Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение различных понятий на тему девиациии. Более подробное изучение бродяжничества как форму девиантного поведения.
Задачи контрольной работы:
1. Изучение основных интерпретаций понятия, сущности и классификации девиантного поведения.
2. Изучение девиантного поведения молодежи

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …
Глава I. Девиантное поведение
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение». . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Различные классификации и формы девиантного поведения. . . . . .
1.3. Особенности девиантного поведения молодежи. . . . . . . . . . . . . . .
Глава II. Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи
2.1. Характеристика бродяжничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Исторические аспекты бродяжничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Исследования бродяжничества молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Реферат - Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …

3

Глава I. Девиантное поведение

5

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение». . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.2. Различные классификации и формы девиантного поведения. . . . . .

8

    1. Особенности девиантного поведения молодежи. . . . . . . . . . . . . . .

11

Глава II. Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи

16

2.1. Характеристика бродяжничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2. Исторические аспекты бродяжничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

2.3. Исследования бродяжничества молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Одной из тех проблем, которые относятся к ряду повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойного места в обществе и оказались в самых низших его слоях.

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле  и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

В развитии и институализации  социологии девиантного поведения  большая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.

 

Проблемы воспитания детей и подростков, имеющих ту или иную степень социальной защищенности и социальной дезадаптации, стоят  в настоящее время особенно остро. Это связано с тем, что дезадаптированные  дети и подростки, составляющие так называемую группу риска, часто принадлежат к малообеспеченным, неполным или "проблемным" семьям.

Недостатки семейного  воспитания порождают трудности  при обучении в школе, конфликты  с педагогами и, как следствие  этого, социальную дезадаптацию подростка.

Обострение кризисных  процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают  негативные процессы во всех слоях  общества, но особенно в среде детей. Социальное неблагополучие проявляется  в распаде семейных, родственных  связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.

Предметом контрольной  работы является становление понятия  и сущности девиантного поведения молодежи; исторические предпосылки и современное состояние бродяжничества.

Целью работы является рассмотрение различных понятий на тему девиациии. Более подробное изучение бродяжничества как форму девиантного поведения.

Объектом изучения в  данной контрольной работе выступает девиантное поведение.

Задачи контрольной  работы:

    1. Изучение основных интерпретаций понятия, сущности и классификации девиантного поведения.
    2. Изучение девиантного поведения молодежи
    3. Изучение бродяжничества, его историю и исследования.

 

 

 

 

Глава I. Девиантное поведение

    1. . Содержание понятия «девиантное поведение»

Термин "девиация" происходит от латинского слова, что буквально  значит "от дороги" (дорога) и переводится  как "отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов1.

Наиболее общее представление  о девиантном поведении связано  с нарушением неких норм, которые  выступают регуляторами общения  между людьми.

Следует подчеркнуть, что  норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д.

«Норма» - это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется  при взаимодействии различных культур.

Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Ситуативное проявление особенностей поведения заключается  не только в самом человеке, но и  во взаимодействии его с окружающей средой.

Важным обстоятельством  при рассмотрении отклоняющегося поведения  является то, что расстройство, лежащее  в основе такого поведения, может  быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а вдали от родителей - никогда; или демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье.

Сопоставляя более общую  систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам:

- все нормы действуют,  прежде всего, по схеме "стимул-реакция", следовательно, явление девиации  возможно и целесообразно рассматривать  с бихевиористских позиций;

- норма проявляется,  прежде всего, как признак "нельзя" в виде реакции общества на  поведение индивида в социуме;

- универсальных "нельзя" немного и дело не в них.  Человеческой культурой созданы  тысячи "нельзя", в которых трудно  не заблудиться не только простым  смертным, но и ученым, специально  исследующим модели общения и  поведения людей;

- общество защищает себя от нарушителей универсальных "нельзя" целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных "нельзя" грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;

- причинами девиантности  могут выступить разные факторы:  болезнь, физиология человека, отсутствие  гармонии между человеком и  окружающей средой, наследственность  и пр.

Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально-приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее  сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация, например, мелкие нарушения правил дорожного движения.

Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.  Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показал, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение». Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Различные  классификации и формы девиантного  поведения

Некоторые отечественные  и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий2.

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные  поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Под делинквентностью традиционно  понимается правонарушительное или  противоправное действие, не несущее  за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность»  включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному».

Поэтому относительно подросткового  возраста девиантное поведение целесообразно  подразделять на два типа - делинквентное  и неделинквентное.

Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими  нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие  формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.

Третья обобщенная классификация  выделает такие типы девиантного  поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).

Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.

Беличева С.А. среди  отклонений от нормы выделяет асоциальный  тип отклоняющегося поведения; рассматривает  социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной  ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.

Информация о работе Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи