Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:47, реферат
С конца XX века коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира.
Защита конституционного строя, обеспечение мира и согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости, создание необходимых условий для поступательного экономического развития – важнейшие приоритеты белорусского государства.
В стране поставлен заслон попыткам антиконституционных действий, искусственного нагнетания социальной напряженности, проявлениям экстремизма и национализма.
Борьба с коррупцией в Беларуси
(Информационный материал в помощь докладчикам, членам ИПГ)
Введение
С конца XX века коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира.
Защита конституционного
строя, обеспечение мира и согласия
в обществе, реализация принципов
социальной справедливости, создание
необходимых условий для
В стране поставлен заслон попыткам антиконституционных действий, искусственного нагнетания социальной напряженности, проявлениям экстремизма и национализма.
Руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы.
Под руководством Главы государства в республике ведется широкомасштабная и бескомпромиссная борьба с коррупцией, ставшей в ХХI веке глобальной проблемой международного масштаба.
Мировой опыт показывает, что коррупция активно процветает, когда государство испытывает серьезные трудности в развитии либо находится в стадии модернизации и переходит к новым способам управления экономикой и другими важнейшими сферами жизнедеятельности.
Поэтому не случайно на состоявшемся 13 ноября 2008 г. совещании по вопросам эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко заявил: «Базовый принцип нашей политики – государство для народа. И ради достижения этой цели я не отступлю от решительной борьбы с коррупцией – ржавчиной, способной втянуть страну в пропасть экономических и социально-политических потрясений».
Выступление Главы государства
в очередной раз подтвердило
неизменность и жесткость позиции
власти к любым коррупционным
проявлениям в республике. Оно
вызвало большой общественно-
Понятие, формы, виды коррупции
и ее влияние на развитие общества
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
В научной, учебной, общественно-публицистической
литературе, в некоторых нормативно-
Данное понятие нашло свое отражение в разных словарях и энциклопедиях. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В «Политическом словаре»: коррупция – это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».
Закон о борьбе с коррупцией, принятый на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.), определяет коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.
Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.
В настоящее время выделяются следующие виды коррупции:
административная коррупция – намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам;
бытовая коррупция – является разновидностью административной коррупции и порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. Это различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи;
деловая коррупция – неформальные
платежи при возникновении
корпоративная коррупция – межфирменные подкупы работников коммерческих структур;
партийная коррупция – отстаивание интересов бизнеса через теневое финансирование партийных боссов.
В мировой практике выделяется
и такая разновидность
Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция.
В послевоенный период эту
форму коррупции активно
Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй. Нельзя понять природу глобализма, если не осознавать, что США – американская империя, это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой данного процесса.
В конце прошлого столетия
коррупционные механизмы
Классическим примером в этом плане является то, что после прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.
Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно, при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.
Так было и во времена перестройки,
в ходе которой проходила не просто
модернизация, а коренная ломка общественных,
государственных и
Помимо прямого негативного влияния на экономические процессы коррупция воздействует на социально-политический аспект.
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.
С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране.
Ее пагубные последствия
заключаются и в том, что она
размывает такие важнейшие
Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.
Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;
разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;
создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
образование на различных
уровнях комиссий, координационных
советов и совещаний по борьбе
с преступностью и коррупцией;
специальных информационно-
обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
Создана прочная законодательная
база, определяющая систему мер и
принципы борьбы с коррупцией, конкретные
организационные, предупредительно-
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).
С учетом изменившихся условий
и накопленного практического опыта
противодействия коррупционным
проявлениям в нем дано уточненное
правовое определение понятия «
Очерчен круг субъектов коррупционных
правонарушений, на законодательном
уровне определена система мер борьбы
с коррупцией и предупреждения коррупции,
а также перечень как правонарушений,
создающих условия для
Действие данного Закона
распространяется на должностных лиц
практически всех организаций негосударственной
формы собственности. Определен
ряд ограничений и специальных
требований для государственных
должностных лиц, закреплены полномочия
и права в сфере борьбы с
коррупцией специальных подразделений
органов прокуратуры, внутренних дел
и государственной
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.
Законом также конкретно
определены государственные органы
и иные организации, участвующие
в борьбе с коррупцией. Таковыми
являются: Комитет государственного
контроля и его органы; Государственный
таможенный комитет и его таможни;
Государственный пограничный
Согласно статье 4 Закона, борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.
С целью обеспечения
В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».
В интересах дальнейшего
совершенствования и