Это будет достигаться
путем:
− оказания социальной помощи
семьям, отдельным гражданам, имеющим
доходы ниже установленного гарантированного
минимума;
− социальной реабилитации
граждан с ограниченными возможностями;
− повышения эффективности
социальной помощи малообеспеченным гражданам
и лицам, находящимся в трудной
жизненной ситуации, на основе принципов
адресности и индивидуального подхода;
− совершенствования государственной
поддержки семей при рождении и воспитании
детей;
− решения социальных проблем
одиноких пожилых граждан, проживающих
в отдаленных сельских населенных пунктах.
Совершенствование пенсионной
системы будет направлено на повышение
уровня жизни граждан пенсионного
возраста и нетрудоспособных на основании
сочетания обязательного и дополнительного
добровольного пенсионного страхования,
распределительных и накопительных
механизмов финансирования.
Для улучшения демографической
ситуации предусматриваются мероприятия
по обеспечению охраны материнства
и детства, повышению рождаемости
и снижению смертности, укреплению
семьи и ее престижа в обществе.
Это потребует разработки
механизма стимулирования рождаемости
на основе совершенствования системы
выплаты пособий гражданам, имеющим
детей, государственной поддержки
молодых семей в решении жилищных
и других социальных проблем и т.д. Будет
ужесточена ответственность тех родителей,
которые оставили своих детей.
Развитие системы образования
предусматривает приведение ее в
соответствие с современными потребностями
личности, общества и государства, повышение
качества подготовки высококвалифицированных
специалистов для перехода к информационному
обществу, опережающему развитию новых
наукоемких технологий.
Ее основными направлениями
станут:
- развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и, прежде всего на селе;
- расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;
- создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями – заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Будет проводиться целенаправленная
работа по обновлению структуры и
содержания образования, учебных программ,
систем научно-методического обеспечения
во всех его звеньях, материально-технической
и учебной базы, внедрению новых
информационных образовательных технологий
и компьютеризации. Предусматривается
обеспечение широкого выбора образовательных
программ и услуг, повышение их качества
и конкурентоспособности.
В стране будет проводиться
дальнейшая работа по приведению объемов
и квалификационной структуры подготовки
специалистов со средним специальным
и высшим образованием в соответствие
с требованиями национальной экономики.
В области здравоохранения
предусматривается повышение доступности
и качества медицинской помощи для
широких слоев населения на основе:
- внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
- реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
- совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
- расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
- совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.
Планируется разработать
и внедрить систему стандартов для
медицинских информационных систем,
передовые медицинские технологии,
в том числе телемедицину, с
широкой компьютеризацией медицинских
организаций, созданием в них
локальных вычислительных систем, введением
в действие электронных версий медицинских
карт пациентов.
Целью государственной политики
развития национальной культуры будет
сохранение историко-культурного наследия,
создание условий для всестороннего
развития личности, роста ее творческой
инициативы, духовных и эстетических
потребностей, что значительно повысит
роль личности как главной движущей
силы нового постиндустриального общества.
Для достижения этой цели предусматриваются:
- обеспечение доступности культурных ценностей и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села с целью приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания отдаленных сел;
- реализация программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристический оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;
- разработка и внедрение рациональной схемы размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах;
- повышение конкурентоспособности профессиональных творческих коллективов и исполнителей на внутреннем и внешнем рынках;
- обеспечение реализации кадровой политики по подготовке и переподготовке специалистов культуры и искусства на основе внедрения новых образовательных технологий;
- создание при средних специальных учебных заведениях культуры и искусства в областных городах консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе одаренных детей и талантливой молодежи.
Важную роль в реализации
планомерного курса на обеспечение
благополучия людей играет выполнение
в социальной сфере минимальных
государственных стандартов, предусматривающих
снабжение граждан продовольствием,
теплом, коммуникациями, транспортом,
бытовыми услугами, нормальную работу
учреждений образования, здравоохранения,
культуры.
Ведущей социальной установкой
белорусской государственности
и ее идеологической платформы, гуманистической
по своей направленности, является
оптимальное сочетание централизованных
гарантий и индивидуального трудового
вклада в процветание государства.
Только эффективный труд может быть
источником экономического и социального
успеха личности и государства.
Таким образом, проводимая государством
экономическая политика позволила сохранить
на протяжении последних лет положительную
динамику основных микроэкономических
показателей, обеспечить рост реальных
денежных доходов населения, заработной
платы, пенсий и других доходов, сохранив
этим социальную стабильность общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы
мне хотелось бы привести несколько
основных выводов:
- Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
- Важнейшими целями социальной политики государства являются:
- перераспределение средств бюджета в пользу наиболее нуждающихся;
- обеспечение доступности жилищно-коммунальных, транспортных, образовательных, медицинских услуг, а также базовых продовольственных и промышленных товаров для наиболее социально незащищенных слоев населения;
- создание эффективной системы профессиональной переподготовки кадров, расширение условий для занятости;
- создание общедоступной системы информации о вакантных рабочих местах внутри страны и за рубежом, по обучающим программам, ценовой динамике, конъюнктуре рынка, по справочно-аналитическим источникам;
- Самыми главными и наиболее точно определяющими показателями эффективной социальной политики являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.
- План по повышению эффективности социальной политики Республики Беларусь должен предусматривать решение следующих ключевых проблем:
- повышение уровня оплаты труда;
- государственное регулирование занятости;
- обеспечение справедливого распределения доходов;
- реформирование систем здравоохранения и образования;
- проведение пенсионной реформы;
- ликвидация бедности;
- Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий.
- Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной зашиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.
В заключение данной работы
можно сделать вывод, что социальная
политика государства является одним
из важных вопросов, без решения
которого невозможно создать гармоничную
рыночную экономику, и достичь благополучия
во всех сферах общества. Кроме того,
и это наиболее важно, социальная
сфера является той областью, которая
не может оказаться ущемлённой в
плане внимания, финансирования и
т.д. Важно также то, что в условиях
переходной экономики регулирование
процессов в социальной сфере
сильно затруднено и часто государство
пренебрегает интересами населения
ради проводимых реформ. Это является
совершенно недопустимым уже потому,
что жизнь людей и без того
затруднена тем, что они вынуждены
привыкать к новым условиям если
не во всех, то во многих сферах жизни.
Для нормального функционирования
социально ориентированной рыночной
экономики Беларуси и успешного
создания эффективного социально-защитного
механизма можно выделить следующие
конкретные шаги:
- незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;
- оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.
Беларусь активно проводит широкомасштабную
социальную политику, направленную на
повышение благосостояния народа, минимизацию
негативных последствий рыночных преобразований.
Выделение из государственного бюджета
значительных средств на социальные
нужды позволяет стабильно повышать
и выплачивать зарплаты, пенсии,
стипендии и пособия. Сохранены масштабное
жилищное строительство, бесплатная медицина
и образование.
Белорусская модель экономического развития
исключает возможность формирования
в стране олигархических кланов, прорыв
к власти криминала, массовую безработицу
и социальную поляризацию населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ :
- Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php. Дата доступа: 20.11.2010.
- Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие/Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146с.
- Макроэкономика: учебное пособие для студ. экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с. - Библиогр. в конце глав. - В кн. авт.: А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др.
- Лутохина Э.А. Социально ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. - Мн: Академ. управление при Президенте РБ. 2002.
- Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/trud/norm2. Дата доступа: 22.11.2010.
- «Ежегодный отчёт о развитии человеческого потенциала» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.by/en/news/item/11720-ircp.html - Дата доступа: 18.11.2010
- Зайченок Н.П. и др. Основные положения национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. //Белорусский экономический журнал. - 2004. №3.
- Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. - Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 204 с.
- Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. - 400 с.
- Лемешевский, И. М. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗ – Мн.:ООО “ФУАинформ”, 2004. – 576 с.
- Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. - Мн.: ИСПИ, 2004. - 220 с.
- Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.
- Ноздрин-Плотницкий М.И., Ожигина В.В. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков// Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. - 2006. - №2. - с. 5 - 10.
- Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 461 с.
- Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. / Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2002. – 428 с.