Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:11, контрольная работа
1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
2. Мировоззрение, его виды и формы.
3 Виды знаний.
4. Истина и ее критерии.
Человек и общество
1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле; объект, результат и субъект (активный участник) общественно-исторической деятельности и культуры.
Антропосоциогенез – процесс происхождения, становления, эволюции человека в контексте общественного развития.
Антропогенез – превращение животного в человека.
Социогенез – объединение в человеческое общество.
Человек – биосоциальное существо.
Биологические особенности человека: прямостояние и прямохождение; свободные
верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий;
высокоразвитый мозг; приспособление к прямохождению системы внутренних
органов.
Биологические особенности человека: прямостояние и прямохождение; свободные
верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий;
высокоразвитый мозг; приспособление к прямохождению системы внутренних
органов.
2. Мировоззрение, его виды и формы.
Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура внутреннего мира:
-Познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
-Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
-Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
-Мировоззрение
-Направленность личности
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
- Научное
мировоззрение - мировоззрение, опирающееся
на законы, многократно проверенные
научным опытом и
- Религиозное
мировоззрение основано на
- Мифологический
тип мировоззрения
- Философский тип мировоззрения.
Направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений.
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
3 Виды знаний
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
4. Истина и ее критерии.
Истина – адекватное отражение в сознании познающего субъекта познаваемого объекта; соответствие человеческих знаний о чем-либо объективной действительности.
Критерии истины – практика, объективность, процессуальность, конкретность.
Истина конкретна, т.е. ограничена по объему, по приложению и использованию.
Истина объективна, т.е не зависит от воли, устремлений, интересов познающего субъекта.
Истина процессуальна – носит характер вечно незавершенного, промежуточного результата познания.
Практика как критерий истины – материальная предметно-чувственная деятельность человека. В ходе практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания в той или иной отрасли.
Абсолютная истина – знание, которое не изменяется в ходе дальнейшего познания.
Относительная истина – приближенное знание, дополняемое в процессе дальнейшего познания.
Объективная истина – отражает реальное положение вещей, окружающий мир, какой он есть независимо от нашего сознания.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету.
5. Мышление и деятельность человека.
Деятельность – форма психической активности человека, направленная на преобразование окружающей среды.
Субъект – тот, кто направляет деятельность.
Объект – то, на что направлена деятельность.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Средства достижения – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
Действия – составляющие компоненты (звенья) деятельности.
Результат – соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности.
Виды деятельности:
Практическая деятельность – направлена на преобразование реальных объектов природы и общества; материально-производственная деятельность, социально-преобразовательная деятельность.
Духовная деятельность – связана с изменением сознания людей; познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная деятельность (определение отношения людей к явлениям, формирование мировоззрений), прогностическая деятельность (планирование, предвидение).
Репродуктивная деятельность – направлена на получение известного результата.
Продуктивная деятельность – производство новых идей.
Созидательная деятельность – производство орудий труда, духовных ценностей.
Разрушительная деятельность – негативное воздействие на природу и общество.
Игра – вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности.
Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности.
Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
Общение – специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
6. Потребности и интересы
Потребность – переживаемая и осознаваемая нужда в том, что необходимо для здорового функционирования организма человека и его культурного развития. Потребности разделяют на материальные, социальные и духовные, а также истинные, разумные и мнимые, ложные, порочные.
Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития.
Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом.
Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д. Статусные потребности лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные статусные потребности фиксируются в таких суждениях: «В этом костюме туда идти неприлично», «Этот автомобиль не соответствует моему положению» и т.д.
Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность. Интерес носит объективный характер, то есть не зависит от сознания человека. Например, есть объективно оптимальные способы лечения и предотвращения той или иной болезни.
Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве.
Осознанный интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность..
Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему.
7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Свобода –- есть познанная необходимость. Свобода (воля) - возможность поступать так, как хочется.
Сущность свободы - выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).
Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
-с одной
стороны - социальные нормы, с другой
стороны - формы общественной
- с одной стороны - место человека в обществе, с другой стороны - уровень развития общества;
-социализация.
Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Виды ответственности:
-Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. Социальная ответственность - склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
-Юридическая ответственность - ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
Социальная ответственность - склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Общество (в узком смысле) - исторический этап развития человечества; круг людей, объединенных общностью положения, интересов; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью.
Общество (в широком смысле) - все человечество в целом; все население Земли, совокупность всех народов; обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Признаки общества: динамичность, незавершенность и альтернативность развития; особый статус субъектов, определяющих общественное развитие; непредсказуемость, нелинейность развития; необходимость осмысления последствий вмешательства человека при построении различных моделей развития общества.
Экономическая сфера - отношения, которые складываются при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.
Политическая сфера - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
Социальная сфера - отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий.
Духовная сфера - отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их распространения, сохранения, использования.