Анкетный опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Цель работы – анализ анкетного опроса.
Для изучения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть виды анкетирования;
- рассмотреть виды вопросов анкеты;
- проанализировать последовательность вопросов анкеты;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Анкетирование - широко распространенный инструмент социологического анализа ………………………………………………………….5
2. Последовательность вопросов………………………………………….8
3. Расположение коммуникативных блоков анкеты……………………..15
4. Оформление анкеты…………………………………………………….18
5. Конструктирование анкеты с учетом стиля респондента……………21
6. Почтовый опрос…………………………………………………….…...24
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников и литературы………………………... 28

Понятие анкетирование
Основные требования к анкетированию

Файлы: 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:

Главное – максимально  предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: «Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...». Важно отвести должное место для комментария и уточнений. Рекомендуется приближенно оценить, сколько строк займет комментарий, и утроить эту величину. Если в анкете не предусмотрено достаточное место для ответов на открытый вариант вопроса, он «не работает».

Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:              

 а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие.

Поэтому правило 1: первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить.

Поэтому правило 2: подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной.

Отсюда правило 3: все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в  одной фразе.

Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения  оценок.3

Нельзя печатать всю  серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею - серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

Список предложенных ответов иногда столь обширный, что  опрашиваемые устают по мере продвижения  к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на три блока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам - в другой.

Полного совпадения данных, полученных из вопросов закрытого и  открытого типов, не бывает. Специальные  методические эксперименты указывают  на то, что информация, получаемая из ответов на открытый и закрытый вопросы, относительно идентична при ранжировании каких-то объектов (например, предпочтений телепрограмм, видов досуговой деятельности и т. п.), но существенно разнится при оценке степени разнообразия взглядов и позиций опрашиваемых; широты и разнообразия предпочтений; богатства мотивировок тех или иных действий и т. п.

Интерпретация сведений, получаемых путем анализа советов  на закрытые вопросы с использованием контрольных - открытых, существенно богаче, более развернута и обоснованна.

Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.

Эффект излучения. Принцип  расположения вопросов по мере нарастания их сложности, а затем убывания не лишен и определенных недостатков. Но не только предполагает, что респонденты в своих рассуждениях о предмете опроса будут придерживаться той же системы координат, что и социолог, но и не учитывает, что каждый вопрос воспринимается не сам по себе, не изолированно, а в контексте с другими. Таким образом, признать, что ответы на простые вопросы служат только получению ответов и для респондента оказываются способом разминки, - значит существенно упростить процесс работы с анкетой.

Когда все вопросы  логически взаимосвязаны и последовательно  сужают тему, у респондента возникает  определенная установка, согласно которой  он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние  вопросов называется эффектом излучения  или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.

В анкете используются прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы направлены на выражение отношений респондента к различным сторонам анализируемой проблемы. Они требуют высказать его собственную позицию. Косвенные вопросы обычно задаются тогда, когда прямые вопросы не вполне удобны. Это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон жизни человека, когда можно предположить, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы.

Нередко в анкету включаются контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответов, определить их искренность и достоверность.

В анкетах встречаются  также функционально-психологические вопросы (особенно, если анкета имеет значительный объем). К функционально-психологическим относятся контактные вопросы и вопросы буферные.

Контактные вопросы. Любое общение начинается с фазы адаптации 
(приспособления), в процессе которой социолог реализует важные цели: создает у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их к исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам, знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.

Социологи осознают значение первого вопроса и стремятся  сделать его наиболее простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его -установление контакта с респондентами. Такая особенность отдельных ответов на вопросы, как их взаимообусловленность, позволяет социологу рассчитывать, что если респондент работает с первым вопросом, он может продолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу необходимо уделить особое внимание.4

Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.

Вовсе не обязательно, чтобы  контактные вопросы содержали искомую информацию. Главная их функция - в облегчении взаимодействия. Ответы на контактный вопрос вовсе не обязательно вовлекать в научный анализ в связи с содержательными проблемами.

Буферные вопросы. Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме. Но даже в рамках одной  темы обсуждаются различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы с  одной темы на другую могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление. Чтобы освободить респондента от подобных ощущений, в анкете используются так называемые буферные вопросы.

Буферные вопросы предназначены  для смягчения взаимовлияния  вопросов в анкете. Они играют роль своего рода «мостиков» при переходе с темы на тему. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: «Свободное время - это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы».

С помощью буферного вопроса (в  такой функции здесь выступал не собственно вопрос, а преамбула  к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Тем самым, но использует простое и в то же время достаточно эффективное средство для создания у них впечатлений о большей симметричности общения.

Еще в анкетах  могут использоваться вопросы-фильтры. Они нужны, чтобы отсеять или, наоборот, выбрать из всех респондентов нужных (компетентных) людей для ответа на какие-нибудь особые вопросы.

Завершая обсуждение значения функционально-психологических  вопросов в конструкции анкеты, отметим: как и любые другие, их формулировки могут оказаться небезразличными для респондентов и, следовательно, влиять на содержание и наличие их ответов. Знание социологом, что тот или иной вопрос выступает как функционально-психолгический, еще не обеспечивает того, что он исполнит свою роль так, как предполагается, чтобы предположения социолога оправдались, необходимо проводить специальные методические эксперименты в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расположение коммуникативных  блоков анкеты

 

 

Под коммуникативными блоками  имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно  на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о  ее заполнении, выражении благодарности  и некоторых других.

Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую»  функцию, задает определенное направление  мыслям читателя. Так, несколько лет  назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Другое дело, если эти  эпиграфы подчеркивают роль общественного  мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).5

Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что  любой текст, предназначенный для  восприятия кем-то помимо автора и побуждающий  к каким- либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах  обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый...» и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.

Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько  чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально- демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Так как ее вопросы  являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в  начале, либо в конце анкеты. 
Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором --- наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

Если же решено объективкой  анкету начать, то не следует сразу  задавать социально-демографические  вопросы. Целесообразным и более  вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

Для любого вежливого  человека естественно в конце  общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в  конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», 
«Благодарим за участие в исследовании» и т. п.

Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько  интересным, полезным или своевременным  считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).6

Информация о работе Анкетный опрос