Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Беспризорность и безнадзорность
1.1 Понятие беспризорность и безнадзорность………………………………………………………. 6
1.2 Связь между беспризорностью и безнадзорностью……………………………………………………..10
1.3 Беспризорность и безнадзорность в России…………………...16
1.4 Проблема социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в условиях трансформирующегося российского общества………………………………………………21
Глава 2. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
2.1 Правовые основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних …………………………25
2.2 Профилактика беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации …………………………………………………………24
Глава 3. Социальный проект……………………29
Заключение…………………………………33
Список использованной литературы………………………………………………….38
К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.
В эту эпоху судебных реформ в России сформировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы.
В России беспризорность
приняла угрожающий характер после
1-й мировой войны и
Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие.
В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921-1922 годах - 540 тысяч детей. Применялись такие формы работы с беспризорными детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.
Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы.
Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей. Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось более 280 детских домов, 420 «трудовых коммун» и 880 «детских городков».
Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной войны.
К концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами «детская безнадзорность» и «преступность несовершеннолетних».
Модель советского «счастливого
детства» эпохи сталинизма представляла
собой слаженный
Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т.д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления). Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.
Дома ребенка, детские дома также не всегда могли обеспечить детям - беспризорникам прохождение всех этапов «эталонной» социализации, поскольку находились в тяжелом материально-бытовом положении. Все это способствовало распространению аномального поведения среди детей (бегство из детских домов и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т.д.). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений. Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый круг. Оступившись и попав в криминальную среду, он обычно не мог выйти из нее. Так, государственная политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовало ее росту.
Новый всплеск беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей).
Таким образом, детская беспризорность и безнадзорность и их решения - явления не новые в нашей стране. Накоплен опыт по формированию системы реабилитации безнадзорности и беспризорности детей. Важнейшей задачей современного российского государства является решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни российского общества.
1.4 Проблема социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в условиях трансформирующегося российского общества
Социальные и экономические проблемы российского общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом чего является нарушение нормального процесса социализации ребенка, рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Учет безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних предельно затруднен, т. к. многие из них не имеют постоянного места жительства, постоянного институционализированного занятия и т.д. Их цифра постоянно колеблется и складывается, преимущественно, на основе данных, получаемых от социальных служб и органов правопорядка.
В основном это дети из неблагополучных семей, где родители ведут асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы), воспитанием детей не занимаются. Ребенок без надзора более подвержен влиянию негативных социальных факторов и усвоению негативного социального опыта и своевременное выявление, изъятие из такой «семьи», применение мер, направленных на успешную социализацию, его социальную адаптацию - является важнейшей задачей.
Выстраивание работы по социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков и их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних, организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности.1
Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации в целом. Именно поэтому для своей адаптации и интеграции они нуждаются в социально организованном влиянии, направленном на активное включение в социум, соответствующее потребностям ребенка. Такое социально-организованное влияние, направленное на успешный процесс социальной реабилитации, адаптации, интеграции и социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляется, согласно Федеральному Закону №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Анализ существующей литературы показал, что тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, еще мало изучена. Анализ нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.
Это актуализирует проблему социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних как особой социальной группы с целью их успешной интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества. Вместе с тем существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех ее возрастных этапах. Для решения этой проблемы в стране разрабатываются государственные программы по переводу детей из приютов под опеку или на воспитание в семью. Современная система государственных учреждений для таких детей неэффективна с точки зрения и адаптации к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора своей взрослой социальной роли.
Для улучшения сложившейся
- разработка и внедрение
- более тесное межведомственное взаимодействие, координация и сотрудничество социальных учреждений, организаций и служб в работе с категорией безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления, непосредственно на уровне учреждений. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.
Глава 2. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
2.1 Правовые основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Ключевыми задачами в
решении проблем детской
Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В развитие положений, касающихся
организации и осуществления
деятельности по профилактике семейного
неблагополучия, социального сиротства,
беспризорности, безнадзорности, содержащихся
в законодательных актах
В 2009 г. федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В целях совершенствования
правового регулирования
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования на федеральном уровне контроля и надзора в сфере образования подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации о Правилах осуществления контроля и надзора в сфере образования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. №116).
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и др.