Субъективные
факторы – это система ориентаций и мотивов
трудовой деятельности. Как известно,
мотивационное ядро отношения к труду
включает три уровня: отношение к труду
как к ценности; отношение к профессии
как определенному виду труда; отношение
к работе как к специфическому виду трудовой
деятельности в конкретных условиях.12
Важную
роль в изучении отношения к труду имеет
структура мотивации трудовой деятельности.
Содержание труда (в функциональному
смысле) будет ведущим фактором, определяющим
отношение к труду, фиксируемое в объективных
и субъективных показателя при данных
общих социальных условиях трудовой деятельности. Материальное
стимулирование работника повышает производительность
и качество труда независимо от содержания
трудовой деятельности. Однако лишь при
условии высокого содержания самого труда
оно является эффективным средством формирования
отношения к труду как к потребности личности;
при низком содержании труда материальное
стимулирование, скорее, тормозит этот
процесс, нежели способствует его развитию.
Анализ эмпирических данных показал,
что мотивы содержательного порядка действительно
выдвигаются на первый план у рабочих
с относительно широкими творческими
возможностями работы в отличие от тех,
кто занят в профессиональных группах
с низким содержанием труда.
Из анализа субъективного аспекта отношения
к труду следует, что система наиболее
значимых мотивов трудовой деятельности
оптимизируется в двух направлениях: (1)
в отношении общих социальных условий,
которые предопределяют содержание и
состав элементов, входящих в мотивационное
"ядро", и (2) в отношении функционального
содержания труда, которое детерминирует
порядок, соподчиненность, иерархию мотивов,
составляющих "ядро" структуры.13
Таким образом,
в структуре отношения к труду можно выделить
следующие составляющие элементы:
- отношение человека к труду
как моральной ценности;
- отношение к определенному
виду труда, профессии;
- отношение к выполняемой работе;
- отношение человека к труду
как жизненной потребности;
- отношение к труду как к способу
самореализации;
- отношение к труду как к средству
существования.
В обыденной
жизни встречаются различные ситуации.
Например, человеку не нравится выполняемая
работа, но привлекает зарплата. И совсем
иное — чтобы жить для дела, для других
людей, использовать работу для реализации
своих способностей. Исследователи часто
сталкиваются с такой ситуацией: человека
не устраивает получаемая зарплата, но
нравится сама работа. Особенно характерно
это противоречие для профессий умственного
труда, отличающихся высокой степенью
творчества: наука, культура, просвещение.
Отношение к
труду представляет собой сложное социальное
явление, включающее три основных
элемента:
1) мотивы и ориентация трудового
поведения;
2) реальное и фактическое трудовое
поведение;
3) оценку работниками трудовой
ситуации.
Если развитие
уровня образования и общей культуры рабочего
класса будет существенно опережать развитие
содержательных элементов промышленного
труда, то процесс превращения труда в
первую жизненную потребность может замедляться,
сдерживаться из-за диспропорции между растущими духовными запросами
и возможностями их осуществления в трудовой
деятельности. Одной из важнейших социальных
проблем воспитания является, таким образом,
формирование у людей оптимальной структуры
ценностных ориентаций.
Расширение творческих возможностей
деятельности на производстве, в частности
развитие инициативы в управлении и организации
труда, может быть одним из весьма плодотворных
и в моральном, и в экономическом плане
способов, которые позволят ослабить отрицательны
последствия соединения высокообразованного
работника и малосодержательного труда.
Из всей совокупности многообразных
условий, определяющих отношение к труду,
о которых говорится, мы можем выделить
три специфический фактора, взаимодействие
которых существенно влияет на весь ход
изучаемого процесса. Речь идет о таких
факторах, как функциональное содержание
труда, система материального стимулирования,
уровень запросов личности рабочего.
В ближайшее десятилетие условия формирования
отношения к труду как к потребности у
молодого пополнения рабочего класса
могут ухудшаться вследствие нарастания
диспропорции между растущими запросами
молодежи, окончившей 8-10 классов школы,
к содержанию труда и отставанием темпов
повышения содержания труда по рабочим
профессиям
Однако,
в рамках данной темы, нельзя не сказать
о еще одном факторе, оказывающем существенное
влияние на отношение к труду. В современном
рынке труда, под влиянием экономических
и политических изменений в России и в
мире в целом, наблюдается такое явление,
как феномен «ненадежной работы».
Ненадёжные
работы (insecurity jobs) следует рассматривать
в качестве важного социального и психологического
эффекта глобализирующейся экономики
и её перехода от индустриальной к постиндустриальной
стадии развития.
Число исследований,
посвящённых ненадёжным работам, значительно
выросло
за последние годы. Во многом это обусловлено
тем, что чувство неопределённости отрицательно
сказывается на мотивации и производительности
труда, приверженности организации, ведёт
к неудовлетворённости работой, стрессам,
психическим нарушениям, имеет социально-политические
следствия. Существующие исследования
феномена базируются на концепциях личностно-средового
соответствия, атрибутивных концепциях,
теориях ожидаемой ценности, сегментации
рынков, человеческого капитала, моделях
социальной экологии и др.
Очевидно,
что ненадёжные работы распространяются
и в России. До последнего времени специалисты
и общественность активно интересовались
безработицей и ситуацией после потери
работы. Однако хорошо известно, что в
реальной жизни большое количество людей
не попадает в число безработных, хотя
и опасается этого. По-видимому, в России
период обострённого внимания к безработице
завершается, поскольку она структурировалась,
и наступает период ненадёжности и мобильности,
частично похожий на то, о чём писал У.
Бек. На сегодняшний день феномен ненадёжной
работы мало изучен отечественной наукой.14
С психологической
точки зрения, данный феномен связан с
восприятием и переживанием различных
угроз своей занятости, причём эти угрозы
не ограничиваются только страхом безработицы.
Основное
влияние феномена заключается в том, что
человек, попадающий на то или иное рабочее
место, испытывает стресс, связанный со
страхом потерять работу. Как тонко подметил
Р. Сеннет, современным работникам приходится
постоянно упражняться в депрессии (Сеннет,
2004). Можно предположить, что ненадёжная
работа вынуждает человека привыкать
к хронической, разлитой, диффузной стрессированности
через выработку специфических способов
совладания и самоорганизации, перестройку
самосознания и ценностных ориентиров.
Подводя
итог, можно говорить о том, что отношение
к труду – важный параметр в рамках трудовой
деятельности. И изучая данное явление,
необходимо учитывать множество факторов:
как субъективных, так и объективных. Некоторые
из них уже хорошо изучены, другие же только
недавно попали в поле зрение ученых. И
хотя исследования, связанные с изучением
трудовых отношений, мотиваций, ценностей
проводились не однократно и занимают
определенный сектор в мировой науке,
в рамках данной курсовой работы мы
попытаемся глубинно рассмотреть трудовые
ориентации выпускников курганских вузов.
Выводы по первой главе.
В данной
главе нами было рассмотрено место молодежи
в системе трудовых отношений, а так же
ее отношение к труду.
Обобщая
изученное, нужно сказать, что молодежь
занимает важное место в экономике, как
в России, так и в мире, поскольку молодое
поколение обладает высоким уровнем обучаемости.
Так же не мало важно, что молодежь - это наиболее здоровая физически
часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных
и физических сил, требующих выхода. За
счет этих сил жизнь общества может быть
оживлена. Однако, первый выход на рынок
труда для молодых людей осложнен многими
социально-экономическими факторами.
Да и сам рынок труда является не однородным.
Таким образом, под влиянием различных
условий и обстоятельств формируется
система трудовых ожиданий у молодых работников.
Отношение
к труду – это очень важный показатель,
т.к. он играет значительную роль в дальнейшей
трудовой деятельности человека. А именно
он влияет непосредственно на выбор рабочего
места, качество выполняемой работы, рабочей
мотивации т.п. Однако, значительное влияние
на характер труда, а также и на само отношение
к труду, оказывают ценностные ориентиры
и ожидания.
Во второй
главе мы постараемся подробно изучить
роль ценностей в трудовой деятельности
молодых работников, а также влияние ценностей
и отношения к труду на качество выполняемой
работы и трудовой активности молодежи.
Глава 2.
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.
- Ценностные ориентации как
одна из составляющих формирования
отношения к труду.
Как говорилось в первой главе, отношение
к труду у молодежи формируется под влиянием
различных факторов. Но реальность современности
такова, что труд как ценность не является
ведущей тенденцией в системе ценностей
молодого поколения.
Проблеме
исследования трудовых ценностей населения
в период экономических реформ было посвящено
социологическое обследование, проведенное
в 2000-2001 годах в Иркутской области по квотной
репрезентативной выборке методом структурированного
интервью. В качестве объекта исследования
были выбраны работающие по найму в различных
отраслях хозяйства и студенты профессиональных
учебных заведений.
Наибольший
интерес представляет изучение особенностей
трудовых ценностей молодежи - как работающей,
так и учащейся. Развитие экономики страны
во многом зависит от того, кто приходит
на смену старшему поколению. При этом
формирование и развитие трудового потенциала
отрасли, отдельного предприятия находится
в прямой зависимости не только от образовательного,
профессионального, интеллектуального
уровня молодых специалистов, но и в значительной
степени от их мотивации в сфере труда,
профессиональной подготовки и повышения
квалификации, от доминирующих в данной
сфере ценностных ориентации и установок.
В рамках
исследования респондентам было предложено
ответить на вопрос: «Если бы у Вас была
материальная возможность не работать,
то что бы Вы предпочли?»
Результаты
исследования представлены в таблице
1.
Вариант ответа |
Возраст, лет |
до 25 |
26—29 |
30—39 |
40—49 |
50—59 |
Свыше 60 |
Работать |
33,3 |
35,6 |
30,4 |
36,5 |
18,1 |
22,2 |
Пожалуй, работать |
38,2 |
39,6 |
38 |
32,6 |
37,5 |
22,2 |
Скорее, не работать |
19,6 |
7,9 |
11,4 |
11,3 |
18,1 |
33,3 |
Не работать |
8,8 |
8,9 |
15,8 |
15,2 |
13,9 |
22,2 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
6,9 |
1,3 |
3,5 |
9,3 |
0 |
Таблица 1. Распределение ответов работников на
вопрос: "Если бы у Вас была материальная
возможность не работать, то что бы Вы
предпочли?" в зависимости от возраста
респондентов, % от числа опрошенных
Результаты исследований свидетельствуют,
что для работающей молодежи до 25 лет наиболее
значимыми являются материальные и статусные
трудовые ценности. В то же время, по сравнению
с другими возрастными группами, для молодых
работников ценность успеха и высокого
положения в обществе наиболее значима.
Ориентация на работу (в условиях полной
материальной обеспеченности) снижается
с возрастом, что вполне закономерно (таблица
1). Для молодых работников до 25 лет характерны,
с одной стороны, высокая доля предпочитающих
работать даже при условии отсутствия
материальной необходимости, а с другой
стороны, достаточно высокая доля (по сравнению
со средней возрастной группой) тех, кто
предпочел бы не работать или "скорее,
не работать". Таким образом, группа
работающей молодежи по ценностным ориентациям
в сфере труда неоднородна.15