Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:51, реферат
Цель работы – анализ анкетного опроса.
Для изучения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть виды анкетирования;
- рассмотреть виды вопросов анкеты;
- проанализировать последовательность вопросов анкеты;
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Анкетирование - широко распространенный инструмент социологического анализа ………………………………………………………….5
2. Последовательность вопросов………………………………………….8
3. Расположение коммуникативных блоков анкеты……………………..15
4. Оформление анкеты…………………………………………………….18
5. Конструктирование анкеты с учетом стиля респондента……………21
6. Почтовый опрос…………………………………………………….…...24
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников и литературы………………………... 28
Понятие анкетирование
Основные требования к анкетированию
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Анкетирование - широко распространенный инструмент социологического анализа ………………………………………………………….5
2. Последовательность вопросов………………………………………….8
3. Расположение коммуникативных блоков анкеты……………………..15
4. Оформление анкеты…………………………………
5. Конструктирование анкеты с учетом стиля респондента……………21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………... 28
Понятие анкетирование
Основные требования к анкетированию
Порядок проведение анкетирования
Введение
На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе - что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме - социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии.
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Опрос - самый распространенный
метод сбора первичной
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме оно может быть прямым ("лицом к лицу") и опосредованным (по телефону).
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Актуальность темы: анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Объект исследования – анкетный опрос.
Предмет исследования –особенности анкетного опроса.
Цель работы – анализ анкетного опроса.
Для изучения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть виды анкетирования;
- рассмотреть виды вопросов анкеты;
- проанализировать
последовательность вопросов
Для написания своей работы использовала методы научного исследования - анализ, синтез и системный подход.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы, включающей в себя 12 источников.
1. Анкетирование - широко распространенный инструмент социологического анализа
Анкета - наиболее широко распространенный инструмент социологического анализа. Грамотно составленная анкета - не просто любой набор вопросов. Существуют определенные правила ее составления, требования к ней. Лишь при соблюдении этих условий мы можем получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.
Различают следующие виды анкетирования:
а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым
- прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале );
- почтовый (рассылают анкеты по почте );
- раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).
В первых двух
случаях (заочное
б) по месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым (или аудиторным);
в) по уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).
Начинаться анкета должна с краткого обращения к участнику опроса, в котором указывается: кем и с какой целью проводится анкетирование, как заполняется и как возвращается заполненная анкета; выражается просьба принять участие в опросе.
После обращения следует основная часть анкеты, состоящая из целевых вопросов, которые можно разделить на три категории:
а) контактные вопросы - они нужны для привлечения внимания респондентов к опросу;
б) основные вопросы - направлены на получение главной информации, необходимой для решения задач исследования;
в) заключительные вопросы - они снимают психологическое напряжение у респондента, создают уверенность в полезности проведённого опроса.
Завершается анкета паспортичкой - несколько вопросов, касающихся социально-демографических особенностей опрошенных (пол, возраст, образование, место жительства).
Правильно оформленная анкета должна заканчиваться выражением благодарности респонденту за участие в опросе.
При анкетировании (или анкетном опросе) респондент (тот, кто отвечает на вопросы) дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкете. Анкета (от франц. enquete - рассмотрение) состоит из введения и блоков вопросов, каждый из которых логически и связан с центральной проблемой исследования. Введение анкеты содержит информацию о том, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, гарантию анонимности информации, инструкцию по заполнению анкеты и способу ее возврата. Основная (содержательная) часть анкеты включает в себя собственно вопросы, относящиеся к определённому блоку и постепенно раскрывающие содержание исследуемой темы.
Для успешного проведения анкетирования важно уметь использовать различные формы его организации (индивидуальное или групповое, очное или заочное), учитывая их достоинства и недостатки. Так, при групповом анкетировании как правило бывает 100%-й возврат анкет, а при индивидуальном возврат гораздо меньше. При групповом анкетировании имеется возможность опросить сразу целую группу людей, но искренность ответов может быть меньшей, чем при индивидуальном. Проводя заочное анкетирование (например, прессовый опрос), следует помнить, что в нём примут участие, как правило, только люди, очень заинтересованные изучаемой проблемой.
После завершения
сбора социологической
Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную. Большие - с использованием техники. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета и т.д.1
В любом случае необходимо начинать с процедуры количественного обобщения и упорядочения первичной информации, содержащейся в анкетах. Здесь в первую очередь используется построение таблиц распределений, а также схем и графиков.
После получения
результатов математического
На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
Главным недостатком анкетного опроса является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Поэтому метод анкетный опрос не является гибким.
2. Последовательность вопросов
Первоначально список скорректированных вопросов воспроизводит логику исследователя, содержащуюся в программе. Это обстоятельство может существенно затруднять процесс общения, так как очевидной становится тенденциозность исследования. Кроме того, возникают и трудности иного рода.
Участие в опросе представляет
собой для респондента
В анкетах используются различные виды вопросов.
Анкетные вопросы можно разделить на основные и дополнительные. Первые раскрывают основную проблему исследования. Вторые помогают решить дополнительные задачи.
По форме вопросы анкеты могут быть:
- открытые вопросы;
- закрытые вопросы;
- прямые и косвенные вопросы;
- контрольные;
- контактные и буферные вопросы;
- вопросы – фильтры;
Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые очерчивают контекст высказанных суждений. Изменение границ сопоставления суждений ведет к изменению акцентов: доминирующие пункты информации могут оказаться на периферии, периферийные - передвинутся в центр внимания опрашиваемого.
Другой недостаток открытых вопросов - трудности
обработки данных.
Пространные ответы предполагают последующую
группировку и часто квантификацию, а
контент-анализ ответов - процедура сложная
и трудоемкая. Но самое главное - здесь
требуется высокое искусство «расшифровки»
реальных смыслов, вкладываемых респондентами
в их суждения, ибо «практическое сознание»
не является прямым аналогом теоретического,
которое социолог использует в подобных
операциях контент-анализа.
Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов ; они позволяют
более строго интерпретировать ответ.
Рамки соотнесения оценок и суждений определяются
здесь набором единых для всех опрошенных
вариантов ответа.
Исследователь имеет более надежные основания,
чем при открытых вопросах, сопоставлять
данные в равных условиях. Появляется
возможность не только выяснить содержание
суждений, но и измерить интенсивность
оценок, шкалируя их по каждому варианту.
Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов ведут к тому, что они чаще используются исследователями, иногда без достаточных оснований. Главное же основание выбора меры стандартизации ответов на вопрос - уверенность исследователя в том, что предлагаемая им схема ответа максимально полно соответствует потенциальному разнообразию возможных мнений опрашиваемых. Такую уверенность можно приобрести лишь при условии тщательного пилотажа – опробовании различных форм опросников до начала сбора основной информации.