Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 18:03, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить человека в интегральной социологии П.Сорокина.
В соответствии с предметом и целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:
Изучить социокультурную суперсистему П.Сорокина;
Рассмотреть человека как «интегральное существо»;
Изучить человека и общество в период реформирования и рассмотреть теорию конвергенции как путь преодоления кризиса;
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Социалистическая система П.Сорокина
. Социокультурная суперсистема................................................................5
. Человек как «интегральное существо»....................................................8
Выводы к главе 1........................................................................................................14
Глава 2. Социология реформирования общества в условиях кризиса
. Человек и общество: взаимодействие в период реформирования......15
. Теория конвергенции как путь преодоления кризиса...........................19
Выводы к главе 2........................................................................................................25
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы.............................................
Социокультурную конвергенцию Сорокин рассматривает в качестве радикального и естественного средства преодоления социального кризиса, а также еще одного доказательства формирования нового интегрального социокультурного порядка.
Конвергенция, по мысли Сорокина, выполняет функцию защитного механизма, который предохраняет социокультурную общность от полного разрушения и предоставляет возможность для дальнейшего существования и полноценного развития, но уже в трансформированном виде.
Основы теории конвергенции были намечены П.А. Сорокиным ещё в работе «Россия и Соединённые Штаты», написанной в 1944 году, когда СССР и США были союзниками во Второй мировой войне. Но и позднее, уже в годы Холодной войны, в частности, в работах «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960) и «Главные тенденции нашего времени» (1964), П.А. Сорокин проводит мысль о том, что наблюдается постепенная конвергенция (схождение) черт, характеризующих советское и западное общества, СССР и США.
Итак, теория социокультурной конвергенции родилась под влиянием обострения отношений между СССР и США, а также сближения культур Востока и Запада и впервые увидела свет в опубликованной книге Сорокина «Россия и Соединенные Штаты», которая вызвала у читателей немалое удивление. Она была написана в переломный момент второй мировой войны и содержала обращение к руководителям двух держав. Сорокин проводил сопоставительный анализ истории стран России и США, общего и различного в эволюции двух народов, их культур, их социальных, политических и других институтов. Проанализировал он также и наличие общих жизненных интересов и оснований для сотрудничества и выгодной кооперации. П. Сорокин говорил, что книга «Россия и Соединенные Штаты» была написана под влиянием второй мировой войны и ее последствий… Написав эту книгу, он пытался убедить оба государства и их лидеров продолжить взаимовыгодное сотрудничество и задуматься о страшных последствиях, к которым приведет отход от сотрудничества к политике конфронтации «холодной» и «горячей» войн. Хотя книга привлекла к себе значительное внимание, мои советы и предостережения в большинстве своем остались не услышанными, особенно политическими деятелями и власть имущими обеих сторон... После начала этого конфликта самоубийственная политика обоих государств, а позднее обоих военных блоков становилась все более гибельной, разрушительной и катастрофичной по своим последствиям, пока не поставила под вопрос само выживание всего человечества. [1, с. 213].
Книга была новаторской, и даже заговорили о нарождении новой отрасли: социологии «русско-американских отношений». Но по-настоящему тема стала актуальной спустя почти сорок лет.
Выбор Сорокина пал на эти две великие державы не случайно. Во-первых, являясь по сути самыми большими не только по территориям, но и по своей внутренней мощи, а соответственно и по своему авторитетному влиянию на другие державы-сателлиты, обе страны в состоянии подчинить себе и изменить ход мирового процесса.
Во-вторых, имея огромный набор сходных предпосылок развития, страны являются наиболее характерными выразителями двух различных форм общественного строя – капитализма и социализма, которые начинают испытывать кризис, а значит, нуждаются в обоюдном дополнении и стремлении к некому промежуточному типу. Великолепно понимая, что полноценная интеграция возможна между родственными культурными социосистемами, Сорокин приводит громадное количество аргументов, свидетельствующих о сходстве двух стран.
Фундамент теории конвергенции Сорокин строит, исходя из близости русской и американской ментальности, систем ценностей русского и американского народа, из сходства права, образования, искусства, досуга, науки, а также из усиливающегося взаимного движения двух стран навстречу друг другу. В книге «Россия и Соединенные Штаты» он настаивает на том, что, «фактически США и Россия проявляют существенное сходство или сродство в ряде важных психологических, культурных и социальных ценностей. Эти сходства полностью уравновешивают различия. Поэтому они до сих пор функционировали и функционируют как благоприятные факторы в истории нерушимого мира между странами, о которых идет речь» [1, с. 42].
Характеризуя СССР и США, Сорокин отмечает географическое положение и размер двух стран, то, что обе страны фактически являются континентами, имеют огромные залежи полезных ископаемых, которые способствуют их экономической независимости, обе обладают широким многообразием флоры и фауны, сходством климатических и географических условий.
В национаном и международном плане страны выступают в роли сильных и независимых держав, обе страны окружены «государствами-сателлитами» и «сферами влияния» для обеспечения безопасности и укрепления своего образа жизни.
В социальном и культурном отношении статус великих держав предопределяет их стремление к превосходству в достижениях в литературе и драматургии, музыке и изобразительном искусстве, философии и религии, юриспруденции, экономике, науке и технике.
