Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:59, контрольная работа
Проблема делинквентного поведения (противоправного, антиобщественного) является центральной для исследования большинства социальных наук, так как общественный порядок играет важную роль
в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
В отношении противоправного поведения используются различные подходы. В психологической литературе его чаще обозначают как Делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского «delinquens» - «проступок, провинность». Под этим термином понимают противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся
Введение 3
1 Делинквентное поведение 5
1.1 Классификация различных форм делинквентного поведения 5
1.2 Особенности делинквентного поведения 7
1.3 Условия формирования делинквентного поведения 8
2 Преступное поведение 14
Заключение 25
Список использованных источников 27
Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.
В свою очередь, индивидуальные особенности
существенно определяются половыми
различиями. Например, хорошо известно,
что противоправное поведение более характерно
для мужского пола. Несмотря на рост женской
преступности, ее относительные показатели
значительно ниже мужских, например женские
преступления в России в 1998 г. составили
15 %
от общего числа зарегистрированных случаев.
Можно говорить о преступлениях, более
свойственных женщинам или мужчинам.
Такие деликты, как убийство детей,
проституция, воровство
в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины
же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои,
кражи, наносят телесные повреждения,
убивают. Существуют и типично мужские
преступления, например изнасилование.
Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления редки.
Очевидно, что об антисоциальном поведении
(в отличие, на пример,
от агрессивного) имеет смысл говорить
лишь но достижении определенного возраста,
на наш взгляд, не ранее 6-8 лет. Как правило,
маленький ребенок
не может достаточно осознавать свое поведение,
контролировать его
и соотносить с социальными нормами. Только
в школе ребенок впервые
и по-настоящему сталкивается с принципиальными
социальными требованиями, и только начиная
со школьного возраста от ребенка ожидается
строгое следование основным правилам
поведения.
Имеют место и «качественные» особенности
проявления делинквентного поведения
в различном возрасте. Нарушения
социального поведения на ранних
этапах онтогенеза, вероятно, представляют
собой проблемы психического развития
ребенка или невротические реакции, носящие
преходящий характер. Например, воровство
ребенка пяти лет может быть связано
с гиперактивностью, невротической потребностью
во внимании и любви, реакцией на утрату
близкого человека, задержкой в интеллектуальном
развитии, невозможностью получить необходимые
питание и вещи.
С момента поступления в школу
ситуация принципиально изменяется
- начинается этап интенсивной социализации
личности в условиях возросших психических
возможностей ребенка. С этого времени
определенные действия ребенка действительно
можно рассматривать как
к противоправным. В младшем школьном возрасте(6
- 11 лет) делинквентное поведение может
проявляться в следующих формах: мелкое
хулиганство, нарушение школьных правил
и дисциплины, прогулы уроков, побеги из
дома, лживость и воровство.
Следует отметить, что социально-экономический
кризис в России способствовал росту
делинквентного поведения, в том
числе и в детской возрастной
группе. Обнищание части населения,
распад институтов общественного воспитания,
изменение общественных установок
- все это неизбежно приводит к
тому, что асоциальный ребенок
беспризорного вида становится привычным
героем городских улиц. Уличное хулиганство
младших школьников (кражи, аферы
возле телефонных автоматов, вымогательство)
сочетается с бродяжничеством, употреблением
наркотических веществ
и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях
детское девиантное поведение закономерно
переходит в делинквентное поведение
в подростковом и взрослом возрасте.
Противоправные действия в подростковом
возрасте(12 - 17 лет) являются еще более
осознанными и произвольными. Наряду с
«привычными» для данного возраста нарушениями,
такими, как кражи и хулиганство -
у мальчиков, кражи и проституция - у девочек,
приобрели широкое распространение новые
их формы - торговля наркотиками и оружием,
рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение
на бизнесменов и иностранцев.
Кроме полового и возрастного, выделяется конституциональный фактор. Исследователи отмечают, что конституциональные особенности вполне могут направить развитие личности в антисоциальную сторону. Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что он с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего он может начать воровать. Или существуют, вероятно, выраженные индивидуальные различии в способности маленьких детей устанавливать близкие отношения.
Таким образом, можно отметить, что
на формирование делинквентного поведения
влияют как педагогическая запущенность,
невоспитанность, так
и психические аномалии: ренидность, неадекватность
реакций. И при изучении делинквентной
личности важно знать, какой фактор лежит
в основе противоправного поведения.
Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, через выработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общения и обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило, выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В частности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения выражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческими условиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению.
Таким образом,
любое преступное событие как поведение
личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую)
и внутреннюю (психологическую). Иначе
говоря, любое правонарушение включает
в себя две группы обстоятельств: объективные,
которые почти всегда поддаются непосредственному
восприятию и наблюдению, и психологические
(субъективные), которые не могут быть
непосредственно восприняты
и увидены человеком.
К объективным обстоятельствам любого преступного деяния относятся место, время, способ, предмет посягательства, орудия совершения преступления, сами действия лица, а также наступивший преступный результат. К психологическим обстоятельствам дела относятся мотивы и цели совершения преступления, психическое отношение лица к преступному действию и наступившему результату в форме умысла или неосторожности, иные психологические факты поведения.
В литературе
нередко встречается
В соответствии с УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Приведенное определение показывает, что преступлением является внешне выраженный акт человеческого поведения, который причиняет или возможно причинит вред объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако с точки зрения криминологии, изучающей причины преступлений, рассматривать необходимо именно предшествовавшие преступному поведению объективные и субъектные предпосылки, которые лежали в основе: возникновение мотивов совершения преступления, постановка целей, приискание средств.
Обстоятельства,
которые породили и предшествовали
преступлению,
не становятся преступлением в связи с
тем, что не образуют состава преступления.
Предпосылки преступления, которые не
являются преступлением, а лишь только
в совокупности образуют состав преступления
могут быть включены в понятие преступного
поведения, которое охватывает процесс
формирования преступного поведения и
его осуществление.
Ю.М. Антонян
видит различие понятий преступного
деяния в уголовно-правовом и криминологическом
аспектах в том, что в криминологическом
плане преступление имеет более
выраженную эмоциональную окраску:
«в криминологическом плане преступное
деяние представляет собой такое всегда
мотивированное преступное поведение,
которое обычно отличается существенным
эмоциональным напряжением, вызывает
негативную реакцию общества и отрицательным
образом сказывается на самом виновном».
То есть вся эмоциональная окраска преступного
поведения и реакция общества на совершенное
преступление связаны именно с поведением,
которое запрещено уголовным законом.
Здесь речь не идет о действиях и мыслях
субъекта
до совершения уголовно наказуемого деяния.
Исходя из
сказанного под преступным поведением
понимается целенаправленный процесс,
интенсивно развивающийся в окружающем
мире
и времени, состоящий из действий, которые
впоследствии образуют состав преступления,
а также внутренних, предшествующих их
психологическому состоянию, которое
побуждает и усиливает к совершению преступления.
Указанное понятие используется не для
определения оснований ответственности
за содеянное, а главным образом для раскрытия
причин индивидуального преступного акта.
Своеобразие
индивидуального преступного
и понимания психологического содержания
необходимо вскрыть внутренние пружины,
которые привели в действие конкретную
личность. При проведении оперативно-розыскной
деятельности, предварительном расследовании
и судебном рассмотрении уголовных дел
оперативный работник, следователь или
суд постоянно сталкиваются с этими вопросами
и обязаны установить, какова была форма
вины, мотивы и цели совершенного конкретного
преступления.
Вина, мотив
и цель всегда входят в структуру
преступного действия лица. Под структурой
преступного поведения
Психологическая
сущность преступного поведения
состоит в активном стремлении лица
добиться осуществления поставленной
цели. Оно находит свое выражение
в сознательно мотивированных действиях,
направленных
на достижение определенной цели, независимо
от того, совпадает она или
не совпадает с наступившими общественно
опасными последствиями. Таким образом,
психика всегда включена в преступную
деятельность. Как правило, она выступает
как центральное связующее звено отдельных
действий этого конкретного лица.
Будучи по
своему содержанию антиобщественным,
преступное поведение с точки
зрения его строения отвечает всем
признакам волевой деятельности
в общепсихологическом ее значении. С
субъективной стороны оно характеризуется
волей, мотивированностью и целенаправленностью,
а с объективной — физическими действиями
или воздержанием от них.
Механизм
преступного поведения
Первым его этапом является осознание определенной потребности безотносительно к возможностям ее удовлетворения.
Второй этап
- мотивация преступного
Затем наступает этап подготовки и планирования. Лицо оценивает свои умения, опыт, имеющиеся средства, складывающуюся ситуацию, характеристики объекта посягательства. Оно соотносит их с выбранной целью и определяет способ совершения преступления. При необходимости лицо выполняет подготовительные действия.
Этап принятия
решения и подготовительных действий
сменяется исполнением решения.
Здесь посредством реальных действий,
воплощенных
в избранном способе совершения преступления,
лицо стремится достичь соответствующих
результатов.
После непосредственного
совершения преступления наступает
этап посткриминального поведения
преступника. Термин условный и вовсе
не исключает противоправных действий,
например, при реализации похищенного,
уничтожении улик, противодействии правоохранительным
органам в раскрытии преступления. На
данном этапе лицо скрывает следы преступления,
анализирует результаты, соотносит их
с поставленными целями.
Преступное
действие — это мотивированный,
целенаправленный, сознательный и управляемый
акт противоправного поведения,
которым достигается
Преступное
действие имеет свою динамику, свое
начало и свой конец. Изучение оперативно-розыскной
и следственной практики показывает,
что, как правило, преступное действие
имеет два этапа: мотивационный (подготовительный)
и этап его практического осуществления.
Здесь следует, однако, отличать этапы
преступного действия от стадий совершения
преступления в виде приготовления и покушения.
Стадии совершения преступления имеют
место на этапе его практического осуществления,
в то время как подготовительный этап
предшествует практическому осуществлению
преступного поведения и происходит только
в сознании данного лица.
Психологический анализ преступного деяния – это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния. Преступление как волевое действие индивида осуществляется или как развернутое сложное волевое действие или как простое волевое действие.
Простым волевым
актом, имеющим психологический механизм,
является преступное действие. Сложным
волевым актом является преступная деятельность,
которая складывается из совокупности
ряда действий,
т. е. эпизодов состава преступления.