Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37

Файлы: 1 файл

Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.docx

— 88.27 Кб (Скачать файл)

Самое сложное направление  деятельности центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. В конфликтных семьях психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социального патронажа. После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Социальные приюты оказывают  помощь в создании жизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных и постоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

В учреждениях временного содержания (детские приёмники) находятся  дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 при необходимости немедленной их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие из спецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.

Основные цели социального  приюта - организация временного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и  подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, дальнейшее устройство. Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени социальной запущенности, отстают в психосоматическом развитии, имеют посттравматические синдромы, например:

-  «дети улицы», дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;

-  большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;

-  подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

-  почти у всех имеются различные хронические заболевания;

-  многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;

-  у многих детей отмечается задержка психического развития [18, с. 112].

Диагностика начинается с  установления личности ребёнка, места  проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая и медицинская диагностика, задача которой выявить интересы и проблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации.

Социально-реабилитационная работа с детьми начинается с того, что их лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоваться ванной, постельным бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое  внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

Подготовка ребёнка к  школе - важное условие его адаптации  в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо имелись большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. У большинства из них нет приятных ассоциаций со школой, а иногда она просто ненавистна им.

Эти дети, как правило, отстают  от своих сверстников, а некоторые  из них уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать. Поэтому  общеобразовательную подготовку необходимо вести строго индивидуально и взвешенно. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к ней, других можно направить в школу и помочь её посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д.

Одна из главных задач  приютов, в которых дети могут  получить кров и пищу, восстановить широкий спектр их отношений с  миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи, собственной значимости [10, с. 53].

Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приёмные семьи, либо государственные воспитательные учреждения - детские дома и школы-интернаты.

Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.

В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для него важным условием социальной реабилитации.

Важнейшим методом борьбы с беспризорностью в рамках педагогического подхода является создание специализированных центров по профилактике беспризорности на основе общеобразовательных школ, детских домов, интернатов, инспекций по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив - носитель ценностей, которые распространяются на коллектив детей. Если дети долго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. Преодолевая себя, подросток совершает подвиг духа. Помочь ему в этом - главная задача педагога.

Центры педагогической коррекции  работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:

- собственно центры, работающие  по определенным направлениям  в зависимости от проблем детей;

- специально подготовленные  специалисты широкого профиля:  медицинского, психологического и педагогического направлений. Специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;

- техническое оснащение  диагностического центра и педагогических  кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а, следовательно, и добиться наиболее оптимального результата;

- широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров  о центрах педагогической коррекции  их возможностях. Это позволит  своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;

- взаимосвязь центров педагогической  коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования современной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию [20, с.108]

Центры педагогической реабилитации ориентированны для работы с различными категориями людей, нуждающимися в педагогической реабилитации, - восстановление утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают  педагогические проблемы работы с жертвами насилия. В современных условиях таких людей, к сожалению, много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и поэтому растет необходимость развития специальной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и практического опыта работы с различными категориями жертв насилия.

В мировом опыте универсальным  методом социальной работы с бездомными и беспризорными детьми является уличная социальная работа. К ее преимуществам относят:

– охват большого количества детей, нуждающихся в помощи;

– возможность реальной оценки их ситуации, а также потребностей и проблем.

Основными направлениями деятельности уличных социальных работников являются:

– организация питания (подвижная, доставляемая периодически, стационарная);

– оказание материальной, гуманитарной помощи в виде обеспечения одеждой, обувью, книгами и т.д.;

– оказание медицинской помощи и поддержки (первичного лечения, взятия анализов, направления на лечение, принятия душа, стирки белья и т.д.);

– индивидуальная профилактическая работа по недопущению роста количества безнадзорных детей и подростков и вовлечения их в уличную среду;

– работа команд специалистов (врача, психолога, социального работника) на улицах города в местах обитания бездомных и безнадзорных подростков и т. д.

Таким образом, существует разветвленная  сеть учреждений, функционирующих в области социально-педагогической коррекции и профилактике беспризорности. Все вышерассмотренные институты имеют различия в принципиальной схеме функционирования, структуре аппаратов, но их главная цель - сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, включающую:

- безопасность, защиту ребёнка  от внешних угроз - жестокого  обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;

- защиту законных прав  и интересов ребёнка, связанных  с его взаимоотношениями с родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;

- психологическую и педагогическую  поддержку, способствующую ликвидации кризисных состояний личности, помощь ребёнку в преодолении своих недостатков;

- диагностику деформации  в личностном развитии и психофизическом  состоянии ребёнка, чтобы разработать  индивидуальную программу его  социальной реабилитации;

- комплексность и скоординированность воздействий на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;

- личностный подход, индивидуальную  работу с ребёнком на основе  имеющихся условий воспитания  и уровня его физического, интеллектуального и психического развития;

-  восстановление, коррекцию  и развитие у ребёнка важнейших  форм человеческой жизнедеятельности - таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, реадаптации его в обществе;

-  содействие возвращению  в семью;

-  возможность получить  образование;

-  заботу о дальнейшем  трудоустройстве, благоустройстве,  месте жительства.

6. Практическая  часть

Особое значение имеет предупреждение безнадзорности и бродяжничества среди несовершеннолетних. Данная задача стоит не только перед органами социальной защиты, но и перед Подразделением по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полицейских по Благовещенскому району.

Задачи ПДН ОМВД России по Благовещенскому району:

– выявить семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном  положении, а также склонных к  совершению правонарушений и преступлений;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику пьянства, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;

– организация работы с  родителями или законными представителями  несовершеннолетних, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися  с ними;

– выявление и устранение причин и условий способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, оздоровлению неблагополучия в их семьях;

– осуществления взаимодействия с органами государственной власти и иными государственными органами, общественными объединениями и  религиозными организациями по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Также в г. Благовещенске  работает Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», в котором есть отделение профилактики безнадзорности детей и подростков. Оно создано с целью социального патроната дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоречивому поведению, социальной помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема