Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:07, реферат
Целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, показателей и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ
Социально ориентированная
рыночная экономика предполагает значительную
деятельность государства в решении
социальных проблем. Это связано
с тем, что рыночная экономика
не гарантирует трудящимся право
на труд, стандартное благосостояние,
образование, не обеспечивает социальную
защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров.
Поэтому возникает
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием.
Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: “ Свобода без ответственности не существует. Она дает шансы нести совместную ответственность (путем социального выравнивания) по отношению к тем гражданам, которые слабы или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учетом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами.
При разработке социальных
программ и их реализации нужны: постоянный
общественный контроль, уравновешенность
институциональных сил, высокая
степень демократической
В настоящее время является актуальным рассмотрение проблем, возникающих в процессе реализации государственной социальной
политики с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере, а также в условиях возрастания роли человеческого капитала.
Таким образом, целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, показателей и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.
Объектом исследования является государственная социальная политика в Республике Беларусь в условиях возрастания роли человеческого капитала.
ГЛАВА 1
ПРИОРИТЕТНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Общество - это устойчивая целостная форма совместной жизнедеятельности людей, между которыми возникает множество взаимоотношений, как в экономической, так и в других сферах. Интересы общества, отдельных групп и личностей не всегда совпадают, что вызывает необходимость их постоянной координации. Поэтому многие ученые рассматривают социальную политику как способ, при помощи которого общество регулирует отношения между индивидами, группами, классами, социальными учреждениями.
Таким образом, можно сказать, что социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
К основным функциям социальной политики относятся:
Важнейшими целями социальной политики государства являются:
Существует два разных подхода реализации социальной политики. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать, «правила игры» на рынке), а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода — свобода государства от социальной ответственности, главный минус — свобода общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы неизбежность социальной напряженности конфликтов, вплоть до военных.
Другой подход
в отличие от первого можно
назвать социально
Основное преимущество
такого подхода – в обеспечении
социальной устойчивости, а это в современном
мире служит главным условием его дальнейшего
разностороннего развития.
Результативность того или иного подхода проявляется, прежде всего, в показателях уровня жизни населения страны, под которым понимают степень обеспечения населения материальными и социальными благами необходимыми для жизни. [10, с. 125-128]
В мировой практике разработана
целая система социальных
факторов, состоящая
из четырех больших групп. Главными из
них являются индикаторы, служащие для
оценки уровня жизни:
Мировая статистика в последние годы активно использует индекс развития человеческого потенциала — ИРЧП, о котором ООН публикует данные по всем странам мира. Величина ИРЧП рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образования; реального душевого ВВП в данной стране. Например, по данным за 2010г. ИРЧП Беларуси был равен 0,732 (61 место в мире) при среднемировом его значении 0,731. [6]
В зависимости от того или иного подхода социальная политика приобретает разный объем и разную глубину. Под объемом социальной политики следует понимать охват ее составляющих функций и структурных звеньев (все или не все из них берутся на «вооружение»), а глубина социальной политики означает большую или меньшую меру реализации каждой из составляющих социальной политики (например, реальная мера обеспечения занятости в данной стране). [10, c. 131]
Результативность социальной политики проявляется в системе показателей, характеризующих уровень социальных параметров населения под воздействием множества факторов.
На мой взгляд,
самыми главными и наиболее точно
определяющими показателями эффективной
социальной политики являются уровень
жизни населения, потребительская
корзина и потребительский
В последние годы в качестве обобщающего социального индикатора экономисты рекомендуют использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, уровню развития.
Уровнем жизни населения – это степень развития физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия, которые предоставляются обществу для развития и удовлетворения этих потребностей.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных и духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.
Факторами, обусловливающими качественные и количественные характеристики уровня жизни, являются:
Для оценки уровня
жизни применяют ряд
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. Включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:
Потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123.
Система потребительских
корзин является основой натурально-
МПБ используется как основополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых является установление минимума заработной платы (МЗП). МЗП - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.
Следует заметить,
что минимальный