Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа
Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;
ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......... ………………………………
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных
детей…... ……..................
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством
детей………………………………………………………...
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности…………………………………………
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37
ВВЕДЕНИЕ
В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Проблемы детской
Эта социально-педагогическая проблема, присуща не только России, за рубежом она получила название «дети улицы», которая существует в большинстве крупных городов мира. Она является в определенной степени признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных институтов, призванных осуществлять социальную поддержку детей и подростков. Однако данный феномен присутствует и в странах с развитой экономикой и отлаженными службами социального обеспечения, из этого следует необходимость, углубленного изучения всех факторов, определяющих уход и вовлечение детей в уличную жизнь в условиях местной специфики.
Различные аспекты рассмотрения и решения проблем безнадзорности, беспризорности, бродяжничества рассматривали в свои работах современные авторы: Е.Б. Бреева, В.Ф. Журавлев, О. Кольцова, А.А. Молчанов, А.Н. Никифоров, П.Д. Павленок, А. Пентыхов, В. Петренко, Н.М. Платонова, С.А. Стивенсон, .А. Шахина.
Теоретическая значимость и новизна исследования. В результате исследования систематизированы научные представления о бродяжничестве и беспризорности как социально-педагогической проблеме. Характеристика таких понятий как бродяжничество, беспризорность, социальная сирота составят основу для последующего теоретического осмысления изучаемой проблемы.
Объект исследования – бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Предмет – профилактика и предупреждение бродяжничества и беспризорности.
Цель – рассмотреть
Задачи исследования:
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;
4. Определить формы и методы работы с беспризорностью и бродяжничеством.
1. Понятие
«бродяжничество» и «
Правовые и социально политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
Одной из ключевых проблем России в настоящее время остается проблема социального сиротства. Дети, лишенные собственных семей по разным причинам (алкоголизм или наркомания родителей, насилие или просто острое социальное неблагополучие в семье, пренебрежение интересами и правами ребенка), становятся сначала безнадзорными, а в дальнейшем с высокой долей вероятности и беспризорными.
Н.М.Платонова определяет понятие «бродяжничество» как скитание лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города [18, с. 6]. По ее мнению, бродяжничество необходимо рассматривать как одну из крайних форм социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин оказались в самых низших слоях общества [21, с. 49].
Е.Б. Бреева, опираясь на результаты эксперимента, выявили неосознаваемые индивидом мотивы бродяжничества [1, с. 44]. По мнению автора, бродяги не осознают мотивов перемены места своего проживания и учебы, хотя и приводят различные противоречивые мотивировки. Неосознанная необходимость смены своего окружения – это стремление избежать самоидентификации в группе, так как любое участие в совместной деятельности ведет к некоторой определенности, соотнесению себя с другими участниками группы.
Таким образом, основным мотивом и личностным смыслом бродяг является стремление к сохранению своей субъективно-личностной и социальной дезидентификации.
Детское бродяжничество бывает:
– случайным (ребенок возвращается в семью, столкнувшись с тяготами реальной уличной жизни);
– устойчивым (бездомные собираются в шайки, часто основанные на жестком подчинении лидеру) [18, с. 7].
Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут из дома от проявления различных форм насилия. Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери. Ежегодно четверть миллиона российских родителей подвергаются мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. Кризисные явления во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, фактически выталкивают детей на улицу.
Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве. Часто она начинается с того, что ребенок неоднократно после конца уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. В больших городах дети скрываются в кварталах, где их часто нельзя найти неделями, так как они прекрасно умеют прятаться, присоединяясь к шайкам других детей. Страсть к бродяжничеству опасна потому, что не позволяет ребенку, а затем и взрослому, нигде остановиться, ни на работе, ни в семье. Он должен бродяжничать, так как не может иначе. Нет места на земле, которое могло бы его удержать; нет той любви, которая могла бы его привязать; никакое наказание не помешает прорваться его страсти [16, с. 9].
Это механизм, когда бродяжничество является следствием несформировавшейся внутрисемейной, а, следовательно, и субъективно-личностной идентификации. Но в реальной жизни возможен и обратный путь: бродяжничество служит отправной точкой для постепенного выпадения человека из обычного ритма жизни, «обрастания» асоциальными наклонностями, разрушения уже сложившегося самоопределения личности.
Бродяжничество может
Первые публикации в прессе о детской беспризорности в современной России появились в 1993 г. В них говорилось о необходимости создания «Армии спасения детства», так как ни в одной стране мира не отмечалось такого количества детей, брошенных своими родителями. Появился специальный термин – «социальное сиротство», который раскрывал феномен детей-сирот при живых родителях. Такой термин был выбран неслучайно, он подчеркивал, что в жизни общества происходят своеобразные мутационные изменения, приводящие к потере родительского инстинкта [18, с. 8].
В российских законодательных актах детская беспризорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся внутри детской безнадзорности в связи с отсутствием у ребенка места жительства или места пребывания.
Согласно Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Понятие «беспризорность» определяет положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Отличительными признаками такого статуса являются:
– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками и уход из семьи;
– обитание в местах, не предназначенных для человеческого проживания;
– отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства и определенных занятий;
– бегство из воспитательных учреждений;
– добывание средств для существования не признанными в обществе способами (попрошайничеством, воровством, проституцией);
– ранняя алкоголизация и наркомания [18, с. 77].
Для более глубокого понимания феномена детской бездомности было введено понятие «уличность». Под уличностью подразумевается проживание на улице (или в притоне), удовлетворение основных жизненных потребностей своими силами, практически полное отсутствие контроля за жизнью ребенка со стороны законных представителей.
Группой неправительственных организаций (НПО) было предложено следующее определение уличных детей: беспризорник, или уличный ребенок, – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его (ее) обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты [18, с. 78].
Точный учет беспризорных детей крайне затруднен. Многие родители не всегда подают заявления в милицию об «ушедших на улицу и не вернувшихся детях». В местный и оперативный розыск объявляют, прежде всего, детей и подростков, сбегающих из детских домов, интернатов, приютов, специализированных образовательных учреждений.
Безнадзорные и беспризорные – это дети, в отношении которых были грубо нарушены основные права ребенка, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения [20, с. 14].
В настоящее время в России не действуют многие положения Конвенции о правах ребенка, в частности касающиеся права детей на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); ответственности родителей за воспитание детей (ст. 8); принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст. 3) и др. Кроме того, не предусмотрена надежная правовая защита от жестокого обращения и преступных посягательств по отношению к детям в семье.
С 1991 г. началась приватизация жилых помещений, причем до августа 1994 г. права несовершеннолетних при приватизации не учитывались. Малоимущие стали продавать приватизированные квартиры, в результате чего многие дети оказались выброшенными на улицу и стали бомжами.
Нарушения жилищных прав детей приобрели массовый характер. Наиболее характерные из них:
– выселение при сносе домов;
– нарушение порядка «ордерования» общежитий;
– непризнание за детьми права на квартиру;
– всевозможные сделки с жильем, в результате которых дети оказываются на улице.
Дети фактически несут имущественную и моральную ответственность за неудавшиеся браки их родителей. Пункт 2 ст. 292 Гражданского кодекса и пункт 4 ст. 31 Жилищного кодекса позволяют выселять «в никуда бывших членов семьи собственника жилья». Жилищные права бывших жен и детей военнослужащих нигде не прописаны, что ведет к многочисленным нарушениям их прав. Дети военнослужащих, как и их родители, не имеют постоянного места жительства и регистрации. Права на служебное жилье они также не имеют.
Росту детской беспризорности и безнадзорности способствует продолжающийся системный кризис института семьи, проявляющийся в увеличении числа разводов и неполных семей, в ухудшении морально-психологического климата в отношениях между детьми и родителями, росту различных форм насилия, что приводит к глубокому нарушению прав детей [18, с. 79].
Кризис института российской семьи привел к росту числа асоциальных семей с низким уровнем благосостояния. В условиях хронической невыплаты заработной платы, безработицы многие семьи с детьми, которые можно было отнести к маргинальным слоям, оказались на грани выживания. Возникло явление, когда пьющие родители стали использовать своих детей как добытчиков пропитания (чаще с помощью попрошайничества, проституции или воровства)
Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема