Cоциальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, показателей и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет  прожиточного минимума - это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. [2, с. 69-72]

 

    1. Социальная справедливость и кривая Лоренца

 

Уровень потребления  населения прямо зависит от уровня дохода. Я полагаю, что политика формирования доходов населения является главным  звеном в социальной политике государства. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, которые получают субъекты в процессе экономической деятельности за определенный промежуток времени.

Уровень доходов  членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так  как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на величину доходов населения:

    • размеры самой заработной платы;
    • динамика розничных цен;
    • степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.;

Для оценки уровня и динамики доходов населения  используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход /NI/ - количество денег, не зависящее от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход /DI/ - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

 

Реальный  доход /RI/ - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход с поправкой на изменение уровня цен. [15, с. 145-146]

В каждой стране существует такая проблема, как неравномерное  распределение дохода, оценить которую  можно с помощью кривой распределения  доходов, или кривой Лоренца.

Осуществляя регулирующую деятельность в области доходов, государство изучает фактическое их распределение с помощью специальных показателей и методов. Например, широко используется децильный коэффициент дифференциации, показывающий соотношение доходов 10 % населения с наибольшими доходами и 10 % с наименьшими. Для этого же используют кривую Лоренца. График кривой Лоренца показывает степень неравенства в распределении доходов. На вертикальной оси графика - доля совокупного дохода Q, а на горизонтальной оси – доля семей L, получающих такую-то долю дохода. Если бы каждая группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы в прямой абсолютного равенства OA. Однако реальное распределение отклоняется больше или меньше от этой прямой и образует прямую Лоренца. Чем больше ее вогнутость, тем больше неравенство [10, с. 206] (рисунок 1.1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Кривая Лоренца

 

Степень неравенства в  распределении доходов определяет коэффициент Джинни, представляющий соотношение площади фигуры над кривой Лоренца и площади треугольника ОАВ (рисунок 1.1.).

Этот коэффициент назван по имени итальянского экономиста и статика Коррадо Джини (1884 - 1965 гг.). Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОЕ, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. Считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества. [3, с.441] Можно сравнить показатель нашей страны с другими странами.

Данные Всемирного банка (2000 г.) таковы: Россия - 0, 37; Украина - 0, 31; Белоруссия - 0, 2816. Эксперты ЮНИСЕФ (2002 г.) полагают, что в Белоруссии индекс Джини составлял 0,24, а в Украине - 0,32. В отношении России они оперируют как последними данными 1998 г. - 0, 374.

Согласно данным о развитии человеческого потенциала ПРООН, индекс Джини составлял в 2004 году для Российской федерации 0,31, для Украины - 0,29, для Беларуси - 0,30. Для Чешской республики данный индекс составил 0,25, для Венгрии - 0,26. С образцовой с точки зрения сочетания рыночных механизмов и эгалитарных ценностей Швеции Джини был равен 0,25. Напомним, что последние данные Джини для Советского Союза составляли 0,26.

Самый высокий уровень  Джини традиционно фиксируется во многих африканских и латиноамериканских странах, отличающихся общей социальной неустроенностью - Нигере (0,5), Центральноафриканской республике (0,61), Намибии (0,7 - мировой рекорд), Парагвае (0,57), Гватемале (0,59), Сальвадоре (0,53). Наиболее же низкие показатели Джини фиксируются в европейских странах. [10, с. 331-332]

Важный стратегический ориентир социальной политики - всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. Это исходная база социальной политики. Однако есть ли в нашей стране справедливость? Мнения по этому вопросу могут расходиться. Некоторые считают, что есть, но как правило это те люди, которым приходится беспокоиться о еде на завтрак, обед или ужин, о детях, их здоровье и образовании.

Крайняя степень неравенства  способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в  цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению  социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Но эти шаги часто  непоследовательны, а принимаемые  меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Разумеется, сравнительный  анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно  обогатить теорию, а, следовательно, и практику этой деятельности. В  то же время при освоении зарубежного  опыта в сфере социальной поддержки  населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия, национальные особенности и образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Анализ показателей эффективности социальной политики Республики Беларусь

Переходный период в связи  со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой  политики социальная неустойчивость или того хуже - социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции и инструменты.

План по повышению эффективности  социальной политики Республики Беларусь должен предусматривать решение  следующих ключевых проблем:

  • повышение уровня оплаты труда;
  • государственное регулирование занятости;
  • обеспечение справедливого распределения доходов;
  • реформирование систем здравоохранения и образования;
  • проведение пенсионной реформы;
  • ликвидация бедности; [4, c.93]

Хочу прокомментировать  возможные изменения в каждом из этих направлений.

 

Повышение уровня оплаты труда

В РБ сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий  разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплате труда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями  работников. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется  связь заработной платы с уровнем  квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой  работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной  деятельности.

В настоящее время в  области регулирования оплаты труда  в стране существует ряд проблем:

  • низкий уровень тарифной ставки первого разряда;
  • отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с реальным сектором экономики;
  • достаточно высокая дифференциация по уровню заработной платы между отраслями;
  • отсутствие прямой зависимости между заработной платой и эффективностью производства;

В этих условиях государственная  политика РБ по совершенствованию механизма  оплаты труда направлена:

* на усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, личного вклада работников в эти результаты;

* приближение тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее к минимальному потребительскому бюджету;

 

Государственное регулирование занятости

Политика занятости опирается  на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам РБ;

2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

5) принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

6) участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

7) международное сотрудничество в решении проблем занятости; [4, с. 70]

Основополагающими принципами перехода Республики Беларусь к устойчивому  развитию являются:

- человек - цель прогресса,  а уровень человеческого развития - мера зрелости общества и  государства;

- повышение уровня благосостояния  нации, преодоление бедности, изменение  структур потребления;

- приоритетное развитие  систем здравоохранения, образования,  науки, культуры - важнейших сфер  духовной жизни общества, факторов  долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции  народного хозяйства;

- улучшение демографической  ситуации, содействие устойчивому  развитию поселений;

- переход на природоохранный,  ресурсосберегающий, инновационный  тип развития экономики;

- усиление взаимосвязи  экономики и экологии, формирование  эколого-ориентированной экономической  системы, развитие ее в пределах  хозяйственной емкости экосистем;

- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное  расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

- развитие международного  сотрудничества и социального  партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

- экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

- ведущая роль государства  в осуществлении целей и задач  устойчивого развития систем  управления, политических механизмов  принятия и реализации решений;

- повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества; [7, с.3]

В Основных положениях Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 - 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и  приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования  макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения программы.

Данная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный  путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами. В перспективе политика занятости в нашей стране должна быть направлена на повышение мобильности рабочей силы и формирование ее высокой конкурентоспособности. Достичь этих целей возможно за счет расширения инвестиций в человеческий капитал; повышения престижности интеллектуального труда; широкого внедрения альтернативных видов занятости; развития правовой и экономической инфраструктуры в сфере занятости.

Информация о работе Cоциальная политика