Анализ состояния лифтостроения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время качество жизни населения находится на особом контроле у руководства нашей страны. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы главной целью текущей пятилетки является повышение качества и уровня жизни населения. В интервью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусским телеканалам 27 января 2006 г. подчеркивается: «Сейчас нам необходимо это созданное суверенное и независимое государство приспособить к людям. Для того, чтобы любой другой наш гражданин, каждый человек жил в этой среде и понимал – ему комфортно, ему удобно».
Целью данной работы является проведение анализа состояния лифтостроения в Республике Беларусь, анализ эффективности деятельности отрасли на примере РУП завод «Могилевлифтмаш» и определение перспективы развития лифтостроения Республики Беларусь на ближайшие 5 лет, а также разработка путей повышения эффективности функционирования предприятий лифтостроения в нашей стране и механизма их реализации.

Файлы: 1 файл

последний вариант диплома.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

              При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Важнейшими факторами повышения эффективности производства здесь выступают:

   - ускорение научно-технического  прогресса,  повышение  технического уровня производства, производимой и осваиваемой  продукции  (повышение ее качества), инновационная политика;

   - структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство потребительских товаров,  конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений  (приоритет  реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

   - совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях;

   - усиление социально-психологических факторов, активизация     человеческого  фактора  на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

В зависимости от места и сферы реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической  науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на  две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны предприятия и неконтролируемые факторы, к которым предприятие может только подстроиться. Вторая группа факторов – это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, налогообложение, льготы по налогам и т.д.

Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в  плане технического и организационного совершенствования  производства  –  снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости  и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения  издержек производства и прирост прибыли и рентабельности,  прирост  производственных  мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.

              Управление эффективностью и рентабельностью  производства  в  условиях рынка предполагает  как  разработку  и  реализацию  текущих  планов,  так  и разработку прогнозов, контроль и  анализ их реализации.  При этом важно учитывать фактор времени: время, которое  необходимо,  чтобы  новый  продукт или услуги вышли на рынок; время,  необходимое  для  освоения  и  реализации новых  идей,  изобретений   и   рационализаторских   предложений,   освоения производства новой продукции и ее снятие с производства и замены  новой  или существенно модернизированной продукцией.   

              Предприятия  уделяет  должное  внимание  развитию  производства   на перспективу и направляет необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.

Помимо   того, предстоит обеспечивать  внедрение новейшей  техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепление порядка и дисциплины, стабильность трудовых коллективов.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. Предстоит создать и оснастить производство оборудованием, обеспечивающее высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов.

Повышение эффективности производства рассматривается как достижение достаточной прибыльности производства безотносительно к сфере деятельности и производимой продукции.

Как одно из мер эффективности государственного регулирования является регулирование налогового законодательства. Анализируя эффективность принятых изменений в налоговом законодательстве по итогам работы за 1 квартал 2007 года, можно отметить что:

- в связи с отменой платежей чрезвычайного налога для ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательных  отчислений в государственный фонд содействия занятости, взимаемых от фонда заработной платы, производимых единых платежом организацией, уменьшена налоговая нагрузка на 0,6% (исчисленный налог составил бы 457 млн.рублей).

- в соответствии с Законом №190-З организациям, применяющим метод определения выручки по отгрузке, предоставлено право на вычет сумм «входного» НДС только на основании первичных учетных документов установленного образца полученных и выданных в установленном законодательством порядке, без факта оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам, в результате упрощены расчеты по НДС и составление книги покупок. Возврат превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, над суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на собственности составил 688 млн.руб.

- по закону РБ от 19.12.1991 №1319-ХII «О налоге на добавленную стоимость» не признаются объектами налогообложения и не подлежат налогообложению обороты по реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, приобретаемые без НДС. В результате налог на добавленную стоимость, подлежащий возврату в соответствии с Положением о порядке возврата НДС, утвержденным Указом Президентом Республики Беларусь от 15.06.2006г. №397 составил в сумме 226 тыс.руб.

Поддержка национального производителя относится к традиционным приоритетам белорусской власти. В свое время государство в непростых условиях переходной экономики приняло ответственное решение и, аккумулировав необходимые ресурсы, помогло модернизировать целые отрасли: нефтехимию, машино- и автомобилестроение.

Прежде основанием для получения льгот становилось тяжелое финансовое положение предприятий. Сэкономленные в результате этих преференций средства направлялись на погашение текущей задолженности.

Согласно Указу Президента РБ №36 от 23.01.2003 «О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей» заводу предоставлена рассрочка погашения задолженности по обязательным платежам в ФСЗН в сумме 867,4 млн.руб. и экономическим санкциям и пеням в сумме 1347,4 млн.руб. В результате своевременной уплаты предприятием текущих платежей и рассроченных платежей согласно утвержденного графика, отсроченная задолженность в сумме 1347,4 млн.руб. списана в июне 2004 года. ИМНС предоставлена рассрочка погашения задолженности по экономическим санкциям и пеням в сумме 885,4 млн.руб., 25.07.2006г. задолженность в сумме 442,7 млн.руб. списана, остаток задолженности 442,7 млн.руб. 

              Государство с помощью предоставления налоговых льгот и других мер поддержки может стимулировать развитие экономики на важнейших и перспективных направлениях. Естественно, что оказание государственной поддержки связано с уменьшением доходов бюджета. Но, если льгота предоставляются временно и используется эффективно, то в дальнейшем можно ожидать увеличение платежей в бюджет на длительную перспективу. В 2006 году большое внимание уделялось государственной поддержке реального сектора экономики.

Президент отметил, что белорусская экономика должна быть максимально адаптирована к тем условиям, которые ожидают после вступления во Всемирную торговую организацию, а также в случае вступления в ВТО нашего основного партнера – Российской Федерации. Беларусь должна сделать свою экономику еще более открытой, а товары – конкурентоспособными, поэтому помощь, выделяемая государством, должна направляться прежде всего на техническое перевооружение предприятий, освоение новых технологий.

              В целях создания условий для увеличения объемов выпуска и реализации товаров (работ, услуг) РУП завод «Могилевлифтмаш», в условиях Указа Президента №69 от 03.02.2006 «О стимулировании в 2006 году развития промышленного производства»,  освобождался от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль, налога с пользователей автомобильных дорог, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, подлежащих уплате в 2006 году, по сравнению с суммой налогов, подлежавших уплате в соответствующий период 2005 года, скорректированных с учетом изменений налогового законодательства в 2006 году и увеличенных на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2006 год (коэф.=1,1) и установленное Министерством промышленности задание по росту объема производства продукции (108,0%).

              Условием стимулирования производства для предприятия было не только выпустить дополнительный объем продукции, но и реализовать его с получением прибыли. Это заставляет предприятие наиболее эффективно использовать свои производственные мощности, загрузка производственных мощностей на 01.01.2007 года составила 88,0%, на 01.01.2006 года -87,0%.             

С введением в действие Постановления Совета Министров РБ № 864 от 04.08.2005 предприятие с начала 2006 года приобретает продукцию непосредственно у российских заводов-изготовителей, что сказалось на снижении доли материальных затрат (снижение материалоемкости составило минус 23,3%).  

              Для расширения рынков сбыта дополнительно произведенной продукции использовались не только  возможности завода, но и различные возможности развитой дилерской сети. В настоящее время потребность в лифтовом оборудовании на рынке Республики Беларусь остается постоянной, поэтому необходимо было расширять действующую сеть торгово-сервисных центров (дилерских организаций), как в Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, так и в Литве. Это позволило предприятию увеличить объемы реализации на экспорт, которые составили в 2006 году 156,5%, а также получить сальдо внешнеторгового баланса в размере 46 млн.долл.

В результате эффективной работы предприятия темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах за 2006 год составил 155,4% при задании Министерства промышленности 108,0%. Сумма представленной государственной поддержки за год составила 8368 млн. рублей, которая была направлена на пополнение собственных оборотных средств и закупку высокотехнологичного оборудования.

Достигнутая положительная динамика показателей развития предприятия позволила улучшить структуру баланса. Коэффициент текущей ликвидности с 1,32 на 01.01.2006г. увеличился до 1,79 на 01.10.2006г., что выше нормативного 1,70, коэффициент обеспеченности собственных оборотных средств с 0,06 увеличился до 0,34, что выше нормативного 0,3. Все это говорит о платежеспособности предприятия. Часть дополнительно высвободившейся прибыли была направлена на капитальные вложения, что позволило  увеличить объем инвестиций в основной капитал, которые составили 14,0 млрд. руб. при задании Минпрома 8,15 млрд.руб., что сказалось на уменьшении показателя износа с 84,6% до 77,1%.

Выполнение в 2006 году показателя рентабельности реализованной продукции на уровне 22,7% сказалось на значительном увеличении отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий, которые составили 4558 млн.руб. против 267 млн.руб. в 2005 году. Для увеличения объемов производства созданы новые рабочие места,  обеспечен рост заработной платы и соответственно отчислений в соцзащиту (13,1 млрд. руб. против 8,5 млрд.руб. в 2005 году) и подоходного налога из заработной платы (3,9 млрд.руб. против 2,3 млрд.руб. в 2005 году).

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что стимулирование промышленного производства для предприятия и государства является взаимовыгодным процессом: предприятие укрепило свои позиции на рынках сбыта, увеличило валюту баланса, обновило основные производственные фонды и обеспечило рост поступлений в бюджет в размере 21,3 млрд.руб. или  в 1,5 раза больше, чем в 2005 году.

 

 

 


3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ лифтостроения Республики Беларусь

 

3.1. Перспективы развития лифтостроения в Республике Беларусь на современном этапе

 

В настоящее время РУП завод «Могилевлифтмаш» производит более 60 моделей электрических лифтов грузоподъемностью от 100 кг до 5,0 т и скоростью движения кабины от 0,25 м/с до 1,6 м/с, все компоненты которых (за исключением электродвигателя главного привода лифта) изготавливаются на заводе. В 2006 году произведено 6300 штук лифтов, а также с учетом номенклатуры выпускаемых лифтов, завод входит в тройку основных поставщиков лифтового оборудования на российский рынок (после Щербинского лифтостроительного завода, г. Щербинка Московской области и Карачаровского механического завода, г. Москва), на котором в настоящее время присутствует порядка 7 заводов российских и более 8 инофирм.

Сохранение наших традиционных рынков сбыта возможно только при оперативном решении следующих проблем:

1. В условиях жесткой конкуренции на российском рынке первостепенной задачей для РУП завод «Могилевлифтмаш»    является   доработка  и   проведение сертификационных испытаний существующих  60 моделей лифтов на соответствие вновь принятым в 2003 году российским «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03. 

Практически принятие   новых ПУБЭЛ в РФ потребовало разработки новых моделей лифтов. Такие работы в настоящее время проводятся специалистами РУП завод «Могилевлифтмаш» за счет собственных финансовых средств. В ноябре 2004 года проведены сертификационные испытания 2-х новых моделей лифтов ПП-0463Б и ПП-0401Б, которые полностью соответствуют  новым ПУБЭЛ. Полное решение этого вопроса позволило применять новые технические решения и в других моделях лифтов.

Информация о работе Анализ состояния лифтостроения в Республике Беларусь