«Единство в разнообразии» - так определяет Сорокин другую важную черту, на основе которой впоследствии он выделили целый ряд сходств: обе страны с различными расовыми, этническими, национальными и культурными группами и народами, этот факт придает сплаву народов еще большее разнообразие и богатство. Пример США и России представляет собой прямое утверждение, что единство в разнообразии не только возможно, но является крпким, созидательным и нерушимым!
Необходимо отметить также еще одну общую особенность: наличие национальной идеи, национального идеала. Национальные смыслы для США аккумулированы в Американской мечте, для России — в русской идее.
В качестве еще одного свидетельства близости России и США социолог приводит свидетельства о взаимном влиянии двух этих культур друг на друга. Он считает, что взаимопроникновение их культурных ценностей было всеохватывающим и плодотворным: каждая из культур обогатила другую в гораздо большей степени, чем это осознает большинство людей.
Опираясь на данные положения, Сорокин призывает к тому, что надо стремиться к установлению нормальных отношений между двумя великими государствами. Нет весомых оснований
для враждебности между русскими и американскими народами. Напротив, есть серьезные экономические, политические, экологические, духовно-культурные и иныепредпосылки длядружбы.
Сорокин считает, что в сфере науки между странами нет и не может быть конфликтов, несовместимых интересов.
На выявленном сходстве между Россией и Соединенными Штатами, построенном на подобии географических, климатических и исторических условий развития, психологических особенностях наций, синтезе культур и на отсутствии серьезных причин для разногласий, Сорокин строит свою теорию социокультурной конвергенции двух наций, предполагая в будущем возможность появления тенденции к сближению двух социальных систем с их последующим синтезом в некое «смешанное общество».
Несмотря на большие жизненные коррективы, его теория социокультурной конвергенции остается актуальной и сегодня. Интересно привести небольшой фрагмент из американской газеты «Нью-Йорк таймс», где корреспондент Джон Чемберлен пишет: «Удивительно достоверная и беспристрастная книга о советско-американских отношениях, в прошлом, настоящем и будущем подтверждает растущее убеждение среди американцев доброй воли, что для нас сотрудничество с Россией после войны не только возможно, но и желательно… Книга «Россия и Соединенные Штаты» несет в себе важное содержание» [1, с. 48].
Известный исследователь творчества П.Сорокина В.А. Медведев назвал теорию конвергенции одним из крупнейших научных достижений П.Сорокина. «В условиях острейшей конфронтации на мировой арене это была смелая постановка вопроса, идущая по существу вразрез с официальной идеологией как того, так и другого из враждующих блоков. Она оказала огромное влияние на общественную мысль во всем мире, в том числе и в России. Достаточно напомнить, что ее приверженцем в России стал академик Сахаров. [12, с. 299]
Таким образом, социокультурная конвергенция, задуманная как теория для объяснения процесса взаимодействия культур, и сегодня сохраняет свою эвристическую ценность для современной социальной философии.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
Реформы общества в условиях его кризиса должны исходить, по мнению Сорокина, из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы:
Итак, в форму производства должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая «личным интересом», «хозяйственной автономностью и ответственностью». Занесение на красную доску ордена, похвалы в газетах и т.д., по мнению Сорокина, – «искусственные стимулы», их роль ничтожна, «она не способна дать сотую часть того положительного эффекта, который дает «личный интерес».
Социокультурную конвергенцию Сорокин рассматривает в качестве радикального и естественного средства преодоления социального кризиса, а также еще одного доказательства формирования нового интегрального социокультурного порядка.
Конвергенция, по мысли Сорокина, выполняет функцию защитного механизма, который предохраняет социокультурную общность от полного разрушения и предоставляет возможность для дальнейшего существования и полноценного развития, но уже в трансформированном виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сорокин П.А. - выдающийся российско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основании которой им были созданы теории социокультурных систем, социальной стратификации и социальной мобильности, революции и реформ, знания и искусств и др.
Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека.
Наивысшей формой
действительности Сорокин считает активное
разумное творческое начало. С точки
зрения способов познания Сорокин различает:
эмпирический аспект действительности
(постигаемый опытом); рациональный (постигаемый
разумом, то есть посредством логики и
математики); сверхчувственно–
Наиболее полной является истина, полученная через все три эти аспекта, а не какой-либо один из них.
Человек интегрален, считал социолог, прежде всего по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, пользуется тремя основными каналами – чувствами, разумом, интуицией.
Сам человек — тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого X всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира.
Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства).
Таким образом, интегрализм П.А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. И эти понятия для него неразделимы. Каждая открытая истина, согласно Сорокину, это одновременно вклад в добро и красоту. Любой акт неэгоистической любви (добра) обогащает мир правды и красоты. В то же время П.А. Сорокин констатирует, что за последние столетия деятельность человечества в области истины (научные открытия) и красоты (произведения искусства) опережала деятельность в области добра (неэгоистической любви).
В современную эпоху это накладывается на смену фаз социокультурной суперсистемы западной части суперорганического мира.
В результате
совместного действия двух этих причин
встал вопрос о самом выживании человеческой цивилизации.
Выход из этого кризиса Сорокин видит
в необходимости увеличения неэгоистической
творческой любви и этики солидарности.
Интегральная социология П. Сорокина акуальна
и в современном мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Человек в интегральной социологии П.Сорокина