Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение комплекса методов социальной защиты инвалидов и их анализ.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
Исследовать проблему социальной защиты инвалидов;
Рассмотреть социальные и медицинские характеристики современной инвалидности, сущность, основные направления, методы социальной защиты инвалидов основные направления и методы;
Проанализировать проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

Совершенстование социальной защиты инвалидов.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 - Затраты Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на трудовую реабилитацию инвалидов, млн. руб.

 

 

2006

2007

2008

2009

План

-

6630

7,5

15,39

Факт

2981,52

5299,33

Н/д

Н/д


 

Таблица 3 - Финансирование политики социальной защиты инвалидов  из средств Государственного фонда  занятости населения в 2012 г., млрд. рублей

 

Статьи расходов

 

Израсходовано средств фонда занятости  на финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов всего:

в том числе:

 

18,6

на поддержание доходов

в том числе:

на выплату пособий

на выплату материальной помощи и иной

помощи

 

 

6,1

 

1,01

на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию

из них на выплату стипендий

0,5

0,2

на финансовую поддержку

в том числе:

на сохранение рабочих мест

на создание дополнительных рабочих  мест

на субсидии для организации  собственного дела

 

 

2

2,6

0,4

на социальную адаптацию

0,8

на финансирование общественных работ

0,06

на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур для инвалидов

 

1,8


 

Одно из основных отраслей поддержки людей с ограниченными возможностями - профессиональная реабилитация. Это важнейшая составная часть государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация с их последующим трудоустройством с точки зрения экономики выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Профессиональные подготовка и образование инвалидов – важные аспекты реабилитации. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на должном уровне и не гарантируют их конкурентоспособность, порой выпускают заведомо невостребованных специалистов. В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

  • специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют   профессиональную   ориентацию   инвалидов,   не обладают  информацией о показаниях  и  противопоказаниях  к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания людей с ограниченными возможностями;
  • инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало, что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной профессиональной сфере;
  • специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения не актуальны и не гарантируют дальнейшее трудоустройство с высокой заработной платой;
  • образовательные учреждения не приспособлены под людей с ограниченными возможностями, чьи психосоматические особенности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и особой методики обучения.

В сложный и долгий процесс реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.

В соответствии с установленной  квотой для приема на работу работодатели обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В таком случае некоторым категориям работодателей гарантируется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 40% инвалидов, обладают правом на льготное налогообложение, финансовое и материально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 60% — освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, налога на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.

Размер государственной  пенсии исчисляется как производная  от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при наступлении инвалидности вследствие военной травмы, — 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

  • инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, детям-инвалидам -   100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности   1-й степени, - 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудовую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сумма ее базовой, страховой и накопительной частей.

Таблица 4 - Пенсионное обеспечение  инвалидов

 

 

2006

2007

2008

2012

Численность пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности, (тыс. чел.)

 

4

 

4,4

 

4,8

 

4,9

Средний размер назначенной  пенсии с учетом компенсационных  выплат (тыс. руб.)

 

11,45

 

22,8

 

30

 

34

Численность пенсионеров, получающих социальные пенсии, (тыс. чел.)

 

1,1

 

1,1

 

1,2

 

1,2

Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат (тыс. руб.)

 

7,72

 

14

 

24,89

 

27,4


 

 

 

Таблица 5 - Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного пенсионного фонда в 2012мг., млрд. руб.

 

 

 

 

Статьи расходов

 

 

Общая сумма назначенных  пенсий за год

 

Общая сумма назначенных  компенса-ционных выплат за год

 

Общая сумма назначенных  пенсий и компенса-ционных выплат за год

Соотношение размера  компенса-ционных выплат и назначенных  пенсий

%

Инвалиды, получающие пенсии по старости

563,2

162

725,44

2,8

Матери инвалидов с  детства, воспитывающие их до восьми лет, получающие пенсии на льготных основаниях

34,2

14,5

48,8

4,2

Пенсионеры по инвалидности

1260

629,1

1889,5

4,9

Пенсионеры по инвалидности из числа военнослужащих

25,8

11,9

37,7

4,6

Пенсионеры, получающие социальные пенсии

в том числе:

222

191,2

413,4

8,6

Инвалиды с детства

191

132,8

323,8

6,9

Инвалиды вследствие общего заболевания

7,6

20

27,8

26,3


 

Несовершенство существующей системы финансового обеспечения политики в отношении инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.

Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду - законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.

Все остальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с ограниченными возможностями, не гарантируют обязательности финансирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.

Согласно республиканскому законодательству, социальное обслуживание - это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.35

В России социальными услугами могут воспользоваться бесплатно:

  • одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума;
  • инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;
  • инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных  видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются  только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное  учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

Комплекс мер, которые  связаны с социальным обслуживанием  населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

 

 

    1.  Реабилитация инвалидов

Основой политики в отношении инвалидов является их реабилитация, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам, под реабилитацией понимается процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.36 Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения.

Наличие функциональных ограничений у инвалидов приводит к социальному ущербу. С целью  компенсации последствий инвалидности для личности, семьи и общества реабилитация должна обеспечить их восстановление или уменьшение. Важное значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, надежды и интересы.

В сложных современных  социально-экономических условиях в Российской Федерации, а, следовательно, и в РБ действует закон «О социальной защите инвалидов в РФ».37 Целью закона является создание основ системы реабилитации инвалидов как составной части охраны общественного здоровья для обеспечения гарантий и условий, посредством которых возможно восстановление и компенсация нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.

Данный закон создает  правовые гарантии для организации  и развития системы реабилитации инвалидов; определяет права, обязанности, полномочия, ответственность и осуществляет правовое регулирование отношений физических и юридических лиц в области реабилитации инвалидов; обеспечивает защиту нрав граждан на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; разграничивает компетенцию в области реабилитации инвалидов между органами государственной власти и управления различных уровней.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических  мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию  ограничений жизнедеятельности, вызванных  нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

Информация о работе Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе