Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа
Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;
ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37
Самое сложное направление деятельности центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. В конфликтных семьях психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социального патронажа. После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).
Социальные приюты оказывают помощь в создании жизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных и постоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.
В учреждениях временного содержания (детские приёмники) находятся дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 при необходимости немедленной их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие из спецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.
Основные цели социального приюта - организация временного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, дальнейшее устройство. Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени социальной запущенности, отстают в психосоматическом развитии, имеют посттравматические синдромы, например:
- «дети улицы», дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;
- большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;
- подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
- почти у всех имеются различные хронические заболевания;
- многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;
- у многих детей отмечается задержка психического развития [18, с. 112].
Диагностика начинается с установления личности ребёнка, места проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая и медицинская диагностика, задача которой выявить интересы и проблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации.
Социально-реабилитационная
работа с детьми начинается с того,
что их лечат, избавляют от педикулёза,
учат пользоваться ванной, постельным
бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое
внимание уделяется также
Подготовка ребёнка к школе - важное условие его адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо имелись большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. У большинства из них нет приятных ассоциаций со школой, а иногда она просто ненавистна им.
Эти дети, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать. Поэтому общеобразовательную подготовку необходимо вести строго индивидуально и взвешенно. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к ней, других можно направить в школу и помочь её посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д.
Одна из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, восстановить широкий спектр их отношений с миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи, собственной значимости [10, с. 53].
Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приёмные семьи, либо государственные воспитательные учреждения - детские дома и школы-интернаты.
Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.
В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для него важным условием социальной реабилитации.
Важнейшим методом борьбы с беспризорностью в рамках педагогического подхода является создание специализированных центров по профилактике беспризорности на основе общеобразовательных школ, детских домов, интернатов, инспекций по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив - носитель ценностей, которые распространяются на коллектив детей. Если дети долго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. Преодолевая себя, подросток совершает подвиг духа. Помочь ему в этом - главная задача педагога.
Центры педагогической коррекции работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:
- собственно центры, работающие по определенным направлениям в зависимости от проблем детей;
- специально подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений. Специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
- техническое оснащение
диагностического центра и
- широкая информация учителей,
социальных служб, семей,
- взаимосвязь центров
Центры педагогической реабилитации ориентированны для работы с различными категориями людей, нуждающимися в педагогической реабилитации, - восстановление утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.
Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жертвами насилия. В современных условиях таких людей, к сожалению, много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и поэтому растет необходимость развития специальной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и практического опыта работы с различными категориями жертв насилия.
В мировом опыте универсальным методом социальной работы с бездомными и беспризорными детьми является уличная социальная работа. К ее преимуществам относят:
– охват большого количества детей, нуждающихся в помощи;
– возможность реальной оценки их ситуации, а также потребностей и проблем.
Основными направлениями деятельности уличных социальных работников являются:
– организация питания (подвижная, доставляемая периодически, стационарная);
– оказание материальной, гуманитарной помощи в виде обеспечения одеждой, обувью, книгами и т.д.;
– оказание медицинской помощи и поддержки (первичного лечения, взятия анализов, направления на лечение, принятия душа, стирки белья и т.д.);
– индивидуальная профилактическая работа по недопущению роста количества безнадзорных детей и подростков и вовлечения их в уличную среду;
– работа команд специалистов (врача, психолога, социального работника) на улицах города в местах обитания бездомных и безнадзорных подростков и т. д.
Таким образом, существует разветвленная сеть учреждений, функционирующих в области социально-педагогической коррекции и профилактике беспризорности. Все вышерассмотренные институты имеют различия в принципиальной схеме функционирования, структуре аппаратов, но их главная цель - сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, включающую:
- безопасность, защиту ребёнка от внешних угроз - жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
- защиту законных прав
и интересов ребёнка,
- психологическую и
- диагностику деформации
в личностном развитии и
- комплексность и
- личностный подход, индивидуальную
работу с ребёнком на основе
имеющихся условий воспитания
и уровня его физического,
- восстановление, коррекцию
и развитие у ребёнка
- содействие возвращению в семью;
- возможность получить образование;
- заботу о дальнейшем
трудоустройстве,
6. Практическая часть
Особое значение имеет предупреждение безнадзорности и бродяжничества среди несовершеннолетних. Данная задача стоит не только перед органами социальной защиты, но и перед Подразделением по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полицейских по Благовещенскому району.
Задачи ПДН ОМВД России по Благовещенскому району:
– выявить семьи и
– проведение мероприятий, направленных на профилактику пьянства, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;
– организация работы с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними;
– выявление и устранение причин и условий способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, оздоровлению неблагополучия в их семьях;
– осуществления взаимодействия с органами государственной власти и иными государственными органами, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Также в г. Благовещенске работает Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», в котором есть отделение профилактики безнадзорности детей и подростков. Оно создано с целью социального патроната дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоречивому поведению, социальной помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.
Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема