Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:39, реферат
Цель исследования - провести анализ манипуляций и управления в организациях.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы управления и манипулирования.
Проанализировать процессы манипулирования в бизнесе.
Определить особенности манипулирования в соотношении руководитель-подчиненный.
Провести исследование психологического коллектива и личности руководителей в ОАО "Одилак".
Формы манипулирования: афера, махинация, мошенничество, интриги, мистификация, провокация и д.р. [8]
Глава 2. Анализ процессов и методов манипулирования в бизнесе
Проанализируем разные процессы, происходящие в бизнесе с точки зрения наличия манипулятивных действий.
В управлении есть три основные составляющие: планирование, организация и контроль. В каждом из этих элементов свои манипулятивные моменты[9].
В планировании руководитель
должен уметь "забрасывать"себя на
несколько лет вперед, чтобы увидеть
то будущее, в котором он со своей
командой окажется. Кто-то может разглядеть
перспективы 10-20 лет, а кто-то с большим
трудом может увидеть лишь то, что
произойдет через месяц-два. Дело в
том, что руководитель действительно
должен уметь создавать виденье
будущего, т.к подчиненным это
бывает сделать порой просто невозможно.
Не они ведь (как они считают) должны
планировать рост и движение основных
и оборотных средств, которые
им не принадлежат. Во всяком случае, даже
если их об этом попросить, они это
сделают намного хуже и все
равно оставят
Руководитель должен уметь
планировать и ставить
Надо сказать, что эмоции, которые вызывает чья-то манипуляция, обычно бывают негативными. Именно поэтому мы чувствуем себя "как-то не очень". Кому понравятся такие щипки снизу, как, например, "Ты как всегда медленно соображаешь" или "Не тормози, думай побыстрее", или "Тебе мозгов не хватит получить эту должность"[10].
Организуя и контролируя выполнение каких либо действий исполнителей, руководителю манипуляций не избежать. Ведь именно благодаря им он может ускорять процесс, пощипывая людей за их струны. С точки зрения тайм-менеджмента умение противостоять манипуляциям может очень существенно экономить наше время. Очень часто манипулятор, который точно знает, чего он хочет, втягивает нас в свою игру, смысл которой нам очень часто бывает непонятным. И, не желая выглядеть в его глазах как-то неподобающе, мы "ведемся" на игру и попадаем в его силки вместо того, чтобы вовремя поставить заслон манипуляции и не терять время на выпутывание себя из сетей.
Способов противостояния довольно много. Это и прямая конфронтация. Это и такие психологические виды борьбы, как самбо и айкидо. Это и умение задавать вопросы, рассчитанные на точность и блокирующие действия манипулятора. Это и контроль эмоций. Это и прояснение целей манипулятора. И уточнение его действий. Всему этому можно научиться. Кто-то сказал "Манипуляторами не рождаются". Мастерами противостояния манипуляциям тоже не рождаются[11].
Современный этап развития бизнес-отношений не раз доказывал, что повышение сопричастности персонала организации прямым образом влияет на выходные показатели эффективности. Ведь простое денежное стимулирование, как известно, имеет свои пределы, а офисный сотрудник желает трудиться и зарабатывать в соотношении уровень накопления/уровень потребления.
Тем не менее в рамках
эффективности предприятия
В связи с этими сложностями руководитель весьма часто, осознанно или бессознательно, так или иначе, использует техники скрытого влияния на сотрудника. Иными словами, происходит манипулирование. Чаще всего манипулирование в рамках соотношения руководитель - подчиненный выражается в нескольких аспектах: окружение руководителя предметами власти и авторитета, создание атрибутики, различного рода симулякров организации.
Давайте остановимся на
первом аспекте - окружение руководителя
предметами власти и авторитета. Начнем
с того, что увольнение из организации
достаточно трудный шаг для сотрудника.
Вместе с тем, если руководитель придерживается
более авторитарного стиля
На помощь созданию стиля
власть держащего чаще всего идут
в ход материальные предметы, особенно
предметы роскоши: мебель (комфортное
кресло руководителя и неудобный
стул подчиненного, чтобы тот больше
испытывал неудобств при
Однако не только этим можно ограничиться. В последние годы особенно процветает создание симулякров корпоративной культуры. Первым атрибутом здесь служит форма сотрудников - идентичный внешний вид, с одной стороны, может негативно сказаться на самоопределении работника, однако заставляет его пожертвовать частью личной индивидуальности в пользу корпоративности. Примеров масса - это сети общественного питания, где на поверку ни о каком коллективе не может быть и речи и все трудятся на менеджера всяческими доносами на своих коллег и сотрудников (оно и понятно, в США после инцидента, когда один сотрудник настучал на другого, они продолжают спокойно общаться). Это предприятия промышленного характера, где общая форма не только цель корпоративизма, но и больше как обязательный атрибут техники безопасности.
Возможно, именно поэтому истоком духа общности является рабочий коллектив, взращенный в стенах предприятий. На сегодняшний день еще одним популярным механизмом манипуляционного воздействия является соблюдение ритуалов, своего рода безрелигиозное сектантство. К ним вполне можно отнести ежедневное исполнение гимна (сейчас и российские компании зачастую заказывают профессиональным композиторам написать для них корпоративный гимн) [13].
Истоки, скорее всего, нужно искать в японской модели ведения бизнеса, так как нигде в мире не был повторен опыт производства без брака продукции. Более того, самоотдача персонала в японской модели несоизмеримо выше и проистекает не столько из характера сопричастности коллективу сотрудников, сколько из психологии и менталитета. Японцы не видят себя без работы на предприятии и обычно не могут брать отпуск более чем на неделю.
Не является исключением
также различный
Особенный интерес представляет собой так называемое ситуационное манипулирование (или экологическое манипулирование), а также микрополитические аспекты управления. Микрополитическое управление выражается в серии продуманных шагов руководителем в отношении подчиненных, которые так или иначе подразумевают манипуляционные технологии, применение системы двойных стандартов, психологическое подталкивание к нужному решению в рамках организационного проекта (не без участия намеренной утраты обратной связи или дезинформации подчиненных). Ситуационное, или экологическое, манипулирование сотрудниками в организации проистекает из способности руководителя отслеживать внешние факторы и их изменения в реальном времени и способно использовать технологии манипуляции (инструментарий весьма обширен и использует как психологические аспекты (память, внимание, чувства, стереотипы), так и манипуляционное моделирование (модели манипуляции В.П. Пугачева и Р. Чалдини, а также труды Е.Л. Доценко и С. Кара-Мурзы).
Глава 3. Исследование психологического климата коллектива и личности руководителей в ОАО "Одилак"
"Одилак" ("Одинцовский лакокрасочный завод") является одним из старейших предприятий отрасли Московского региона. Стодвухлетняя история завода неразрывно связана не только с историей Страны, но и судьбами народа - народа-труженика, народа-созидателя.
Поступательное развитие
предприятия и в периоды
Сегодня предприятие оснащено
высокотехнологичным
В процессе деятельности ОАО "Одилак" ежедневно возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с высокими нравственно-психологическими травмами.
Известный факт, что решение
одной проблемы часто само собой
ведет к решению с ней
Конфликты внутри предприятия практически не имеют места быть, несмотря на то, что предприятие имеет огромную задолженность по заработной плате перед персоналом, условия труда не удовлетворительны, а никаких мер по разрешению ситуации не проводится. Дело в том, что работники практически смирились с такими условиями своего места работы, и понимают бесполезность своих протестов. Те, кто не желает мириться с таким положением дел просто начинают искать новое место работы.
Итак, один из возможных конфликтов происходит между работниками ОАО "Одилак" и руководством, иначе говоря, это конфликт между личностью и группой.
Хронологическая структура конфликта на предприятии:
Неудовлетворенность работников условиями труда и оплатой труда.
Руководство мер по его
решению не предпринимает (со стороны
руководства происходит уклонение
и игнорирование претензий
Подчиненные мирятся с тем, что их требования неудовлетворенны.
В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта. Их проявление заключается в неудовлетворенности работников, высокой текучести кадров, снижении производительности труда, нежелании работников принимать творческого участия в деятельности предприятия, вносить свой собственный вклад, незаинтересованности кадров в контактах и сотрудничестве с управленческими структурами.
Кроме того, сложная структура
управления приводит к тому, что
движение информации внутри предприятия
затруднено, поэтому возникают
Информация о работе Анализ процессов и методов манипулирования в бизнесе