Демографическая безопасность России и ее регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:56, статья

Описание работы

Представлены методологические подходы к решению проблемы демо-графической безопасности страны. Дается авторское определение понятия «демографическая безопасность», рассматриваются внутренние и внешние факторы формирования демографических угроз. Представлена классифика-ция демографических угроз. Обозначены наиболее значимые для России по-следствия современных демографических угроз. Разработаны индикаторы демографической безопасности, оценены их пороговые значения по данным статистической отчетности, показаны области применения индикаторов.

Файлы: 1 файл

Аннотация.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

Черкашина А.Г., ученая степень, ученое звание, ЮРИФ РАНХиГС,

Ростов-на-Дону

 

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ

 

Аннотация

Представлены методологические подходы к решению проблемы демографической безопасности страны. Дается авторское определение понятия «демографическая безопасность», рассматриваются внутренние и внешние факторы формирования демографических угроз. Представлена классификация демографических угроз. Обозначены наиболее значимые для России последствия современных демографических угроз. Разработаны индикаторы демографической безопасности, оценены их пороговые значения по данным статистической отчетности, показаны области применения индикаторов.

 

Демографическая безопасность - один из видов безопасности общества наряду с такими видами безопасности, как военная, политическая, культурная, экономическая, социальная, продовольственная, экологическая и др. Все они рассматриваются в контексте национальной безопасности. Демографическая безопасность тесным образом связана с другими видами национальной безопасности и при этом является ее важнейшей составляющей. В последнее время в связи со сложившейся в России демографической ситуацией проблема демографической безопасности страны приобретает особую актуальность.

В современной литературе под демографической безопасностью понимается защищенность процесса жизни и непрерывного естественного возобновления поколений людей. По мнению ЛЛ. Рыбаковского, демографическая безопасность «может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность - это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса»1.

Проблема демографической  безопасности разрабатывалась в  трудах белорусских демографов и социологов. В 2002 г. президентом Республики Беларусь А. Лукашенко был подписан Закон о демографической безопасности республики, разработанный на основе их исследований. Л.П. Шахотько и Н.Н. Привалова определяют демографическую безопасность как «состояние защищенности жизненно важных демовоспроизводственных процессов от реальных и потенциальных угроз» [2, с. 17]. Такое определение позволяет им четко выделить предмет исследования как совокупность мер, направленных на предупреждение возникновения угроз безопасности в демографической среде.

Формируя свое, авторское  понятие демографической безопасности, мы исходили, учитывая уже наработанный опыт, из следующих основных моментов. Во-первых, поскольку основным предметом демографической науки является воспроизводство населения - непрерывный процесс возобновления поколений и формирования демографических структур (половозрастной, семейной, этнической), постольку рассматриваемое понятие должно опираться на представление о целевых установках именно процесса воспроизводства населения. Во-вторых, это понятие должно содержать в себе возможности оценки и измерения безопасности/опасности существования основных компонентов процесса воспроизводства и формирования населения: рождаемости, смертности, состояния здоровья, семейной структуры, миграции.

Следуя этому, под демографической безопасностью мы будем понимать состояние защищенности жизни, воспроизводства и формирования демографических структур (половозрастной, этнической, семейной) от демографических угроз, поддерживаемое с помощью институциональной среды. Демографические угрозы - это явления, тенденции и действия, которые отрицательно влияют на функционирование демографической сферы и противоречат национальным и (или) региональным целям демографического развития , нарушают целостность, независимость и суверенитет государства.

Перечень демографических  угроз на разных этапах формирования и развития общества (страны) может быть различным. Так, если до начала XIX в. основной причиной смертности в России были инфекционные заболевания, сопровождавшиеся массовыми вымираниями (эпидемиями), то, естественно, основные риски смертности были связаны именно с этой группой заболеваний. Современные же риски смертности имеют иную природу.

Целью обеспечения  демографической безопасности является создание условий, необходимых для нейтрализации реальных и предупреждения возникновения потенциальных демографических угроз.

В целом разработка проблемы демографической безопасности должна включать в себя следующие важнейшие  задачи:

•    выявление факторов, формирующих демографичеекие угрозы;

•   характериетику реальных и потенциальных демографических  угроз;

•   разработку индикаторов  демографических угроз и определение  предельных критических значений состояния  отдельных составляющих демографической среды: формирования демографических структур (половозрастной, семейной, этнической), естественного и механического движения, отдельных характеристик семьи; •   разработку     механизма     обеспечения     демографической безопасности.

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

РИСКИ

Среди факторов, формирующих  демографические риски, выделяются внутренние и внешние по отношению к данной территории (стране, федеральному округу, экономическому району, области, краю). К внутренним факторам следует отнести

>  экономико-географическое положение территории и ее ресурсную базу, оказывающую влияние на формирование населения;

>  исторические особенности формирования и размещения населения, сложившиеся для данной территории миграционные связи;

>  уровень социально-экономического развития территории и его основных инфраструктурных элементов (жилье, образование, здравоохранение, социальная защита населения);

>  созданную экономическую и финансовую основу взаимодействия территории и федерального центра, оказывающую значительное влияние на формирование внутрироссийских потоков миграции с востока на запад и межрегиональных перемещений населения;

>  нарушение этнокультурных традиций, сложившихся на протяжени длительного времени и оказывающих влияние на все составляющие воспроизводства и формирования населения;

>  реализацию политики государства (в том числе демографической политики), воздействующей на все стороны жизни страны.

К внешним факторам относятся

>  состояние и процессы, имеющие место в сфере жизнедеятельности в других государствах (регионах) и формирующие иммиграционные (миграционные) потоки;

> целенаправленная деятельность внешних структур по формированию демографических рисков.

Характеризуя внутренние факторы, формирующие демографические риски, необходимо отметить, что экономико-географическое положение региона и его ресурсная база, играющие важнейшую роль в экономическом развитии территории, а также в формировании и размещении населения, могут в значительной мере усилить или ослабить демографические риски. К таким рискам приводят следующие процессы: 1) связанное с экономическим развитием и освоением ресурсной базы интенсивное «перекачивание» населения из одних регионов в другие, которое, с одной стороны, образует относительно избыточное население и перенаселенность территорий, а с другой - ведет к обезлюдению целых пространств; 2) формирование в результате миграции половозрастных диспропорций в структуре населения, связанных с отраслевой спецификой территорий, приводящее, в свою очередь, к нарушению процесса воспроизводства и массовому оттоку населения. В качестве примера таких диспропорций можно привести специфические поселения с преимущественно мужским населением, сложившиеся в северных лесных и нефтегазоносных районах Томской и Тюменской областей, где используется мужская рабочая сила, а также поселения преимущественного сосредоточения отраслей легкой промышленности, использующих женский труд, -это, например, Ивановская область в прошлом. Нарушение половых пропорций в демографической структуре подобных территорий приводит к появлению таких социально-демографических проблем, как рост разводимоети, внебрачной рождаемости, увеличение числа неполных, бездетных и малодетных семей, интенсивный миграционный обмен, не способствующий формированию постоянного населения территорий, и др. Говоря об уровне социально-экономического развития территории и его влиянии на формирование демографических рисков, необходимо отметить, что социально-экономическое развитие территории через показатели уровня жизни ее населения влияют на все составляющие процесса воспроизводства и формирования населения. Следовательно, нарушение пропорций в том или ином показателе уровня жизни будет приводить к возникновению демографических рисков в отдельных составляющих воспроизводственных процессов. Особенно отчетливо это можно проследить на примере показателей естественного движения населения и миграции в период радикальных преобразований, происходивших в России с начала 90-х годов прошлого века и приведших, в том числе, к возникновению социально-демографических проблем в результате произошедшей трансформации общества и экономики. В частности, в 1992-1999 гг. естественная убыль населения России в среднем составляла свыше 700 тыс. чел. ежегодно, а в 2000-2005 гг. - около 900 тыс. чел. ежегодно. Ни одна другая страна не имела таких потерь населения в мирное время. При столь высоких величинах естественной убыли произошло также снижение миграционной активности населения. Разделенные огромными пространствами, многие россияне оказались не в состоянии осуществить потенциальную миграцию. В результате показатели межрегиональной миграции в 1992-2004 гг. уменьшились вдвое: численность прибывших сократилась с 4,4 млн чел. в 1992 г. до 2,2 млн чел. в 2004 г., а численность выбывших - с 3,9 млн до 2,1 млн чел. соответственно.

Изменился и вектор перемещения  населения: если раньше заселялись территории с осваиваемыми природными ресурсами, то теперь идет переселение в южные и центральные районы России. Миграционные связи с большинством стран СНГ стали односторонним движением в Россию. Усилился «западный дрейф» мигрантов вследствие выраженной полярности центра страны (притягивающего население всех районов) и Дальнего Востока (отдающего население всем районам) [3]. Межрегиональная (внутрироссийская) миграция, много лет ком прироста населения восточных регионов страны, в том числе Сибири, становится фактором его убыли в этих регионах.

Значительное влияние  на формирование внутрироссийских потоков миграции с востока на запад оказала и сложившаяся экономическая и финансовая основа взаимодействия территории и центра, когда значительные финансовые потоки и материальные ресурсы концентрируются в крупных городах европейской части России. В такой ситуации все территориальные несоответствия, например между реальной заработной платой (показателями уровня жизни и условий жизнедеятельности, определяемых материальными благами) и нормой прибыли на капитал, формируют миграционные потоки. То есть в случае значительных межрегиональных различий в уровне жизни населения перемещение рабочей силы осуществляется вслед за перемещением капитала. И пока эти различия не устранены, миграционные потоки будут направлены с востока на запад, создавая «вакуум» для притяжения мигрантов из соседних перенаселенных стран.

Особо следует отметить такой  фактор формирования демографических угроз, как нарушение этнокультурных традиций населения страны. Культура является способом адаптации к окружающей действительности. Она вырабатывается на протяжении длительного времени, предоставляет уникальную возможность доступа к будущему, и ее резкое изменение может привести к дезориентации со всеми вытекающими негативными последствиями. Попытка сменить культурную парадигму, агрессивное навязывание совершенно чуждых большинству россиян норм и ценностей, идущие со стороны Запада при массированной поддержке СМИ, приводят в России не к модернизации, а к деградации и, соответственно, к вырождению.

Надо заметить, что в  регионах, сохранивших национальные традиции, сложилась более благоприятная демографическая ситуация, чем в России в целом, и депопуляция им пока не грозит. Это связано либо с традиционно высокой рождаемостью, что характерно, например, для некоторых коренных народов Сибири, либо с повышенной по сравнению со среднероссийской рождаемостью и более низкой смертностью, как это имеет место на Северном Кавказе. Причину относительно низких показателей емертноети наееления в республиках Северного Кавказа исследователи видят, помимо прочего, в практическом отсутствии среди мусульманского населения алкоголизма, который столь пагубно влияет на смертность населения в депрессивных регионах Европейской России, Сибири и Дальнего Востока и которому в особенности подвержены коренные народы Сибири и Севера. Кроме того, возможность вести подсобное хозяйство в условиях благоприятного климата, развитые родовые связи и взаимопомощь делают человека более устойчивым ко всякого рода кризисам и воздействиям извне. Традиционно существующее на Кавказе уважение к пожилым людям, которые не чувствуют себя ущербными, балластом для общества, а наоборот, выполняют важную функцию передачи знаний и традиций новым поколениям, также способствует большей продолжительности жизни.

Таким образом, можно констатировать, что в качестве одного из принципов обеспечения демографической безопасности в Российской Федерации должно рассматриваться уважение этнических ценностей, культурных традиций и устоев населения страны в сфере реализации репродуктивных установок и демографического поведения.

Что касается последнего из названных внутренних факторов-реализации политики государства, то следует отметить, что после распада СССР на протяжении почти 10 лет в России не были сформулированы даже цели демографического развития страны. Поразительно, но за 16 лет депопуляции не было ни одной сессии Академии наук, Медицинской академии, ни одного заседания Минздрава, Государственной думы, посвященных важнейшему вопросу - поиску причин сверхвысокой смертности, в том числе сильно возросшей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Лишь в сентябре 2001 г. была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, которая своей целью провозглашала стабилизацию численности населения и создание предпосылок его роста с учетом мобилизации как воспроизводственных, так и миграционных компонентов. Предусматривался комплекс мер демографической политики, связанных с тремя основными направлениями: повышением рождаемости и укреплением института семьи; улучшением здоровья населения и ростом продолжительности жизни; обеспечением необходимого миграционного прироста и совершенствованием путей привлечения и использования трудовых мигрантов. Однако никаких реальных программ в соответствии с Концепцией на федеральном уровне разработано не было.

В некоторых регионах России в последние годы разрабатывались  планы мер по реализации региональной демографической политики, учитывающей  специфику территорий. Однако ориентация на собственные ограниченные ресурсы ввиду отсутствия поддержки со стороны федеральных властей, а самое главное, слабая проработка целей и механизмов их достижения привели к тому, что эти усилия имели незначительный и неустойчивый эффект.

Если каждый из приведенных  выше внутренних факторов формирует демографические риски в составляющих как естественного, так и всех видов механического движения, то такой из внешних факторов, как состояние и процессы, имеющие место в сфере жизнедеятельности в других государствах и формирующие иммиграционные потоки, касается только межгосударственной миграции.

В начале 90-х годов при  переходе стран, образовавшихся после  распада СССР, к рыночной экономике  в результате сокращения производства и роста безработицы произошло массовое вытеснение жителей этих стран из привычной для них среды существования, и значительная часть из них сформировала внешние по отношению к России потоки иностранной рабочей силы.

Информация о работе Демографическая безопасность России и ее регионов