Делинквентность и преступное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Проблема делинквентного поведения (противоправного, антиобщественного) является центральной для исследования большинства социальных наук, так как общественный порядок играет важную роль
в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
В отношении противоправного поведения используются различные подходы. В психологической литературе его чаще обозначают как Делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского «delinquens» - «проступок, провинность». Под этим термином понимают противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся

Содержание работы

Введение 3
1 Делинквентное поведение 5
1.1 Классификация различных форм делинквентного поведения 5
1.2 Особенности делинквентного поведения 7
1.3 Условия формирования делинквентного поведения 8
2 Преступное поведение 14
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 50.91 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Уральский  государственный экономический  университет» в г. Березники

 

 

Кафедра общественных наук

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине: «Социология»

 

на тему: «Делинквентность и преступное поведение»

 

 

 

направление: 080100.62 «Экономика»

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. БЭЗ-12               _______________               Т.Н. Тарасова            

 

 

 

 

Проверил:

К.и.н., доцент                            _______________               А.Б. Тимохин                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березники

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Делинквентное поведение 5

1.1 Классификация различных форм делинквентного поведения 5

1.2 Особенности делинквентного поведения 7

1.3 Условия формирования делинквентного поведения 8

2 Преступное поведение 14

Заключение 25

Список использованных источников 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема делинквентного поведения (противоправного, антиобщественного) является центральной для исследования большинства социальных наук, так  как общественный порядок играет важную роль  
в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения  используются различные подходы. В  психологической литературе его  чаще обозначают как Делинквентное  поведение. Понятие происходит от латинского «delinquens» - «проступок, провинность». Под этим термином понимают противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся  
от установленных в данном обществе законов, угрожающих благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних проявлениях.

Личность, проявляющая противозаконное  поведение, квалифицируется как  делинквент, а сами действия - деликтами.

В специальной литературе термин «делинквентность»  используется  
в различных значениях. А.Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег.

В.В. Ковалев возражает против такой  трактовки, указывая, что Делинквентное  поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение  термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется  для обозначения несовершеннолетнего  преступника. Так, в материалах ВОЗ  делинквент определяется как лицо  
в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду  
и превышает предел, установленный нормальными социальными группами  
в данный момент развития общества.

По достижении совершеннолетия  делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.

Таким образом, следует помнить, что  проблема делинквентного поведения  очень актуальна в настоящее  время. И решение этой проблемы зависит  от осмысления противоправного поведения, от знания особенностей личности делинквента.

Задачи:

Раскрыть причины делинквентного поведения;

Рассмотреть особенности противоправной мотивации;

Выделить особенности личности с делинквентным поведением.

 

1 ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ  РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕЛИНКВЕНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

 

В психологической литературе понятие  делинквентности скорее связывается  с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии  
с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный  характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

Для решения таких вопросов, как  определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия  на личность, важное значение также  имеет систематизация типов право  нарушителей. В 1932 г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения. А.И.Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:

  1. Последовательно-криминогенный–криминогенный «вклад»личности  
    в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
  2. Ситуативно-криминогенный–нарушение моральных норм,  непреступного характера и самопреступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может  
    не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
  3. Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных  
    и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит  о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Таким образом, приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать  и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые  его проявления.

 

 

1.2 ОСОБЕННОСТИ  ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Делинквентное поведение как форма  девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны,  
и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение  регулируется преимущественно правовыми нормами -законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение  признается одной из наиболее опасных форм девиаций,поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается  
и наказывается в любом обществе.Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, места ми лишения свободы.

Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

1.3 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные  
на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание  факторов, тем не менее можно определить некоторые общие тенденции в  формировании делинквентного поведения.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что  в нынешнем обществе потребления  подавляющее большинство любой  ценой стремится к доходу, потреблению  и успеху. Людям, так или иначе  «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальной причиной антиобщественного  поведения конкретной личности также  может быть склонность общества навешивать ярлыки. Вряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных от ношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей  
и вторичная делинквентность - более тяжкое преступление - и т.д.

П. Кутер указывает на то, что  многие законопослушные люди имеют  агрессивно-криминальные импульсы, которые  не реализуются ими  
в конкретных действиях, но проецируются на других людей, например, совершающих правонарушения. Вследствие данных проективных процессов правонарушения могут чрезмерно строго оцениваться и несправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности.

Таким образом, общество само, как  это ни парадоксально, посредством  неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает  преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют  
в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как  
те поступали по отношению к своим жертвам. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности наносят вред себе  
и окружающим.

Существенную роль в происхождении  делинквентного поведения играет микросоциальная  ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная  и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная  
и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты  
со значимыми другими.

В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступника  
от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10 % агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве.

Суммируя литературные данные, можно  перечислить следующие микросоциальные  факторы, вызывающие делинквентность:

  1. фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности  
    со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
  2. физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);
  3. недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
  4. острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
  5. потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
  6. чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
  7. несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
  8. смена родителей (опекунов);
  9. хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
  10. нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
  11. усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая  фрустрацию, ребенок испытывает боль,которая при отсутствии понимании и смягчения переходит  
в разочарование и злость.Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия  
и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.

На примере несовершеннолетних можно прийти к заключению, что  для преступного поведения существуют множественные причины, включая  влияние групп сверстников, социального  контроля и социального научения, биологических и ситуационных факторов.

Информация о работе Делинквентность и преступное поведение