Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Беспризорность и безнадзорность
1.1 Понятие беспризорность и безнадзорность………………………………………………………. 6
1.2 Связь между беспризорностью и безнадзорностью……………………………………………………..10
1.3 Беспризорность и безнадзорность в России…………………...16
1.4 Проблема социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в условиях трансформирующегося российского общества………………………………………………21
Глава 2. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
2.1 Правовые основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних …………………………25
2.2 Профилактика беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации …………………………………………………………24
Глава 3. Социальный проект……………………29
Заключение…………………………………33
Список использованной литературы………………………………………………….38
Растущая из года в год безнадзорность детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.
В зарубежных странах существуют различные категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных и лечебных учреждениях,
Работа с детской
беспризорностью и
В настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Глава 3. Социальный проект
Социальный проект
«Школа Подросток»
Цель - повышение уровня
социальной адаптации безнадзорных подростков.
Планируемые результаты:
1. Снижение эмоционального психологического напряжения;
2. Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
3. Выполнение попечительских функций;
4. Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;
5. Способствование личностному росту, самораскрытию.
Состав группы - разнополые дети и подростки с небольшой разницей в возрасте, от 11 до 17 лет, социальные педагоги, психологи, воспитатели, родители или законные представители.
Обоснование необходимости проведения социального проекта:
Социальный проект «Школа Подросток» предназначен для безнадзорных подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению.
Основные этапы и виды деятельности по проекту.
Форма проведения - Групповые занятия (не исключает возможность осуществления индивидуального подхода). Частота занятий – два раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение (анализ, выход из рабочей ситуации).
Программа рассчитана на 10 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 20 часов).
Вводная часть и завершение рассчитаны примерно на четверть всего времени занятия. Остальное время уделено основной части.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно - два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой не обсуждаются.
Средством решения задач проекта служат групповые дискуссии и ролевые игры.
В ходе групповой дискуссии
участники обучаются умению управлять
групповым процессом обсуждения
проблемы. В процессе такой работы
участники приобретают
В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. Игровой характер ситуации раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующее за игрой подробное обсуждение усиливает обучающий эффект.
План график реализации социального проекта «Школа Подросток»
№ |
Название занятия |
Содержание занятия |
Инструментарий |
Количество занятий |
1 |
Презентация |
Презентация проекта «Школа Подросток» |
Помещение, экран, компьютер, проектор, презентация, фотоаппарат |
1 |
2 |
Диагностика |
Выявление способностей. Тест на стрессоустойчивость, Психодиагностический тест |
Диагностические тесты |
1 |
3 |
Тренинги |
1)Приветствие 2)Разминка 3)Основная часть 4)Обсуждение занятия 5)Завершение |
Дневники , бейджики, карандаши, ручки, фломастеры, ватман, газетные листы, листы для записей и т.д. |
4 |
4 |
Автобиография |
Каждый участник пишет в дневник о своем прошлом, настоящем и будущем |
Дневники, ручки |
1 |
5 |
Дискуссии |
Обсуждение различных тем, связанных со спецификой учащихся |
Помещение, стол, стулья, ватманы, дневники, доска для наглядного воспроизведения |
3 |
6 |
Завершающее |
Вручение сертификатов и подарков детям, напутственные речи, воспоминание о занятиях, вынесение положительного опыта из «школы». |
Сертификаты, фотографии, фотоальбомы |
1 |
7 |
Постскриптум |
Урок патриотического |
1 |
Прежде чем адаптировать и применять тренинг, включенный в проект к его участникам, нам необходимо было провести диагностику для выбора оптимальной формы работы и тематики дискуссионных занятий. Для этого мы применили 2 диагностических теста:
Всю суть социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением можно свести к профилактике, коррекции и реабилитации. Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.
Коррекционная же деятельность представляет из себя социально-педогогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Что же касается реабилитации, то следует сказать, что социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Необходимые ресурсы для реализации проекта.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2. Сборник законов и нормативных актов. - М.: Юрист, 2000.
3. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 2004. –
4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками
5. Министерство образования и науки //http://mon.gov.ru
6. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // МК. – 2007
7. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. - 2007. - №2.
8. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. - М.: «Союз», 2006
9. Хлобустов О. Об
опыте борьбы с детской
10. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы
1 Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 2007г.
1 Сборник законов и нормативных актов. - М.: Юрист, 2000.
2 Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
1 . Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей // Социальная педагогика. - 2007. - №1.
1 . Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993.
3 Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский)
1 . Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // МК. - 2010.
1 . Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. - 2007. - №2.
1 Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными // Нескучный Сад. - 2009.
1 см. в приложении
1 . Министерство образования и науки //http://mon.gov.ru