, могут быть разработаны модельные версии для тиражирования лучшего опыта в регионах/муниципальных образованиях. При необходимости могут быть также разработаны проекты нормативных правовых актов, устраняющих пробелы правового регулирования деятельности социальных предприятий.

2. Разработка рейтинга  регионов по уровню продвижения  концепции социального предпринимательства4. Представляется целесообразным изучить существующую систему поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в России (бизнес-инкубаторы, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, фонды поддержки, программы развития и т. д.), поскольку вполне возможно, что она может быть использована для классификации, организации сбора информации (мониторинга) и развития социальных предприятий. Так, например, недавно принятый федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [46] предусматривает:

– ежегодную подготовку доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в России, включающего в себя в том числе анализ социальных показателей их развития (пункт 13 статьи 9);

– поддержку малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления. Одним из видов поддержки признается создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов из социально незащищенных групп населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 21).

 

Приложение 1

 

Примеры определений  понятия «социальное предприятие», иных смежных и связанных с ним терминов в законодательстве РФ

 

Социальное  предприятие питания – это аккредитованная организация любой организационно-правовой формы, которая обслуживает малообеспеченных граждан, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны комплексными обедами [Москва, 40].

 

О состоянии  отрасли социальных предприятий  в Москве (информация на 2003 год) [39]:

 

«В Москве функционирует более 31 тыс. предприятий, из них розничной торговли – 17,8 тыс., общественного питания – 7 тыс., бытового обслуживания – 6,3 тыс. Обеспеченность населения в расчете на тысячу жителей по сравнению с дореформенным периодом удвоилась и приближается к уровню ведущих мировых столиц.

 

В рамках принятых постановлений и программ Правительства  Москвы осуществлен целенаправленный комплекс мер по социальной защите малообеспеченных категорий населения, совершенствованию форм и методов  их обслуживания.

 

За счет средств  бюджета в общеобразовательных  школах организовано бесплатное двухразовое  питание для учащихся 1–11 классов из многодетных и малообеспеченных семей, всем школьникам с 1 по 4 класс предоставляются горячие завтраки.

 

В 2000 году были реализованы решения Правительства Москвы по созданию аккредитованных социальных магазинов для торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также других малообеспеченных граждан. Цены на 35 наименований товаров «потребительской корзины» в них на 10–15% ниже среднегородских (по данным Мосгоркомстата), а инвалидам и участникам Великой Отечественной войны на эти товары предоставляется дополнительная скидка в размере 10%. В настоящее время аккредитовано 290 таких магазинов.

 

Открыты магазины-дискаунты, где населению предоставляются скидки на товары. Организуется работа по созданию в Москве магазинов-заказов сниженных цен типа «Утконос». В Южном административном округе города Москвы начат эксперимент по открытию магазинов в пределах «шаговой доступности» от мест проживания населения.

 

Во всех административных округах организованы ярмарки «выходного дня» по продаже населению продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно от производителей. Создаются предприятия фирменной торговли.

 

Реализуется программа по созданию системы оптовой  продовольственной торговли, мелкооптовых магазинов типа «Кэш энд Керри», направленная на сокращение звенности в поставках товаров и снижение цен в розничной сети.

 

Предприятия бытового обслуживания оказывают услуги малообеспеченным категориям населения в порядке благотворительности за счет собственных и привлеченных средств. Предоставляются льготы на услуги бань общего пользования, обеспечивается гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, организовано обслуживание малообеспеченных категорий населения в центрах социального обслуживания».

 

Социально ориентированное  предприятие бытового обслуживания населения – аккредитованное предприятие любой организационно-правовой формы, которое оказывает социально значимые виды бытовых услуг потребительского назначения повседневного спроса отдельным категориям граждан, пользующимся государственной социальной поддержкой (ветераны Великой Отечественной войны, пенсионеры, инвалиды, многодетные и малоимущие семьи, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию) [Красноярск, 1].

 

Социально значимые виды бытовых услуг – необходимые населению для удовлетворения минимальных потребительских социальных стандартов в соответствии с федеральным законодательством. Бытовые услуги с учетом потребностей населения и возможностей организации бытового обслуживания предоставляются в любых формах (выездная, срочная, в кредит, с доставкой на дом и т. д.), не противоречащих законодательству. Перечень социально значимых бытовых услуг потребительского назначения и периодичность их оказания определяются нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ [Красноярск, 1]. В качестве примера приведем перечень социально значимых бытовых услуг на территории Рязанской области [7]:

 

1. Ремонт телерадиоаппаратуры.

2. Ремонт сложной бытовой  техники.

3. Парикмахерские услуги:

– женская стрижка;

– мужская стрижка;

– детская стрижка.

4. Ремонт и обновление  обуви.

5. Ремонт одежды и  трикотажных изделий.

6. Ритуальные услуги.

7. Фотоуслуги:

– изготовление фотоснимков на документы.

8. Услуги по химической  чистке и крашению одежды, прачечные  услуги.

9. Услуги бань.

10. Ремонт мебели.

11. Услуги проката.

 

Социально ориентированным предприятием розничной  торговли является торговое предприятие, осуществляющее розничную торговую деятельность на потребительском рынке и реализующее малообеспеченным категориям граждан товары, указанные в рекомендуемом ассортиментном перечне, согласно утвержденному перечню, по ценам на 10–15% ниже базовых среднерозничных цен, сложившихся на потребительском рынке города, или торговая надбавка на которые не превышает 15%. Предприятие торговли получает статус социально ориентированного по результатам аккредитации [Красноярск, 1].

 

О состоянии отрасли социально ориентированных предприятий розничной торговли в Красноярске [9]:

 

«Развивается сеть социально ориентированных предприятий розничной торговли, объединяющая в настоящее время около 100 магазинов.

 

Социальная  направленность аккредитованных магазинов: местное самоуправление несет практически полную ответственность за предоставление социальных услуг населению. В условиях насыщенного рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления населением продуктов питания и материальных благ, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг.

 

В результате социологического исследования на тему "Деятельность социально ориентированных  предприятий розничной торговли г. Красноярска как фактор укрепления доверия населения к городской власти" было выявлено, что население ожидает от местных органов власти помощи в решении социальных проблем и обеспечении основными видами товаров. У 50% красноярских семей почти две трети потребительских расходов приходятся на покупку продуктов питания, что определяет высокую зависимость уровня потребления в этих семьях от изменения цен на продовольственные товары.

 
В целях обеспечения  граждан с низким уровнем доходов  доступными по цене товарами была создана  система аккредитации социально  ориентированных предприятий. Для получения статуса аккредитованного социально ориентированного предприятию необходимо отвечать требованиям, которые строго контролируются, в их числе: установление минимальной торговой надбавки на товары, входящие в рекомендуемый ассортиментный перечень; наличие прямых договоров поставки товаров с товаропроизводителями и оптовыми поставщиками.

 

За  период действия Концепции развития потребительского рынка статус социально  ориентированного предприятия получили около 100 магазинов. Общая площадь помещений, предназначенных для социального торгового обслуживания населения, составляет более 44 тысяч кв. м. Магазины, входящие в сеть, ежедневно посещает около 48 тысяч горожан. В среднем за год экономия денежных средств на одного человека составляет от 3,5 до 6 тысяч рублей.

<…>

 

2006–2010 годы следует рассматривать как период качественных преобразований на потребительском рынке г. Красноярска. Для достижения основной цели Концепции необходимо решение следующих задач:

<…>

– формирование социально ориентированной системы обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения; контроль деятельности социально значимых объектов торговли».

 

Социальная  инфраструктура – создает материально-вещественные и социально-культурные условия жизнедеятельности людей и охватывает отрасли экономики, оказывающие различные услуги населению, обусловленные его потребностями [Красноярск, 9].

 

Социально и экономически значимые (для региона) предприятия. Для придания предприятию статуса социально и экономически значимого [для Приморского края] должно соблюдаться хотя бы одно из перечисленных ниже условий [Приморский край, 2]:

 

  • предприятие относится к приоритетной отрасли экономики Приморского края;
  • выпускаемая продукция или оказываемые услуги относятся к предметам повседневного спроса или к предметам стратегического назначения;
  • не менее 20 процентов от общего объема продукции (услуг) отправляется на экспорт;
  • наличие на балансе предприятия объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры общей оценочной стоимостью не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда;
  • размер обязательных платежей в бюджеты всех уровней и фонды составляет не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда в год;
  • на финансирование благотворительной деятельности направляется не менее 25 процентов от уровня, разрешенного налоговым законодательством Российской Федерации.

 

Социально значимые предприятия – предприятия и учреждения всех форм собственности, осуществляющие социально значимую для города деятельность (в том числе являющиеся при этом низкорентабельными и убыточными) [Екатеринбург, 5]. Социально значимое предприятие может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и структурным подразделением объединения, коммерческого центра и иметь любую организационно-правовую форму. К социально значимым предприятиям относятся [Екатеринбург, 6]:

Информация о работе Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного р