Человек и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
2. Мировоззрение, его виды и формы.
3 Виды знаний.
4. Истина и ее критерии.

Файлы: 1 файл

Кодификатор.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

Человек и общество

1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле; объект, результат и субъект (активный участник) общественно-исторической деятельности и культуры.

Антропосоциогенез – процесс происхождения, становления, эволюции человека в контексте общественного развития.

Антропогенез – превращение животного в человека.

Социогенез – объединение в человеческое общество.

Человек – биосоциальное существо.

Биологические особенности человека: прямостояние и прямохождение; свободные

верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий;

высокоразвитый мозг; приспособление к прямохождению системы внутренних

органов.

Биологические особенности человека: прямостояние и прямохождение; свободные

верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий;

высокоразвитый мозг; приспособление к прямохождению системы внутренних

органов.

 

2. Мировоззрение, его виды  и формы.

Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира:

-Познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

-Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

-Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

-Мировоззрение

-Направленность личности

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

- Научное  мировоззрение - мировоззрение, опирающееся  на законы, многократно проверенные  научным опытом и подтверждённые  практикой человечества в целом.

- Религиозное  мировоззрение основано на вере  в сверхъестественные силы и  их главенствующую роль в мире  и жизни людей.

- Мифологический  тип мировоззрения определяется  как совокупность представлений, которые были сформированы в  условиях первобытного общества  на основе образного восприятия  мира.

- Философский  тип мировоззрения.

Направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений.

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

3 Виды знаний

Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

 

4. Истина и ее критерии.

Истина – адекватное отражение в сознании познающего субъекта познаваемого объекта; соответствие человеческих знаний о чем-либо объективной действительности.

Критерии истины – практика, объективность, процессуальность, конкретность.

Истина конкретна, т.е. ограничена по объему, по приложению и использованию.

Истина объективна, т.е не зависит от воли, устремлений, интересов познающего субъекта.

Истина процессуальна – носит характер вечно незавершенного, промежуточного результата познания.

Практика как критерий истины – материальная предметно-чувственная деятельность человека. В ходе практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания в той или иной отрасли.

Абсолютная истина – знание, которое не изменяется в ходе дальнейшего познания.

Относительная истина – приближенное знание, дополняемое в процессе дальнейшего познания.

Объективная истина – отражает реальное положение вещей, окружающий мир, какой он есть независимо от нашего сознания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету.

 

5. Мышление и деятельность человека.

Деятельность – форма психической активности человека, направленная на преобразование окружающей среды.

Субъект – тот, кто направляет деятельность.

Объект – то, на что направлена деятельность.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Средства достижения – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.

Действия – составляющие компоненты (звенья) деятельности.

Результат – соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности.

Виды деятельности:

Практическая деятельность – направлена на преобразование реальных объектов природы и общества; материально-производственная деятельность, социально-преобразовательная деятельность.

Духовная деятельность – связана с изменением сознания людей; познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная деятельность (определение отношения людей к явлениям, формирование мировоззрений), прогностическая деятельность (планирование, предвидение).

Репродуктивная деятельность – направлена на получение известного результата.

Продуктивная деятельность – производство новых идей.

Созидательная деятельность – производство орудий труда, духовных ценностей.

Разрушительная деятельность – негативное воздействие на природу и общество.

Игра – вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности.

Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Общение – специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

6. Потребности и интересы

 

Потребность – переживаемая и осознаваемая нужда в том, что необходимо для здорового функционирования организма человека и его культурного развития. Потребности разделяют на материальные, социальные и духовные, а также истинные, разумные и мнимые, ложные, порочные.

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития.

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом.

Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д. Статусные потребности лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные статусные потребности фиксируются в таких суждениях: «В этом костюме туда идти неприлично», «Этот автомобиль не соответствует моему положению» и т.д.

Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность. Интерес носит объективный характер, то есть не зависит от сознания человека. Например, есть объективно оптимальные способы лечения и предотвращения той или иной болезни.

Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве.

Осознанный интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность..

Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему.

7. Свобода и необходимость  в человеческой деятельности.

 

Свобода –- есть познанная необходимость. Свобода (воля) - возможность поступать так, как хочется.

Сущность свободы - выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

-с одной  стороны - социальные нормы, с другой  стороны - формы общественной деятельности;

- с одной  стороны - место человека в обществе, с другой стороны - уровень развития  общества;

-социализация.

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Виды ответственности:

-Историческая, политическая, нравственная, юридическая  и т.д.;

Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. Социальная ответственность - склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

-Юридическая  ответственность - ответственность  перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Социальная ответственность - склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

 

8. Системное строение  общества: элементы и подсистемы

Общество (в узком смысле) - исторический этап развития человечества; круг людей, объединенных общностью положения, интересов; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью.

Общество (в широком смысле) - все человечество в целом; все население Земли, совокупность всех народов; обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Признаки общества: динамичность, незавершенность и альтернативность развития; особый статус субъектов, определяющих общественное развитие; непредсказуемость, нелинейность развития; необходимость осмысления последствий вмешательства человека при построении различных моделей развития общества.

Экономическая сфера - отношения, которые складываются при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.

Политическая сфера - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Социальная сфера - отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий.

Духовная сфера - отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их распространения, сохранения, использования.

Информация о работе Человек и общество