Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа
Цель – рассмотреть теоретические аспекты бродяжничества и беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «бродяжничество» и «беспризорность»;
2. Рассмотреть социально-педагогическую работу с беспризорностью и бродяжничеством детей;
3. Рассмотреть профилактику и предупреждение детской беспризорности и бродяжничества;
ВВЕДЕНИЕ......... ……………………………………………………………………3 1 Понятие «бродяжничество» и «беспризорность». Правовые и социально -
политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности….. ...5
2 Классификация категорий беспризорных детей…... …….................................10
3 Социально - педагогическая работа с беспризорностью и
бродяжничеством детей………………………………………………………...15
4 Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и
беспризорности………………………………………………………………….....18
5 Формы и методы социально - педагогической работы с беспризорностью
и бродяжничеством………………………………………………………………...22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....37
Формы социальной работы специалистов данного отделения центра «Доброта»:
– патранирование состоящих на учете семей, совместно с отделом охраны прав детства и инспекторами по делам несовершеннолетних;
– проведение рейдов по семьям и местам концентрации несовершеннолетних;
– выявление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
– проведение профилактической и просветительской работы по различным вопросам построения семейных взаимоотношений, ведения здорового образа жизни, ответственного материнства и отцовства, патриотического воспитания молодежи и другие.
Для каждой семьи, состоящей на учете в отделении разрабатывается индивидуальный план реабилитации и вывода семьи из трудной жизненной ситуации, реализация планов реабилитации осуществляется специалистами отделения в системе межведомственного взаимодействия со специалистами различных организаций и ведомств.
С начала 2013 года из семей убежал 321 ребенок, из интернатов и приютов – 226. Больше всего «бегунков» зарегистрировано в Благовещенске, Свободном, Белогорске и Райчихинске. Большинство из них 85 % и раньше уходили из дома. В основном это дети 12 – 17 лет [29].
С цель профилактики безнадзорности среди детей Постановлением губернатора Амурской области от 27.01.2012 № 18 утвержден Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории Амурской области на 2012-2013 годы [28]. Данный план включает следующие мероприятия:
– защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних;
– социальная адаптация в обществе воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– социальная реабилитация несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении;
– формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
– пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних;
– профессиональная ориентация и трудоустройство несовершеннолетних;
– организация досуга, летнего отдыха, нравственного воспитания и интеллектуального развития детей и подростков.
Таким образом, в Амурской области проводятся различного рода мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение беспризорности и бродяжничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, являются закономерным результатом социально-экономических, политических и идеологических преобразований в общественных отношениях, детерминирующих межличностные отношения в семье - основном институте социализации (десоциализации). Кризис семьи приводит к увеличению числа социальных сирот, детей с девиациями психического развития и поведения.
Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребенка. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.
Социально-педагогическую работу
с безнадзорностью и
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации и утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Важнейшей задача – помочь ребенку обрести опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.
Социально-педагогическая помощь беспризорными безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема