Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение комплекса методов социальной защиты инвалидов и их анализ.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
Исследовать проблему социальной защиты инвалидов;
Рассмотреть социальные и медицинские характеристики современной инвалидности, сущность, основные направления, методы социальной защиты инвалидов основные направления и методы;
Проанализировать проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

Совершенстование социальной защиты инвалидов.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)


 








 

 

Рис. 1 Проблемное поле инвалида

 

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает республиканские власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры.27 На сегодняшний момент положение дел свидетельствует о том, что интересы людей с ограниченным возможностями и других маломобильных категорий учитываются. В первую очередь речь идет о доступности сооружений и зданий для инвалидов. Простой ряд требований должен находиться под контролем экспертов, которые обязаны вести проверку над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

Закон говорит о том, что власти не имеют право выдавать лицензии всем автотранспортным предприятиям, отказывающимся оснащать свои автобусы подъемниками. Требования инвалидов должны учитываться властями и при проектировании плана благоустройства населенных пунктов, их улиц и перекрестков. Это касается и обустройства аэропортов, тротуаров, железнодорожных и автовокзалов, дорожный переходов. Спецоборудования должны быть установлены в туалетах. Такая практика практически во всем мире стала обычным делом.

Хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» был принят довольно давно, существует барьер в его реализации.  Декларация положения данного закона, которая гласит, что «организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на практике является недействительным, так как отсутствуют механизмы реализации.  Помимо этого отсутствуют четкие определения ответственности за неисполнение закона, не предусмотрены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социальной инфраструктуры.

Таким образом, недостаток контроля над исполнением, неверная расстановка приоритетов позволяет сделать вывод: беспрепятственная реализация социальных программ, обеспечивающих здоровую среду для инвалидов, находится на стадии формирования.  Например, среди препятствий к внедрению разработанных градостроительных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако это скорее проблема недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

В соответствии с законодательством  о социальной защите инвалидов в России им предоставляется значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.28

По форме  предоставления:

  • Имеющие «моральную» форму (преимущественное или первоочередное право в чем-либо).
  • Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарствами или бесплатное пользование поликлиниками).
  • Имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).

По периодичности  предоставления:

  • Имеющие одноразовый характер или предоставляемые с большой периодичностью (бесплатная установка телефона, капитальный ремонт или предоставление жилой площади).
  • Имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг).
  • Имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или в два года в междугородном транспорте, санаторно-курортное лечение или его компенсация).
  • Имеющие постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).

По категориям льгот:

  • По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий.
  • По получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений.
  • По коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию.
  • По медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному   лечению,   обеспечению   лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
  • По обеспечению транспортными средствами и оплате проезда.
  • По трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.
  • По пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений.
  • По получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

В реальности большее  количество граждан России с ограниченными  возможностями не получают должной помощи, что лишь мешает им вернуться к нормальной и полноценной жизни, к трудовой деятельности.

В России права людей  с ограниченными возможностями  на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы (хотя право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.29

Таблица 1 - Удельный показатель стоимости отдельных льгот, предоставляемых  инвалидам (тыс. руб.)

 

 

 

 

Наименование льгот

 

Удельный показатель стоимости предоставляемой льготы в расчете на одного получателя в месяц

1

Капитальный ремонт принадлежащих  жилых помещений

263,2

2

Внеочередная бесплатная установка квартирного телефона

114,1

3

50- процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы)

12,0

4

50-процентная скидка  в оплате коммунальных услуг  (в пределах нормативов потребления)

39,2

5

50-процентная скидка  в оплате вневедомственной охраны

17,9

6

Бесплатное пользование  при выходе на пенсию поликлиниками

34,1

7

Бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача

32,0

8

50-процентная стоимость  лекарств по рецепту врача

16,1

9

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов и других протезно-ортопедических изделий

42,9

10

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов

36,2

11

Бесплатное обеспечение  санаторно-курортными путевками

280,0

12

Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского  транспорта

41,1

13

Бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения

53,0

14

50-процентная стоимость проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения

26,0

15

Бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном  автомобильном транспорте

82,9

16

Бесплатный проезд один раз в два года или 50-процентов стоимости проезда раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте

41,0

17

50-процентная скидка  за пользование телефоном и  радиотрансляционной точкой

3,1

18

50-процентная скидка со стоимости проезда на железнодорожном, водном, воздушном и междугороднем автомобильном транспорте в осенне-зимний период (с 1 октября по 15 мая)

 

11,2


 

Провозглашаемая политика в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями и ее реализация различны и не имеют строгой согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством необходимые условия жизни.

В соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан люди с ограниченными возможностями имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими  изделиями,  средствами передвижения  на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Дополнительным этапом медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Комплекс, который находится в России, не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией дифференцированный подход к применению природных лечебных факторов позволил провести рациональную медицинскую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инвалидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Люди с ограниченными возможностями имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и медицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки инвалидами нередко растягивается на годы.

Различают социально-медицинскую  и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вторая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором — государственные и муниципальные органы здравоохранения.

В сфере реализации инвалидами своего социального и юридического права на здоровье, необходимо согласовывать усилия различных ведомств, добиваться их повышенного взаимодействия.

Конституция Российской Федерации провозглашает в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище.30 Жилищная политика в отношении инвалидов является важнейшим моментом, который затрагивает вопросы доступной среды жизнедеятельности.

Малоимущие и иные категории граждан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплатно или за доступную плату.31 К таким гражданам, конечно, относятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Обеспечение инвалидов  жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ».32 В дополнение к закону было принято Постановление Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», которое действует и на территории РБ.

Основные положения  таковы:

  • льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду, они не зависят от группы и причин инвалидности;
  • инвалиды могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;
  • при предоставлении жилого помещения семьям и инвалидам, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации ИПР;
  • дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;
  • предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Несмотря на то, что  инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — право на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»33 и «О занятости населения в Российской Федерации», направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для реализации этого права необходима активная государственная поддержка, направленная на содействие занятости инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными возможностями на рынке труда остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоящее время, служит установление органами исполнительной власти РБ квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организационно-правовых форм. По информации Министерства труда и социального развития РБ, в 2008 году в рамках установленной квоты трудоустроено около 1200 инвалидов.34

Информация о работе Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе