Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

В современной российской экономике в области трудовых отношений выделяется ряд проблем:
продолжается ориентация предприятий на использование «общественных рук», а не «общественного мозга», что характеризует возможность роста промышленного производства области преимущественно экстенсивным путем

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.
Молодежь и ее роль в системе трудовых отношений……………6 стр.
Отношение к труду как один из ключевых параметров трудовой активности. …………………………………………………………………12 стр.
Факторы, формирующие отношение к труду молодых работников .................................................................................................................. 18 стр.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………… 23 стр.
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.
Ценностные ориентации как одна из составляющих формирования отношения к труду……………………………………………… 24 стр.
Программа социологического исследования отношения к труду и трудовых ценностей молодежи на примере выпускников Курганского Государственного Университета………………… 30 стр.
Результаты исследования ……………………………………….. 33 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 114.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)

Юридический факультет

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по социологии труда на тему:

«Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников»

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 30512

Дерягина Анастасия Дмитриевна

Преподаватель:

Маслова Л.М.

 

 

 

 

Курган 2014

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 стр.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ  МОЛОДЕЖИ  И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.

    1. Молодежь и ее роль в системе трудовых отношений……………6 стр.
    2. Отношение к труду как один из ключевых параметров трудовой активности. …………………………………………………………………12 стр.
    3. Факторы, формирующие отношение к труду молодых работников .................................................................................................................. 18 стр.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………… 23 стр.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.

    1. Ценностные ориентации как одна из составляющих формирования  отношения к труду……………………………………………… 24 стр.
    2. Программа социологического исследования отношения к труду и трудовых ценностей молодежи на примере выпускников Курганского Государственного Университета………………… 30 стр.
    3. Результаты исследования ……………………………………….. 33 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40 стр.

              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..42 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………44стр.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

На сегодняшний день тема трудовых отношений является особо острой для российского общества. Это связано с тем, что труд является одним из ключевых аспектов экономики, а от нее, как правило, зависит достаточно многое. Успешное экономическое развитие страны и ее регионов напрямую влияет на качество жизни населения. И также не сектрет, что будущее всегда зависит от молодого поколения. А в связи с этим тема ценностных ориентаций молодежи в области трудовых отношений является одной из наиболее актуальных.

В современной российской экономике в области трудовых отношений выделяется ряд проблем:

  1. продолжается ориентация предприятий на использование «общественных рук», а не «общественного мозга», что характеризует возможность роста промышленного производства области преимущественно экстенсивным путем
  2. отмечается насыщенность рынка труда специалистами гуманитарных профессий (экономисты, финансисты, бухгалтера, юристы) и снижение престижности промышленных профессий привела к высокой потребности региональной экономики в выпускниках технических специальностей (технология машиностроения, автомобиле- и тракторостроение, производство летательных аппаратов, программное обеспечение, монтаж и наладка оборудования и др.) всех уровней профессионального образования
  3. остается низким показатель взаимодействия работодателей и образовательных учреждений при появлении вакансий (в 2008 г. регулярно обращались в учебные заведения 22,2 % работодателей);

Обобщая все вышесказанное, можно констатировать, что одной из ключевых проблем современной российской экономики в сфере трудовых отношений является рассогласование динамики спроса рынка труда и структуры выпуска специалистов системой профессионального образования.

В свою очередь это может быть связано с существенными различиями между ценностными трудовыми ориентациями молодежи и требованиями и желаниями работодателями. В связи с этим, актуальность этой курсовой работы не вызывает сомнения

Целью этой работы являлось качественное изучение отношения к труду в системе ценностных ориентаций у выпускников курганских вузов.

Задачи работы заключаются в следующем:

  1. Определить место и роль молодежи в системе трудовых отношений
  2. Рассмотреть отношение у труду как один из ключевых параметров, влияющих на качество трудовой деятельности
  3. Выявить факторы, формирующие отношение к труду молодых работников
  4. Определить роль ценностных ориентаций в формировании отношения к труду
  5. Исследовать отношение к труду и ценностные ориентаций молодых специалистов на примере выпускников Курганского государственного университета в 2012-2014 годах.
  6. Сделать выводы на основе изученного теоретического  материала, а также на основе проведенного исследования

Объект курсовой работы: молодежь

Предмет курсовой работы: отношение к труду у выпускников курганских ВУЗов в период с 2012 по 2014г.

 

 

В первой главе данной курсовой работы будут рассмотрены теоретические основы проблемы молодежи в сфере труда,  ключевых факторы в формировании трудовых отношений.

Во второй главе мы проведем практическое исследования ценностных ориентаций и трудовых ожиданий выпускников курганских вузов на примере выпускников Курганского государственного университета.

В связи с острой актуальностью данной темы, множество российских ученых уделяли ей внимание. В данной курсовой работе были изучены труды Тесленко А.Н., Королева И. В., Гневашевой В.А., Тер-Месробьян Т. Э., Константиновского Д.Л., Вознесенского Е.Д., Чередниченко Г.А. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ  И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.

 

1.1.Молодежь и ее роль в  системе трудовых отношений

 

Как это ни странно звучит, само понятие "молодежь" - всем хорошо известная, но мало понятная категория социального мира. В справочной литературе - "молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%.

Общественные проблемы, в сущности, во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследование молодежи вне общества в целом является абстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Решим проблемы молодежи - решим и проблемы общества.

Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки.1 Необходимость непрерывного образования взрослых, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям. Молодежь - это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Рынок труда раскрывается как динамичная система, в которой взаимодействуют, с одной стороны, работодатели (собственники средств производства, предприниматели), а с другой - работополучатели (наемные работники), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Рынок труда, представляет собой, систему общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда, а также положение о том, что переход к рыночной экономике вызвал изменение качества труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры.2

 Рынок труда молодежи - это, прежде всего и главным образом рынок рабочей силы юношей и девушек. Однако его функционирование нельзя рассматривать вне рынка рабочих мест и рынка учебных услуг. Эти последние обладают некоторой автономностью по отношению к рынку рабочей силы, но являются неотъемлемым звеном рынка труда вообще и рыночной экономики в целом.

Тесная зависимость рынка труда молодежи от состояния рынка учебных услуг и рынка качественно новых рабочих мест представляет собой одну из особенностей содержания рынка труда молодежи.

С момента вхождения в систему общественного производства индивидуум, включенный в молодежную группу, минимальные возрастные границы которой ограничены четырнадцатью, а максимальные – тридцатью годами, приобретая статус работника молодежного возраста, получает возможность непосредственной реализации своего трудового потенциала, что служит предпосылками возникновения трудовой активности.

Однако стоит сказать, что большинство несовершеннолетних молодых людей, которые находятся на содержании родителей, редко стремятся начать трудовую деятельность как можно раньше. Скорее даже трудовая активность становится привлекательной для них в том случае, когда родители становятся по тем или иным причинам не способными «оплатить» потребности своих повзрослевших детей.

 Молодежь как субъект трудовых отношений представляет собой неоднородную группу людей, различающихся по многим параметрам: стадиям становления и развития молодой личности; уровню полученной профессиональной подготовки и степени ее соответствия конкретному рабочему месту трудоустройства, гендерной принадлежности.3

Рынок труда является достаточно сложным социально-экономическим явлением и охватывает самые разнообразные стороны жизнедеятельности молодежи, общества в целом.

Позиционирование молодежи на рынке труда складывается под воздействием различных условий, среди которых:

- личные особенности: нет личных  особенностей, черты характера, некоммуникабельность; отсутствие целеустремленности, настойчивости, активности; иждивенческие настроения; бездеятельность и 

- отсутствие нужной, востребованной  профессии; недостаток знаний, образования; невозможность получить образование

- нестабильность в обществе, "непрерывные  перемены, к которым не успеваешь  приспособиться", "ситуация в  обществе, кризис", "политика государства, которое не создает условий  для удовлетворения интересов  молодежи"

- отсутствие жизненного опыта, отсутствие экономических знаний, незнание как жить при рыночной  экономике 

- нет нужных связей, не на  кого опереться, без поддержки  и помощи трудно приспособиться 

- социальная незащищенность, безработица; некуда устроиться на работу 

- состояние здоровья 

- безнадежность, неуверенность в  будущем, отсутствие надежды на  лучшее, "нет веры, что чего-то  можно добиться своими силами"

- не сложились обстоятельства, невезение 

- семья, трудно обеспечить детей 4

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для центральных районов России приток молодежи за счет беженцев и мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Первый выход на рынок труда затруднен по определению отсутствием трудового опыта у претендентов на рабочие места, противоречивостью и сложностью у молодежи процесса самоопределения и выбора, рассогласованностью рынка образовательных услуг и рынка труда.

С тех пор, когда централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое, на поиске работы неизбежно начало сказываться наличие безработицы. Доля молодежи среди безработных выше, чем удельный вес этой демографической группы в трудоспособном населении страны. Это явление достаточно устойчиво.

Постоянное завышение уровня безработицы у 20–24-летних отражает проблемы трудоустройства выходящих на рынок выпускников вузов и отчасти ССУЗов — отсутствие у них трудового опыта и ту временную нагрузку, которую требуют поиски работы по специальности или конвертирование знаний и квалификаций, полученных в учебных заведениях, в те, что находят спрос на рынке труда. Практически одинаковые показатели (особенно в 2000-е годы) уровней безработицы старшей возрастной группы молодежи и всего населения говорят о том, что с завершением подавляющей частью молодежной когорты дневного образования поиск работы и риски ее потери утрачивают свой специфически «молодежный»характер.

Информация о работе Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников