Человек в интегральной социологии П.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить человека в интегральной социологии П.Сорокина.
В соответствии с предметом и целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:
Изучить социокультурную суперсистему П.Сорокина;
Рассмотреть человека как «интегральное существо»;
Изучить человека и общество в период реформирования и рассмотреть теорию конвергенции как путь преодоления кризиса;

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Социалистическая система П.Сорокина
. Социокультурная суперсистема................................................................5
. Человек как «интегральное существо»....................................................8
Выводы к главе 1........................................................................................................14
Глава 2. Социология реформирования общества в условиях кризиса
. Человек и общество: взаимодействие в период реформирования......15
. Теория конвергенции как путь преодоления кризиса...........................19
Выводы к главе 2........................................................................................................25
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы.............................................

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_sotsiologii.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

 

 

Кафедра философии

 

Факультет истории и права

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК В ИНТЕГРАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ П.СОРОКИНА

 

курсовая работа

 

 

по дисциплине «Социология»

направления 44.03.05 «Педагогическое образование»

профиля «История, обществознание»

 

 

 

«Прошла защиту»

Оценка _________

Дата____________

Преподаватель:

Васильев О.Н.

Исполнитель:

студентка факультета

истории и права ВГСПУ

Зыкова И.А. (гр. ИП-ИОБ-41)

___________________

 

Научный руководитель:

Васильев О.Н., доцент,

кандидат философских наук

___________________

 

 

 

Волгоград — 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Социалистическая система П.Сорокина

    1. . Социокультурная суперсистема................................................................5
    2. . Человек как «интегральное существо»....................................................8

Выводы к главе 1........................................................................................................14

Глава 2. Социология реформирования общества в условиях кризиса

    1. . Человек и общество: взаимодействие в период реформирования......15
    2. . Теория конвергенции как путь преодоления кризиса...........................19

Выводы к главе 2........................................................................................................25

Заключение...............................................................................................................26

Список использованной литературы.......................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин, создавший так называемую интегральную социологию.

Взгляды Сорокина, высказанные им в основном в середине XX века, сохраняют свою актуальность и сегодня, на пороге нового столетия.

Социолог предложил  изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания от оптимальной величины), так и с учетом субъективного фактора  – сложной, интегральной сущности самого человека, его ценностного мира.   

Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека.

П. Сорокин разработал свою теорию на основе синтеза представлений как известных российских социологов – Л. Петражицкого, М. Ковалевского, Е. Де- Роберти, так и западных – Э. Дюркгейма, М. Вебера. Вместе с тем, его теория – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество, суть которого сам автор характеризовал как интегрализм. Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы.

 

Объект исследования — интегральная социология П.Сорокина.

Предмет исследования — человек в интегральной социологии П.Сорокина.

 

Цель курсовой работы: изучить человека в интегральной социологии П.Сорокина.

В соответствии с предметом и целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:

      1. Изучить социокультурную суперсистему П.Сорокина;
      2. Рассмотреть человека как «интегральное существо»;
      3. Изучить человека и общество в период реформирования и рассмотреть теорию конвергенции как путь преодоления кризиса;
      4. Определить значение интегральной социологии П. Сорокина для развития современной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА П.СОРОКИНА

 

    1. Социокультурная суперсистема

 

В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем. К основным культурным системам социолог относит язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они также реализуются в поведении и образе жизни их носителей. Кроме этих обширных систем, есть еще более обширное культурное единство, обозначенное Сорокиным как социокультурные суперсистемы, которые различаются в зависимости от характера своих основных ценностей.

По мнению ученого, все экономические, политические, социальные реалии, типы личностей и групп необходимо анализировать в контексте процесса периодической смены друг друга трех известных до сих пор социокультурных суперсистем, характерных для всей истории человеческой цивилизации – религиозной или идейной, чувственной и интегральной при доминировании одной из них. Так, например, в Европе с VI по XII вв. главенствующей была религиозная суперсистема, согласно ценностям которой экономика, политика, право, мораль, философия, искусство были подчинены теологии. Высшей истиной считалась религиозная истина. Хотя чувственные и интегральные системы присутствовали в средневековой культуре, их роль была незначительна.

Начиная с XVI и вплоть до XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура, которая акцентирует такие чувственные ценности, как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажда власти и славы – все это детерминирует преобладающий тип личности, образ социальных групп, характер институтов. Религиозные ценности остались, но их признают только на словах.

В истории человеческой цивилизации были периоды, хотя непродолжительные, когда преобладала интегральная суперсистема культуры – греко-римская культура IV-VI вв. до н. э., европейская культура XIII в. Начиная с XX века на смену чувственной культуре идет культура интегральная, утверждающая в качестве доминирующей ценности «бесконечное разнообразие, состоящее из чувственного, рационального и надрационально-сверхчувственного аспектов»[16, С. 37]. 

Опираясь на данное видение исторического процесса Сорокин обосновал, как ему представлялось, «основной закон истории», согласно которому происходит перманентная флуктуация (колебание от средних параметров) как социокультурных суперсистем, так и обществ, равно, как их конкретных сфер: типы политики, экономики, идеологии не являются постоянными и не развиваются по восходящей линии, а непрерывно «качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных режимов». Исходя из этого постулата, социолог прогнозировал, что с переходом от чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление нынешнего кризисного состояния, при котором невиданный расцвет науки, технологий, образованности сочетается странным образом с войнами и революциями, межчеловеческими раздорами и обесцениванием человеческой жизни. 

Основной закон истории Сорокин применяет и при анализе современных ему обществ. Чувственная форма социокультурной суперсистемы является, по Сорокину, главной детерминантой современного общества, его образа жизни, доминирующей ментальности и стремлений людей.

Под воздействием флуктуации в XX веке начался процесс дезинтеграции чувственных обществ, который так или иначе охватил все страны мира. Нарушились механизмы социального контроля, ибо произошла дезинтеграция моральных, правовых ценностей, которые управляли поведением индивидов и социальных групп. Когда люди выходят из-под контроля общепризнанных ценностей, они превращаются в существа, управляемые, главным образом, бессознательными рефлексами и биосознательными регуляторами – своими страстями и вожделениями. В этом социолог усматривал глубинные корни индивидуализма и эгоизма, обострения борьбы за существование, превращения силы в право и, наконец, – войн, революций, роста преступности, проявлений социальной аномии. «Так это было во все великие переходные периоды, – отмечал Сорокин, – от одного базисного социокультурного строя до другого; и так это происходит в настоящем столетии. Заметная дезинтеграция чувственного порядка возбудила взрывы первой и второй мировых войн, множество малых войн, кровопролитнейших революций, мятежей, преступлений и насилия в их наихудших формах». [17, С. 30]

Таким образом, в теории суперсистем П. Сорокина существует только два морфологических начала — идеальное и чувственное (материальное), — определяющих тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения.  Каждая конкретная форма культурной суперсистемы (язык, мораль, искусство, философия, религия) детерминируется морфологическим началом и является замкнутой в себе.

 

 

Рис.1 Типология культур по П.Сорокину

Культура одного народа не может быть изолированной от культуры другого народа или цивилизации. Контакты между культурами всегда были и далее становятся все более интенсивными; развитие науки, искусства, морали также всегда связано со временем, т.е. с достижениями культуры в прошлом.  Все суперсистемы являются фазами исторического кругооборота, причем, по П. Сорокину, на смену господствующей чувственной суперсистеме идет идеациональный тип культуры, который сможет преодолеть современный кризис западной культуры.

 

    1. Человек как «интегральное существо»

 

Человеческая личность, по П. Сорокину, формируется под воздействием ряда факторов – космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего – социокультурных. При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены.

Связь биологического и социокультурного начала Сорокин определяет следующим образом: «Человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурные записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными, но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Зовут ли его Смит или Джонс, протестант ли он или буддист, говорит ли он по-английски или по-турецки, республиканец он или демократ, лифтер или король, является ли он гражданином России или Сиама, состоит в моногамном или полигамном браке, носит восточную или американскую одежду – эти и другие социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образование». [8, С. 159]

Интегральная природа человеческой личности формируется и в процессе интеракции индивидов друг с другом, которая также проходит под влиянием ряда факторов. На характер взаимодействия людей оказывает влияние и бессознательные рефлексы, и биосознательные регуляторы – чувство голода и жажды, сексуальные влечения, и, наконец, социосознательные нормы и ценности. «Новая интегральная теория человеческой личности, – поясняет Сорокин, – не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным «бессознательным», рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом». [17, С.  143]

Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах:  

1) эмпирически-чувственная  форма – постигается нами либо  с помощью органов чувств, либо  инструментов их дополняющих (разного  рода приборов);             

2) рационально-умственная  форма – познается главным  образом разумом с помощью логических операций;

3) сверхчувственно-сверхрациональная  форма бытия – постигается  только посредством сверхчувственной  и сверх-рациональной интуиции  или «божественного вдохновения», «вспышки озарения». 

Все гениальные творения во всех областях культуры – религии, философии, науки, эстетики – так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью «высшего озарения». При этом ученый особо подчеркивает, что истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции – это «более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов... При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют». [15, с.134] В результате наше знание о действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также представителей искусства.

Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность. 

Информация о работе Человек в интегральной социологии П.Сорокина