Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:59, контрольная работа
Проблема делинквентного поведения (противоправного, антиобщественного) является центральной для исследования большинства социальных наук, так как общественный порядок играет важную роль
в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
В отношении противоправного поведения используются различные подходы. В психологической литературе его чаще обозначают как Делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского «delinquens» - «проступок, провинность». Под этим термином понимают противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся
Введение 3
1 Делинквентное поведение 5
1.1 Классификация различных форм делинквентного поведения 5
1.2 Особенности делинквентного поведения 7
1.3 Условия формирования делинквентного поведения 8
2 Преступное поведение 14
Заключение 25
Список использованных источников 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет» в г. Березники
Кафедра общественных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Делинквентность и преступное поведение»
направление: 080100.62 «Экономика»
Выполнила:
Студентка гр. БЭЗ-12 _______________ Т.Н. Тарасова
Проверил:
К.и.н., доцент
Березники
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Делинквентное поведение 5
1.1 Классификация различных форм делинквентного поведения 5
1.2 Особенности делинквентного поведения 7
1.3 Условия формирования делинквентного поведения 8
2 Преступное поведение 14
Заключение 25
Список использованных источников 27
Проблема делинквентного поведения
(противоправного, антиобщественного)
является центральной для исследования
большинства социальных наук, так
как общественный порядок играет
важную роль
в развитии как государства в целом, так
и каждого гражданина в отдельности.
В отношении противоправного
от установленных в данном обществе законов,
угрожающих благополучию других людей
или социальному порядку и уголовно наказуемые
в крайних проявлениях.
Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквент, а сами действия - деликтами.
В специальной литературе термин «делинквентность»
используется
в различных значениях. А.Е. Личко, введя
в практику подростковой психиатрии понятие
«делинквентность», ограничил им мелкие
антиобщественные действия, не влекущие
за собой уголовной ответственности. Это,
например, школьные прогулы, мелкое хулиганство,
издевательство над слабыми, отнимание
мелких денег.
В.В. Ковалев возражает против такой трактовки, указывая, что Делинквентное поведение является поведением преступным.
Получивший широкое
в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет
вред другому индивиду
и превышает предел, установленный нормальными
социальными группами
в данный момент развития общества.
По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.
Таким образом, следует помнить, что проблема делинквентного поведения очень актуальна в настоящее время. И решение этой проблемы зависит от осмысления противоправного поведения, от знания особенностей личности делинквента.
Задачи:
Раскрыть причины
Рассмотреть особенности противоправной мотивации;
Выделить особенности личности с делинквентным поведением.
1 ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
В психологической литературе понятие
делинквентности скорее связывается
с противоправным поведением вообще.
Это любое поведение, нарушающее
нормы общественного порядка. Данное поведение может
иметь форму мелких нарушений нравственно-этических
норм, не достигающих уровня преступления.
Здесь оно совпадает с асоциальным поведением.
Оно также может выражаться в преступных
действиях, наказуемых в соответствии
с Уголовным кодексом. В этом случае поведение
будет криминальным, антисоциальным.
Многообразие общественных правил
порождает большое количество подвидов
противоправного поведения. Проблема
классификации различных форм делинквентного
поведения носит
В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).
Для решения таких вопросов, как
определение степени
Среди подростков, совершивших правонарушения. А.И.Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:
Аналогично В.Н.Кудрявцев
Таким образом, приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.
Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
Во-первых, это один из наименее определенных
видов отклоняющегося поведения личности.
Например, круг деяний, признаваемых преступными,
различен для разных государств, в разное
время. Сами законы неоднозначны,
и в силу их несовершенства большая часть
взрослого населения может быть подведена
под категорию «преступников», например
по таким статьям, как уклонение от уплаты
налогов или причинение кому-либо физической
боли. Аналогично этому, все знают, что
лгать нельзя. Но человек, говорящий правду
всегда и везде, невзирая на обстоятельства,
будет выглядеть более неадекватным, чем
тот, кто лжет уместно.
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами -законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций,поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности
активно осуждается
и наказывается в любом обществе.Основной
функцией любого государства является
создание законов и осуществление контроля
за их исполнением, поэтому в отличие от
иных видов девиаций, делинквентное поведение
регулируется специальными социальными
институтами: судами, следственными органами,
места ми лишения свободы.
Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
Несмотря на разнообразные общественные
меры, направленные
на побуждение граждан следовать установленным
законам и правилам, множество людей ежедневно
их нарушают. Нередко бывает трудно понять,
почему вполне обычные с виду люди вдруг
совершают серьезное преступление. Чаще
всего это психически здоровые личности,
в том числе дети и подростки.
При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения.
Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.
Некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.
Социальной причиной антиобщественного
поведения конкретной личности также
может быть склонность общества навешивать
ярлыки. Вряде случаев устойчивое антиобщественное
поведение формируется по принципу порочного
круга: первичное, случайно совершенное
преступление - наказание - опыт насильственных
от ношений (максимально представленный
в местах заключения) - последующие трудности
социальной адаптации вследствие ярлыка
«преступника» - накопление социально-экономических
трудностей
и вторичная делинквентность - более тяжкое
преступление - и т.д.
П. Кутер указывает на то, что
многие законопослушные люди имеют
агрессивно-криминальные импульсы, которые
не реализуются ими
в конкретных действиях, но проецируются
на других людей, например, совершающих
правонарушения. Вследствие данных проективных
процессов правонарушения могут чрезмерно
строго оцениваться и несправедливо наказываться,
что в свою очередь приводит к усилению
делинквентности.
Таким образом, общество само, как
это ни парадоксально, посредством
неоправданных действий и чересчур
серьезных наказаний
в законодательстве статью о смертной
казни. В целом людям навязывается насильственный
стереотип взаимоотношений. Представители власти
преследуют делинквентных личностей,
демонстрируя им свою силу так, как
те поступали по отношению к своим жертвам.
Возникает порочный круг, двигаясь по
которому, делинквентные личности наносят
вред себе
и окружающим.
Существенную роль в происхождении
делинквентного поведения играет микросоциальная
ситуация. Его формированию, например,
способствуют: асоциальное и антисоциальное
окружение (алкоголизм родителей, асоциальная
и антисоциальная семья или компания);
безнадзорность; многодетная
и неполная семья; внутрисемейные конфликты;
хронические конфликты
со значимыми другими.
В. Н. Кудрявцев указывает на состояние
отчуждения преступника
от своей среды, возникающее уже в раннем
возрасте. Так, 10 % агрессивных преступников
считали, что мать их не любила в детстве.
Суммируя литературные данные, можно
перечислить следующие
Как правило, на первых порах, переживая
фрустрацию, ребенок испытывает боль,которая
при отсутствии понимании и смягчения
переходит
в разочарование и злость.Агрессия привлекает
внимание родителей, что само по себе важно
для ребенка. Кроме того, используя агрессию,
ребенок нередко добивается своих целей,
управляя окружающими. Постепенно агрессия
и нарушение правил начинают систематически
использоваться как способы получения
желаемого результата. Делинквентное
поведение закрепляется.
На примере несовершеннолетних
можно прийти к заключению, что
для преступного поведения